Классика на DTF: Девушки поют
Слушаем красивые женские голоса, исполняющие оперные арии, и немного рассуждаем о самой опере и ее месте в современной массовой культуре.
Никто не любит оперу
Я конечно утрирую, но оперный формат явно «тяжеловат» для сегодняшнего дня. Выдержать три часа неспешного сценического действия современному зрителю, заваленному тоннами медиа-контента — то еще испытание. Фоновое прослушивание дома — тоже не очень походит — смена драматических сцен требует внимания и выбивает из состояния «потока» рутинных дел.
Стереотип любителя оперы как снобствующего эстета, на мой взгляд, укоренился довольно прочно, а сам жанр воспринимается чем-то безнадежно устаревшим. Театры стараются придумывать новые форматы: делают эффектную сценографию, обращаются к более современным произведениям, но все это так и не выходит за пределы «ядерной» аудитории.
Вот примерно так, по моему мнению, выглядит опера в глазах обывателя.
В массовой культуре опера так и не сумела укорениться, в отличие от симфонической музыки, которая вполне себе живет в фильмах, а с некоторых пор и в видео-играх.
Единственный яркий пример оперного образа из кино, который я припоминаю — Плавалагуна из «Пятого элемента», которую озвучивала Инва Мула — оперная певица албанского происхождения. Штука в том, что этому «примеру» уже более двадцати лет — а другого я что-то и не припомню.
Были и другие фильмы, где опера — просто запоминающаяся локация для очередной экшен-сцены, как в «Кванте милосердия» — Бонд выявляет тайную организацию, когда на фоне идет опера «Тоска» Джакомо Пуччини, или в «Миссия невыполнима: Племя изгоев» — перестрелка в Венской опере, за кулисами оперы «Турандот» — тоже Пуччини (почему-то любит «голливуд» убивать людей под музыку именно этого итальянского композитора). Оперные локации в этих фильмах подчеркивают принадлежность антагонистов к определенному социальному классу, показывая — заговоры и разборки происходят среди «элит». Получается, что опера противопоставляется главному герою, и выступает как территория «злодеев».
Если говорить о популярной музыке — успешные попытки соединить оперный вокал с разными музыкальными жанрами (Классический кроссовер), конечно, были, и вы их хорошо знаете. Тут можно вспомнить Монсеррат Кабалье, Андреа Бочелли, Сару Брайтман (можно еще Баскова вспомнить, если хотите).
Но и здесь — это скорее единичные истории, чем какое-то полноценное направление поп-музыки.
Удачное использование оперного вокала в метале было у Igorrr — Лор Лё Прунанек органично вписалась в этот экспериментальный проект.
В хип-хопе был «Князь Игорь» от Warren G и Сиссель Хюрхьебё.
И это все примеры, которые я могу, вот так навскидку, перечислить.
Можно рассмотреть и еще один аспект — сам женский оперный вокал идет в разрез с современным тенденциям на «натуральность». Оперный голос — это музыкальный инструмент, который, кроме природных данных, требует долгой «постановки» и настройки, а в тренде сейчас естественность, подправленная, в случае необходимости, «автотюном» — посмотрите на популярных певиц, они не стесняются петь тем, что есть. (Сделаю ремарку, на всякий случай: против поп-сцены я ничего не имею, и — только сильно не бейте — мне даже Билли Айлиш нравится.)
После всего вышесказанного — чтобы как-то познакомиться с этим «трудным» жанром — предлагаю не брать оперные произведения целиком, а остановиться только на ариях и на женском вокале.
Немного справочной информации:
Опера — соединение театрального действия с музыкальной составляющей, где основой является музыка и пение, а «сцене» отдана вспомогательная функция.
Какие-то зачатки жанра появились еще в Древней Греции, а современный вид опера начала приобретать лишь к концу XVI века, благодаря флорентийским музыкантам.
Основным «новаторским» элементом оперы являлся уход от практик «многоголосия», укоренившегося еще со времен средневековья. Строгое, упорядоченное хоровое пение являлось стандартом для церковных богослужений, и не предполагало сольные партии с элементом импровизации.
Все начало меняться с приходом эпохи Возрождения, когда, вместо концентрации на божественных сущностях, главным объектом исследований для людей искусства и просвещения стал сам человек.
