Пост-метал - «метал для думающих». От истоков жанра до наших дней

Как и когда начал формироваться пост-метал, какие группы считаются основателями жанра и почему это «метал для думающих» - порассуждаем в этой статье.

Cult Of Luna
Cult Of Luna

Пост-метал, как и любой пост-жанр, - явление достаточно размытое, и загнать в определенные рамки его нельзя. Вы можете сказать, что это более тяжелое ответвление пост-рока и будете правы. Можете сказать, что это такой поджанр шугейза и тоже будете правы. Но в этой статье хочется не классифицировать пост-метал, а рассказать о его особенностях и о ярких представителях.

Если вкратце, то пост-метал - это метал, несколько вышедший за рамки жанра. Наряду с тяжелыми гитарными риффами музыканты придают звуку эмоциональность и другими способами - добавляют элементы эмбиента, авангарда, психоделики. Обычно пост-метал треки отличаются замедленным темпом, а сама структура композиции более близка к пост-року, чем к, собственно, металу. Большинство композиций отходят от привычного построения «куплет-припев» и основываются на повторяющихся элементах и многократных крещендо (увеличение силы звука), приводящих к кульминации - наиболее эмоциональной точке треков.

Как зарождался жанр

Почву для восхождения пост-метала подготовили группы, сочетающие хэви-метал с элементами авангарда - такие, как Melvins и Swans, к примеру. В целом, многие яркие представители жанра вышли из хардкор-панк-кругов - как Neurosis, которые ныне являются одними из нескольких фундаментальных групп в пост-метале.

Neurosis

На первой своей пластинке 1987 года Pain Of Mind ребята демонстрировали хардкор-панковое звучание. Но состав группы менялся, менялись привносимые музыкантами идеи, и их третий альбом, Souls at Zero, уже был очень близок к тому, что вскоре назовут пост-металом.

Спустя несколько лет вышел альбом Through Silver in Blood, и вот его-то и назвали сперва изобретением пост-металлического жанра, а затем - одной из лучших пост-метал пластинок (по версии журнала Fact). Neurosis в своем творчестве любят прибегать к контрастам, и яркий тому пример - трек Strenght of Fates. Большая его часть избавлена от гитарного перегруза вообще, и оттого создает еще более меланхоличный, гнетущий настрой, за которым следует настоящий взрыв. На таком контрасте в дальнейшем и будет построен чуть ли не весь пост-метал.

Godflesh

Своим альбомом Pure они вдохновили множество групп на сочетание метала с многослойными структурами и оказали немалое влияние на ряд последующих индастриал- и пост-метал-групп. Правда, ближе к концу 90-х группа ушла в эксперименты, сведя к минимуму гитарный звук и сделав упор на электронную составляющую, но факт остается фактом - первые альбомы сформировали идею, которую подхватили многие группы после Godflesh.

Isis

Еще одна ключевая фигура в этом жанре - Аарон Тернер, основатель лейбла Hydra Head Records и группы Isis, которая задала вектор узнаваемого пост-метал-звучания и стала его центром. Аарон, кстати, и назвал жанр «металом для думающих людей», намекая на то, что пост-метал свободен от каких-либо рамок и тесно связан с искусством.

Аарон Тернер
Аарон Тернер

Классикой жанра считается второй альбом группы, Oceanic, где шум сочетается с жужжащими гитарами, а кричащий вокал - с легкими психоделическими прогрессиями (повторение мотива в один или два такта в восходящем или нисходящем порядке).

Не менее интересен и следующий альбом, Panopticon, вобравший в себя фирменное тяжелое звучание и приемы, характерные для пост-рока. Звук бас-гитары здесь, кстати, весьма непрозрачно отсылает нас к Джастину Чэнселлору, басисту группы Tool. Он же, кстати, записывал некоторые партии для композиции Altered Course.

Pelican

Примерно во время выхода альбома Oceanic лейбл Аарона Тернера подписал контракт с группой Pelican, ныне являющейся одной из влиятельных фигур в мире инструментального пост-метала. Хоть гитарист группы и заявляет, что их музыка ближе к панку, да и классифицировать жанр своего творчества не слишком хочет, в ранних EP - Ephemeral и Pelican, к примеру - отчетливо слышится влияние Neurosis и Godflesh.

