Классика на DTF: Орган
Давайте признаемся друг другу, что при упоминании слова «оргáн», у многих из нас, в голове начинает играть одна и та же мелодия.
Если вы не знали, то называется она «Токката и фуга ре минор» И.С. Баха, каталожный индекс BWV 565.
Здесь вы найдете пять музыкальных записей для расширения репертуара органной музыки, играющей в вашей голове.
В детстве орган казался мне загадочным инструментом — что-то огромное, сверкающее металлическими трубами, с россыпью клавиш, педалей, ручек на своем пульте, и все это с ощущением какой-то скрытой мощи «под капотом». Короче говоря, орган тогда воспринимался не только как инструмент, на котором можно играть музыку, но и как таинственная машина, с помощью которой, при желании, можно переместиться куда-то очень далеко — с фантазией у меня тогда недостатка не было, как вы понимаете. Другое дело, если воспринимать это все как метафору, то данный посыл будет верен и сейчас.
Если вы вдруг решили пойти на органный концерт, то вот вам моя рекомендация: отдайте предпочтение органу в каком-либо храмовом сооружении. Дело в том, что сам инструмент, изначально, предполагает размещение в зданиях с определенной внутренней акустикой. Все эти реверберации в каменных соборах и церквях, обогащают звук инструмента, придают ему глубину, раздвигают пространство звуковой картины.
Думаю, именно на такой эффект и рассчитывали композиторы, писавшие музыку столетия назад.
Органы, размещенные в концертных залах, находятся в несколько другой обстановке, там внутренняя акустика помещений имеет специальную подготовку, все лишние звуковые отражения гасятся — в итоге орган звучит несколько «суше», что влияет и на общее восприятие музыки.
Хотя, если выбора у вас нет — ничего страшного, получить представление об инструменте, или ознакомиться с конкретным музыкальным произведением, можно и в концертном зале.
1766
Вот эта привязка инструмента к объектам архитектуры делает уникальными и музыкальные записи, произведенные в стенах исторических сооружений.
Запуская трек на вашем любимом музыкальном сервисе, и слушая сочинение в ваших bluetooth-наушниках, вы слышите не только звук музыкального инструмента, но и получаете некоторую звуковую картину, аутентичную той, в которой она, возможно, когда-то создавалась.
Получается такой звуковой слепок далекой эпохи, который может быть воспроизведен прямо сейчас, у вас на смартфоне.
Удивительным фактом для меня оказался возраст возникновения музыкального инструмента — какие-то прообразы современных органов, видимо, появились еще до нашей эры. Для сравнения: струнные клавишные инструменты начали упоминать только с XIV века н.э. Короче говоря, механизированный блок из флейт, чем по сути и является орган, появился в истории человечества значительно раньше, чем механизированные цимбалы.
Еще нужно отметить, что во всей этой истории с органами, как правило, присутствуют четыре действующих лица: архитектурное сооружение, музыкальный инструмент, композитор и исполнитель. Этот момент, когда музыкальный инструмент привязан к определенному архитектурному сооружению, немного отличает органную музыку от других классических музыкальных жанров, и помогает придать глубину повествованию, когда требуется рассказать про органную музыку.
Теперь Карл Рихтер, на примере все той же BWV 565, продемонстрирует вам, как играют на органе. Можно заметить, что для успешного исполнения ему требуется помощник, а активное использование ног при игре может быть альтернативой кардио-тренировке.
Предлагаю теперь немного полюбоваться эстетикой этого замечательного музыкального инструмента:
Тринадцатый век — до высадки европейцев на континенты Америки и Австралии остаются еще сотни лет — наверно сколько же, сколько нам ждать высадки человека на Марс.
В 1211 году в городе Рига, с момента основания которой тоже прошло совсем немного времени, началось строительство Домского собора.
Первый орган собора был установлен еще в XVI веке, но до наших дней не сохранился, и в 1883 году был заменен на новый инструмент немецкого производства. А вот роскошному декоративному фасаду органа удалось пережить все эти реконструкции, так что его происхождение относится к эпохе барокко.
В данной записи из Домского сосбора представлены «Лейпцигские хоралы» И.С. Баха в исполнении Александра Князева — солиста Московской государственной академической филармонии.
Очень спокойная музыка — без такой эмоциональной яркости и драматизма, как в токкатах и фугах.
