Предвосхищая гиперпоп: Clarence Clarity — No NOW

Возникновение новых жанров музыки практически всегда сопровождается спорами об аутентичности и корректности новоявленного жанрового ярлыка. Даже артисты, в которых признают прародителей любого названного жанра, нередко открещиваются и отнекиваются от даже принадлежности к оному, настаивая на собственной артистичной и творческой уникальности. Понять их нетрудно, тем более в век, когда все жанровые принадлежности и границы с каждым днём всё сильнее размываются и смешиваются: одной жанровой этикеткой «Рок» или «Хип-хоп» уже не никак обойтись, поэтому самым достоверным описанием музыки воистину может быть только имя исполнителя. Однако мы живём в мире людей, а не роботов, где никто не обязан знать ВСЕХ исполнителей, поэтому и приходится разграничивать музыку на жанры, а впоследствии на поджанры и так до бесконечности. Чтобы за барной стойкой знакомому на обычный вопрос «Какую музыку ты сейчас слушаешь?» отвечать не занудным перечислением вероятно неизвестных собеседнику артистов, а чем-то более простым и способном вызвать хоть какую-нибудь ответную реакцию, чем-нибудь типа «раний бристольский трип-хоп».

Гиперпоп (англ. Hyperpop; на русском выглядит достаточно диковато, но вы держитесь, это всё-таки достаточно корректно) же, в плане своего становления, не сильно отличался от предшественников: термин гиперпоп какое-то время был мемом в социальных сетях, практически не воспринимался серьезно и витал где-то на просторах SoundCloud и Discord… до 2019 года. В марте 2019 года случился альбом дуэта 100 gecs1000 gecs. Пластинка длинной всего в 23 минуты, благодаря своей смелости и невероятному сочетанию звуков и мелодий, быстро разлетелась по интернету, практически моментально получила культовый статус, и, по сути, утвердила жанр как явление, с которым стоит считаться. В августе того же года этот дуэт стал гостевым куратором официального hyperpop плейлиста в Spotify, и, заполнив его первопроходцами жанра из SoundCloud и Discord, подарил нужный толчок к дальнейшему развитию жанра из смутного андерграунда в массы. А в сентябре с третьим студийным альбомом Charlie XCXCharli оказалось что гиперпоп всё ещё очень даже поп, и что жанр только начинает разгоняться, не только производя новых исполнителей в индустрии типа Rina Sawayama и Dorian Electra, но и увлекая по пути примелькавшиеся громкие имена: Grimes, AG Cook и SOPHIE(R.I.P).

Так же хочется отметить этимологию слова «гиперпоп» и то насколько это название подходит жанру. Ведь на вопрос «Как оно звучит вообще?» можно ответить этой же самой приставкой «гипер». А ещё как звучит? Ярко, красочно. Сахарно, радужно, невероятно плотно, гипертрофированно и громко. С тяжелыми на синты глитчом. Высокий питч как инструментов, так и нередко вокала. Феминно, радостно и всё ещё достаточно попсово. Футуристично попсово. Как пластиковая музыка воображаемого будущего. И как вы могли заметить, все эти примененные раннее описательные термины почти не обозначают вовлеченные в дело соседствующие жанры музыки. А всё потому что в этом плане гиперпоп является очень гибким жанром, удивительно точно подходящим и рефлексирующим нашу современную эру, эру третьего десятилетия 21 века, где границы уже давно размыты до неузнаваемости. Под этим большим зонтом с названием «гиперпоп», могут собираться не только очевидно соседствующие и предшествующие EDM, глитч-электропоп и баблгам басс, но и далекие кантри или даже металл. По этой причине, как мне кажется, «Всё и сразу» тоже является очень хорошей и емкой характеристикой данного жанра.

Теперь, когда вся нужная экспозиция предоставлена, можно перейти к главной теме этого текста, отмотать часы на 6 лет назад(или на 4 года, если считать от прорывного для гиперпопа 2019), в 2015, к дебютному альбому британского музыканта, мульти-инструменталиста и продюсера Адама Марка Криспа, более известного под сценичным псевдонимом Clarence Clarity.

Clarence Clarity — No NOW

Clarernce Clarity - No NOW / 2015
Clarernce Clarity - No NOW / 2015

Ключевой трек: Those Who Can’t, Cheat

No NOW встречает слушателей плотной стеной звука, поддерживаемой сверкающими клавишными и многослойным бэк-вокалом в интро композиции Become Death. За эти вступительные 58 секунд становится примерно понятно чего ждать дальше, и следующий, уже полноценный трек Will to Believe, не разочаровывает: максималистичность и густота звучания не пропадает ни на секунду, бит, который вполне мог течь от начала и до конца, меняется и выворачивается наизнанку как минимум три раза, а количество различных применений вокальных обработок по ходу композиции тяжело подсчитать. В следующей песне с интригующим названием Alive in the Septic Tank можно на удивление заметить элементы восточной музыки, пусть даже и очень электронно-искаженные, однако эти и многие другие вдохновления фольклорными музыками мира ещё будут прослеживаться в течение всего этого альбома. Так, к примеру, в интро к открывающему вторую половину альбома Meadow Hopping, Traffic Stopping, Death Splash слышно пение на индонезийском. Хотя этот трек и без этого является крайне эксцентричным и при этом очень запоминающимся, каким и должна быть хорошая поп-композиция.