Jesu

После распада Godflesh в 2002 году создатель Jesu, Джастин Бродрик захотел поизучать эмбиент. Бродрик комментирует звучание своего проекта так: «Я хотел взять ритм и соединить его с сюрреалистичным, мутировавшим металом, как у Godflesh». Здесь больше чистого вокала, чем у многих других представителей, но дебютный полноформатный альбом богат и на элементы шугейза, и на тягучий, тяжелый звук.

Cult Of Luna

Наибольшее распространение пост-метал получил на американской сцене, но Cult Of Luna - одни из немногих европейских групп, ставших на сегодняшний день "законодателями" жанра. Своим звучанием они во многом обязаны альбому Isis - Oceanic. В начале статьи уже было сказано, что большинство пост-метал групп - это выходцы из хардкор-панка, и Cult Of Luna - не исключение: они сформировались из остатков группы Eclipse.

Cult Of Luna
Cult Of Luna

Прорывным для группы можно назвать альбом 2004 года Salvation: именно тут уже можно отследить сформировавшийся стиль группы, во многом сохраняющийся и по сей день. Два предыдущих ранних альбома можно назвать более «думовыми» и тяжеловесными, а вот с Salvation начинается новое звучание. Хоть оно, конечно, еще не раз отклонится то в сторону синтивейва, то в сторону индастриала.

Последний альбом, The Raging River (вообще это EP, но длится он аж 40 минут) - прекрасный вариант для знакомства и с самим жанром, и с дискографией группы. Можно сказать, что это такой собирательный образ всего творчества Cult Of Luna за прошедшие годы. А еще это первый релиз, который ребята выпустили на собственном лейбле.

Amenra

В 1999 году, после того, как распалась еще одна хардкор-панк группа Spineless, трое ее участников решили создавать музыку «с сердцем и душой». Так появился проект Amenra, ставший одной из знаковых европейских пост-метал групп наряду с Cult Of Luna.

Ключевым моментом в творчестве группы можно назвать альбом Mass III, в котором они нашли свое звучание. В двух более ранних альбомах влияние панка слышится более явно, а к третьей "Мессе" появилась тягучая мелодика, темп композиций снизился, музыка стала более гипнотической и вдумчивой.

Amenra продолжили формировать свое пост-метал звучание, и к альбому Mass V дошли до еще одного знакового момента в своей карьере. Этот альбом был записан на лейбле Neurot Recordings, принадлежавшем участникам группы Neurosis, которая оказала немалое влияние на стиль и звук Amenra.

Year Of No Light

И еще один представитель европейской сцены, на этот раз из Франции. Дебютный альбом группы, Nord, сочетает в себе сладж, шугейз и психоделик, и после его выхода группу даже охарактеризовали как «The Cure, которые играют сладж».

Спустя несколько лет группу покинул вокалист, и Year Of No Light продолжили свое существование как инструментальный проект, состоящий из шести человек. Альбомы, записанные после этого - Aussewelt и Tocsin - небольшие, но емкие и цельные произведения, объединяющие в себе и дроун, и дарк-эмбиент, и, собственно, пост-метал.

Статья не ставит цели с энциклопедической точностью рассказать о пост-метале в мельчайших подробностях. Скорей, она послужит отправной точкой для тех, кто интересуется жанром и, может быть, сподвигнет на более детальное изучение и поиск новых, неизвестных ранее групп.

4040
57 комментариев

Стандартная шутка про то, что я любил слушать ISIS до того, как они начали резать головы неверным и взрывать памятники культуры. Это абсолютно не круто, Аарон Тернер! 

5

Каждый раз смеюсь с подобного :D

2

Ох, жанр, благодаря которому я открыл для себя сладж, дроун, шугейз, индастриал и кучу другого медленного и жирного музла. 
Скину пару любимых треков от групп, которых нет в посте

3

эх каллисто, куда они вообще делись?

Пост-метал - «метал для думающих»Если вам нужно говорить, что вы леди, то вы не леди

3

Опять-таки, это не мои слова, а одного из основателей жанра, к нему и вопросы

Спасибо за статью. Стоит упомянуть Julie Christmas для люителей женского вокала. Отметилась коллабом с Cult of Luna и альбомом The Bad Wife. 

2