Альбом на музыкальных сервисах:
Монастырь Святого Флориана в Австрии — здесь мы погружаемся еще глубже в толщу веков, и оказываемся в средневековье. XI век — понятно, что с тех времен могли сохраниться только фрагменты крепостных стен, а все остальные сооружения были построены уже позднее, но — вы только представьте — еще не было Крестовых походов, города Москвы еще нет (по крайней мере упоминаний о нем), а на этом месте уже стоит монастырь, который пережил тысячелетие.
Орган монастырской базилики Св. Флориана был построен в 1774 году.
Если вам вдруг знаком такой австрийский композитор — Антон Брукнер (ну вдруг), то вот на этом органе он играл, когда был приходским органистом при монастыре.
После смерти, Брукнера похоронили в крипте этой базилики, прямо под этим самым органом, а орган теперь так и называют — «Брукнеровский орган»
Андреас Этлингер — нынешний штатный органист монастыря.
На этой записи вы можете услышать, как он играет «космический эмбиент», написанный в XIX веке немецким композитором Иоганнесом Брамсом — и все это звучит в старинной базилике, на могиле известного австрийского композитора.
Альбом на музыкальных сервисах:
Собор Богоявления Спасителя в испанской Сарагосе вырос из старинной мечети, построенной еще в VIII веке.
Орган в соборе появился в 1469 году, но за эти годы многократно модернизировался — оригинальные элементы перемешивались с более поздними деталями, поэтому датировать этот орган можно лишь условно.
Вообще, это касается и всех остальных органов, в той или иной степени — несмотря на все эти внушительные размеры, орган — очень прихотливый инструмент, и даже неаккуратная реставрация может привести к «катастрофическим» последствиям.
Одиозный случай такой «реконструкции» произошел с крупнейшим в мире органом концертного зала Бордуок (США), по ссылке можете ознакомиться с его историей.
Хосе Луис Гонсалес Уриол — коренной житель Сарагосы, признанный музыкант и преподаватель.
В этой записи представлены сочинения испанских композиторов XVI—XVIII веков, так или иначе живших в Сарагосе.
Характер звучания инструмента здесь разительно отличается от предыдущих записей — сказывается возраст инструмента, да и испанская музыкальная «школа» явно отличается от северо-европейской.
Альбом на музыкальных сервисах:
Церковь Святого Николая в немецком городе Куксхафен была построена в XIII веке на деньги местных фермеров, или рыбаков — город находится на берегу Северного моря.
Постройка органа датируется 1497 годом — и хотя в дальнейшем инструмент несколько раз модернизировался и достраивался, его основные элементы дошли до нашего времени в сохранности.
Штрих для исторического контекста: в этом году Васко да Гама отправился искать морской путь в Индию.
Музыкальная запись французского органиста Мишеля Шапюи, на которой он исполняет произведения немецкого композитора эпохи барокко Винсента Любека.
Тут уже перед нами открывается музыкальная картина не бесконечного космического пространства, а скорее драматизм природных северных ландшафтов и сила морской стихии — очень эмоциональная музыка.
Альбом на музыкальных сервисах:
Церковь Святой Троицы в чешском городе Рихнов-над-Кнежноу видимо была построена еще в XVI веке — точная датировка неизвестна, но известно, что в 1713 году ей модернизировали фасад, построив его в стиле барокко.
У церкви интересная судьба: она какое-то время стояла заброшенной, рядом с ней был построен замок, и однажды она почти целиком сгорела.
Информации об этом органе почти нет. Известно только имя мастера — Иржи Спаниель, и год постройки — 1843.
Ярослав Тома — музыкант, профессор музыкального факультета Академии исполнительских искусств в Праге.
Представленная музыкальная запись — одна из серии выходивших альбомов с историческими органами Богемии.
Здесь мы слышим более современную музыку композиторов XIX века: Феликса Мендельсона, Антонина Дворжака, Франтишека Мусила.
Характер музыки постепенно меняется, сквозь завитки барочных традиций проступает девятнадцатый век, и мы отчетливо ощущаем ход времени, и как старое сменяется новым.
Альбом на музыкальных сервисах:
Такая получилась подборка: смесь архитектуры, музыки и истории.
Слушайте записи — оставляйте комментарии, а то вы что-то притихли совсем.
Постараюсь и дальше держать график, и выпускать по материалу в неделю.