I was in Hollywood

At the Witch House

With the Reptiles

And the Catholics

Какому треку также не отказать в броскости и запоминаемости, так это центральному треку этого альбома Those Who Can’t, Cheat. Эта песня работает на каком-то недостижимом эмоциональном уровне, смешивая столько разных, ярких звуков, типа искривлённых и вывернутых наизнанку арпеджио, с очень тяжелым, качающим битом при поддержке очень страстного, иногда электронно низкого вокала. Получившаяся ядерная смесь звучит так, будто при всей своей яркости и дерзкости она может добраться до самого нутра, и присущая треку грязность только усиливает это ощущение, добавляя наверное ещё больше поводов двигаться под это всё телом.

Нетрудно обвинить этот альбом в бездумном обстреливании идеями со всех сторон, ведь на одну секунду этой пластинки может приходиться невообразимое количество звуков, которые как лук: каждый раз когда избавляешься от одного слоя инструментов, находишь под ним ещё два. Однако идеи на одном только наслаивании звуков не заканчиваются. Великолепным ходом мне показалось креативное использование сэмпла ведущей синтезаторной мелодии одного из закрывающих треков Cancer™ in the Water. Этот семпл начинает органично появляться на несколько секунд в конце некоторых треков на протяжении всего альбома, так что на подходе к этому треку у вас уже есть некая едва различимая знакомость, которой Clarence Clarity искусно пользуется чтобы Cancer™ in the Water была кульминацией, наградой для слушателя. Ведь когда слышишь как едва знакомые ноты в итоге раскрываются и результируются в прекрасную мелодию для не менее прекрасной песни, начинаешь больше уважать и ценить автора, ведь это всё-таки чертовски приятная мелочь.

Однако стоит поставить во внимание тот факт, что несмотря на всю свою блескость и радужность No NOW не является легким прослушиванием. Пластинка идет амбициозные 62 минуты, что достаточно немало для альбома с такой высокой степенью экспериментальности и неординарности. И не то чтобы No NOW не справляется со своей амбициозностью, просто оказывается если слушать музыку, которая не сбавляя темпа хлестает слушателя со всех сторон густыми волнами сверкающих звуков, можно устать и начать отвлекаться. Возможно поэтому в альбоме ровно по середине есть целый 23 секундный скит Tathagātagarbha полной тишины, чтобы дать слушателю отдохнуть(а возможно и нет, ибо если включить этот трек на очень высокой громкости, можно услышать некий диалог). Однако отдых этот весьма короткий и поэтому в ретроспективе может показаться что во второй половине альбома треки как бы сливаются в один: из-за того что они предлагают не очень большое эмоциональное разнообразие на контрасте с остальными композициями, получается так, что ко второей половине восприятие может банально подустать.

Также хочется отметить привычку Clarence Clarity брать уже готовые броские мелодии и биты, разбирать их, искажать до неузнаваемости, добавляя различные звуковые эффекты, или просто резко менять всё с ног на голову ниспровергая все возможные ожидания. И это часто работает на руку: удачнеёшим примером является баллада Off My Grid. Однако иногда(в пользу альбома добавлю что это происходит достаточно редко) это всё же чувствуется как эксперименты ради экспериментов. Всё-таки не всегда всё должно постоянно сходить с ума. Или должно, но чуточку аккуратнее.

Надеюсь к этому моменту параллели между гиперпопом и No NOW уже достаточно очевидны, чтобы не вдаваться в бессмысленные споры о том правда ли этот альбом можно квалифицировать именно как гиперпоп, а не как экспериментальную электронику или глитч-поп. Ведь это не так важно, важно то, что если в 2015 году, в год релиза этой пластинки, спросить кого-либо на что она похожа, то вы вряд ли смогли бы получить внятный ответ. Ведь тогда она была похожа на всё и непохожа ни на что одновременно. Это только сейчас можно привести параллели с давно упомянутыми 100 gecs или Dorian Electra, но это только сейчас. Вот почему No NOW поистине восхищает. То что наиболее близко похожая на него музыка вышла только несколько лет спустя. И несмотря на некоторые недостатки, и даже если убрать контекст уникальности в момент выхода, No NOW остается альбомом очень высокого класса. А трек Those Who Can’t, Cheat уже давно засел в моём плейлисте и вполне оправданно может получить место в моём списке лучших песен прошедшего десятилетия.

Невероятно амбициозный получился альбом, и важнее даже что он оправданно амбициозный. Clarence Clarity показал что может не только создавать огромную музыкальную палитру из различных инструментов и слоёв по-разному обработанных звуков, а, не превращаясь в какофонию, играть всем этим как одним большим инструментом, делать из этого броскую, смелую, а главное качественную музыку. И это очень большое достижение для всего лишь дебютной пластинки, предвосхищающий целый жанр на годы вперёд.

88
2 комментария

Спасибо за наводку!

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить