Классика на DTF: Петя и волк
Небольшой обзор музыкальных записей симфонической сказки Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк».
Классическая музыка для начинающих и необычные рассказчики.
Я хотел начать серию небольших подборок классической музыки совсем с другой темы, но в процессе подбора материалов понял, что эта детская сказка очень удачно подходит для первого поста.
Да и еще 5 марта – день памяти С.С. Прокофьева, так что – всё сложилось.
Сергей Сергеевич Прокофьев — выдающийся русский композитор, в 1936 году, будучи уже состоявшимся и признанным автором, написал детскую симфоническую сказку «Петя и волк».
Особенность «Пети и волка» в том, что в ней присутствует чтец. Можно сказать, что это «голос за кадром», который комментирует происходящие музыкальные события. Все это, разумеется, сделано специально для юных слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия событий, рассказываемых на языке музыкальных образов. Сами образы очень яркие, каждому персонажу соответствует свой музыкальный инструмент и своя отличительная музыкальная тема.
Получается наглядная демонстрация языка симфонической музыки – какими именно способами достигается передача образов, настроения и происходящих сюжетных событий.
Конечно, это всего лишь сказка с очень примитивным сюжетом, да и масса произведений симфонической музыки не имеют четко прописанного сюжетного контекста, но даже в «номерных» симфониях можно проследить те же музыкальные приемы передачи эмоций и ощущений.
Вот вам наглядный пример: можете послушать музыку из финальных титров фильма Batman Returns (1992), которую написал Дэнни Эльфман. Здесь, в одном произведении, присутствуют образы сразу трех персонажей, и музыка очень четко передает их разные характеры: вначале звучит героическая линия Бэтмена, которая плавно переходит в загадочную и лиричную тему Селины – женщины-кошки, и в конце звучит грустная и трагичная тема Пингвина.
Но вернемся к «Пете и волку», начать знакомство можно вот с этой «классической» записи 1956 года.
Альбом на музыкальных сервисах:
Тут надо упомянуть еще одного «соавтора» этого произведения, Наталью Ильиничну Сац — советского театрального режиссера, и много еще кого.
Именно она подбила Прокофьева на написание этой сказки.
Можете посмотреть видео, где она лично рассказывает про создание этого произведения, ну и сам «Петя и волк» здесь тоже присутствует.
Произведение у С.С. Прокофьева получилось довольно уникальное, и довольно быстро оно начало жить своей жизнью.
Выпускались музыкальные пластинки, нотные издания(адаптированные под игру на фортепиано), и речь шла не только об СССР — сказка стала популярна во многих странах.
Дошло до того, что через 10 лет после написания симфонической сказки, в 1946 году, Walt Disney Productions выпускает небольшой мультипликационный фильм Peter and the Wolf.
С точки зрения звукозаписи, музыкальная сказка оказалась очень простой в плане ее озвучивания: объем текста небольшой, чтец может записывать голос отдельно от оркестра (иногда, одни и те же оркестровые записи использовались для разных чтецов), сам характер детского произведения имеет положительный имидж.
Все это способствовало появлению большого количества релизов с самыми разными и неожиданными участниками.
Все из них перечислять нет никакой возможности, но самые интересные попробовал обозначить ниже.
Шон Коннери
Сэр Томас Шон Коннери озвучил сказку в 1965 году. Совершенно замечательное, фирменное произношение придает записи какой-то очень благородный, аристократический лоск.
Альбом на музыкальных сервисах:
Дэвид Боуи
Знакомый, почти родной, голос может не только спеть Starman, но и рассказать вам сказку (ну или вашим детям).
Альбом на музыкальных сервисах:
Стинг
У Стинга очень забавная озвучка получилась – такой позитивный чувак на расслабоне.
Альбом на музыкальных сервисах:
Шэрон Стоун
Шэрон, к сожалению, послушать не получилось. В России запись на музыкальных платформах недоступна.
Диски с записью, похоже, довольно редкие, сложно найти какую-то информацию о них.
Там еще на диске Сэмюэл Л. Джексон речи Авраама «motherf****r» Линкольна читает.
В России альбом доступен только на торрентах.
Михаил Горбачев и Билл Клинтон
Собрались как-то в Женеве: бывший и единственный президент СССР, бывший президент-саксофонист США и Софи Лорен, чтобы записать музыкальный альбом, а бармен им и говорит...
Есть продолжение: в 2004 году эта запись получила «Грэмми».
Альбом на музыкальных сервисах:
Антонио Бандерас и Софи Лорен
Я так понимаю, что альбом предыдущего коллектива не очень зашел публике(или наоборот), поэтому оркестровую запись решили использовать повторно, но уже без бывших президентов, их заменил Бандерас.
Нюанс в том, что Бандерас читает на испанском, и звучит это все просто шикарно.
Альбом на музыкальных сервисах:
Дэвид Теннант
Тут мы отходим от классического варианта музыки, и переходим к джазовой адаптации. Теннант, как и Шон Коннери, тоже шотландец, и произношение у него такое же крутое.
Альбом на музыкальных сервисах:
Элис Купер
Этот макабрический дядька вообще все переделал.
Здесь и сюжет полностью переработан в соответствии с канонами Купера: Петя прилетает из России в LA к своему деду-эмигранту, волк убегает из зоопарка, а еще там есть гигантский робот.
Ну и саунд-дизайн и музыка тут, скажем так, сильно дополняют Прокофьева.
Альбом на музыкальных сервисах:
Вот такая история с простой детской сказкой.
Постараюсь, в дальнейшем, регулярно выкладывать подборки с классической музыкой, это направление – самое обделенное на DTF.
Очень обидно, когда понятия «классическая музыка» и «снобизм» как-то объединены в головах людей. Многие сотни лет музыкальной истории, огромное количество композиторов, совершенно разные музыкальные направления и форматы – когда мне говорят, что не любят «классику», хочется спросить: – Что, вот прямо всю?
Короче говоря, наблюдаются некоторые позывы к популяризаторству, поэтому придется вам потерпеть.