Под влиянием этого процесса, постепенно изменились и музыкальные практики — персонажи в музыкальных произведениях стали обретать индивидуальность, появились оперные арии, в том виде, в каком мы их себе представляем сейчас.
О женских голосах: оперные голоса различаются по высоте диапазона — принципиального значения для слушателя эта информация не несет, но — просто для общего развития:
- Сопрано — самый высокий диапазон
- Меццо-сопрано — тут диапазон немного смещен вниз
- Контральто — самый низкий диапазон
Немного иллюстраций, для создания атмосферы оперного театра:
Анна Люсия Рихтер
Девочка, певшая в хоре Кельнского собора, выросла в чудесное меццо-сопрано. Она немного переигрывает временами, но всё равно — безумно милая.
На видео одна из многочисленных песен Франца Шуберта.
Послушайте совсем свежий релиз, вышедший в этом месяце, с песнями и мадригалами Клаудио Монтеверди. Это как раз пример самых ранних (начало XVII века) «современных» оперных произведений — очень красивая запись.
Альбом на музыкальных сервисах:
Соня Йончева
Какое-то совершенно удивительное сопрано из Болгарии. Не знаю, это только на меня так действует, или есть что-то более объективное, вызывающее такой эффект, но — у меня мурашки, когда она поет эти барочные арии.
В классической музыке тоже бывают хиты, вот как эта ария из оперы Монтеверди (опять) «Коронация Поппеи», с нового альбома Сони. Это просто «хитяра» — за последний месяц я уже раз двадцать его послушал, в различных редакционных плейлистах.
Если понравилось — вот видео Зальцбургского фестиваля 2020 года, там целый концерт.
Альбом же я предлагаю послушать другой, с ариями из опер Генделя — безумно красивая запись.
Альбом на музыкальных сервисах:
Эва Зайчик
Фамилия, которая уже вызывает улыбку и хорошее настроение, а это еще и удивительное меццо-сопрано. Французская певица — можно сказать, что начинающая, но уже завоевавшая признание на различных конкурсах.
Это тизер к ее первому сольному альбому.
Фантастический голос у девушки, конечно.
Снова Гендель, но произведения уже другие, и голос другой, да и ощущения от музыки уже другие.
Альбом на музыкальных сервисах:
Патрисия Пётибон
Опять Франция, на этот раз — сопрано. У оперных певиц довольно длинная музыкальная карьера — можно сказать, что годам к тридцати они только начинают. Патрисия на профессиональной сцене с 1996 года.
Видео с арией из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди.
Сборник французских барочных арий, представленный ниже, погружает слушателя в аутентичную атмосферу французского театра XVIII века.
Довольно резкий, но техничный, голос Патрисии придает звучанию некоторую «шероховатость», но вместе с тем, и какую-то правдивость.
Очень «живая» запись получилась — попробуйте послушать.
Альбом на музыкальных сервисах:
Элина Гаранча
Переходим в раздел «селеберти», «супер-звезд» и прочих «ви-ай-пи».
Элина — латвийское меццо-сопрано, входит в созвездие оперных певиц, выступающих в Венской опере и Метрополитен-опере
Посмотрите на совместное выступление с другой звездой Венской оперы — Анной Нетребко. Это сцена из оперы «Норма» Винченцо Беллини.
Для своей музыкальной подборки я выбрал этот роскошный сборник оперных арий, сочиненных преимущественно в XIX веке.
У меня уже заканчиваются эпитеты, как именно характеризовать голос, который я слышу, тут во всех случаях подходит «безумно красивый».
Давайте использую прилагательное «мощный» — мощнейший голос.
Альбом на музыкальных сервисах:
Анне Софи фон Оттер
Это уже предыдущее, уходящее поколение звезд и Венской и Метрополитен-оперы. Шведка Анне Софи фон Оттер начала карьеру в 1983 году — помните этот год? (риторический вопрос)
«Духовная колыбельная» Иоганнеса Брамса.
Все еще молодой, красивый голос — и посвящение Франции.
На первом диске произведения французских композиторов XIX века, а на втором — французский шансон XX века.
Альбом на музыкальных сервисах:
Прошу прощения за такое обилие текста в музыкальной подборке — внезапно выяснилось, что мне есть что сказать.
Очень надеюсь, что вам понравилось — по-моему, все дамы прекрасны.