Японский ген. Наследие Соичи Терады

Японский ген. Наследие Соичи Терады

Прошло много лет, прежде чем мужчина в цветастой рубашке смог по-настоящему привлечь внимание поклонников танцевальной музыки, промоутеров вечеринок и объективов фотокамер. Соичи Терада все еще в хорошей форме (сейчас ему 56 лет), но свой прорыв он совершил еще в 90-ых, скрестив любимую им танцевальную электронику с непередаваемым японским колоритом.

В 80-ые, на которые пришлись студенческие годы Соичи, в Японии существовало много рок- и поп-групп, но музыкальный мир Терады перевернулся тогда, когда он услышал музыку Yellow Magic Orchestra. Отличительным почерком этой группы всегда было инновационное звучание их электронных инструментов: трио было одержимо сэмплерами, секвенсорами и драм-машинами. В итоге их страсть передалась и Тераде, который с детства любил поигрывать на отцовском электрооргане. В середине 80-ых Японию, которая всегда неровно дышала к дуновениям американской культуры, захлестнуло цунами хип-хопа. В итоге Терада увлекся тернтаблизмом. На одном из рэп-баттлов он познакомился с другим молодым музыкантом, также прикипевшим к вертушкам с пластинками. Так образовалась его долгая связь с Шиничиро Йокотой, другом и музыкальным единомышленником на всю жизнь.

Японский ген. Наследие Соичи Терады

Следы хип-хопового прошлого музыкантов можно услышать на первом сборнике их достижений, вышедшем на собственноручно созданном Терадой лейбле Far East Recodings. Это не только сэмпл из Public Enemy в "Believe in the House", призывающий не покупаться на хайп, но и завершающая компиляцию "Bomb the Mac", составляющая резкий контраст остальным композициям глухими взрывами простого, но увесистого бита, и даже наличием рагга-сэмплов.

Последний кусочек паззла сложился, когда Терада услышал музыку, которой в конце 80-ых заболела вся Америка – чикагский хаус просочился в ухо молодому музыканту на специализированных вечеринках, которые устраивал один из его друзей. Культурный шок ударил по Соичи настолько сильно, что услышав особо понравившийся трэк, он тут же побежал домой, в свою студию, чтобы попробовать сделать что-то похожее. Скоро процесс пошел в две пары рук: Терада обменивался с Йокотой дискетами с результатами музыкальных опытов, а когда не терпелось поделиться чем-то особенно захватывающим – звонил другу по домашнему телефону и подносил трубку к динамикам. Результатом плодотворной работы товарищей стал первый крупный релиз их лейбла, названный так же – "Far East Recording". Хаус по Тераде и Йокоте, разумеется, создавался по лекалам американских традиций – сами музыканты признаются, что пытались просто скопировать то, что слышали. Однако и на сегодняшний день хиты, которыми под завязку набита компиляция, звучат аутентично – это и характерное звучание синтезаторов, и яркие, несколько наивные мелодии, которые навевают воспоминания о допотопных видеоиграх, единственной целью которых – в чем, возможно и состоит их шарм – было развлечь и впечатлить играющего.

Увлечение хаусом скоро сошло на нет – после выпуска первой компиляции Йокота обратился к другому своему хобби – автомастерской, где он занимался тюнингом машин. Терада продержался несколько дольше – в 1995-ом свет восходящего солнца увидела вторая часть сборника "Far East Recording" , на этот раз состоявшая исключительно из трэков пера Соичи.

Уже в этом же году Терада подхватил другой музыкальный вирус из-за границы – середина 90-ых стала пиком популярности драм-энд-басса. Заразился он так же, как и в прошлый раз: инициация произошла в тот самый момент, когда Соичи услышал ревущий саб-бас, заполняющий пространство клубного помещения. Как и в случае с хаусом, он немедленно возжелал воплотить новые тенденции в собственной студии. Различие, однако, тоже имелось: если ген японской идентичности в хаус-музыку Терады и Йокоты попал неосознанно, то здесь, будучи уже опытным музыкантом, Соичи сознательно внедрил в изобретенный британцами джангл частички японской культуры. Для записи альбома "Sumo Jungle", который вышел уже в 1996-ом, Терада использовал собственноручно записанные с телевизора фрагменты состязаний по сумо: именно поэтому среди привычного джанглового треска, басового гудения и клавишных прогрессий там и сям мелькают звуки абсолютно для стиля чуждые: боевые кличи сумоистов, звуки гонга и комментарии рефери.

                  <i>обложка CD-версии альбома "Sumo Jungle", 1996, Far East Recording</i>
                  обложка CD-версии альбома "Sumo Jungle", 1996, Far East Recording

Запись "Sumo Jungle", как оказалось впоследствии, открыла для музыканта кардинально новую возможность: в 1999-омрелиз услышал член команды, которая работала над созданием платформера Ape Escape для Playstation (к слову, первая игра, для получения полноценного опыта от которой был необходим DualShock). Написанный Терадой саундтрэк настолько понравился разработчикам, что они включили в игру специальное меню, где можно было просто слушать музыку, дабы игровой процесс не отвлекал от всех звуковых нюансов. Самому Тераде игра тоже пришлась по нраву, так что он поучаствовал и в создании саундтрэка к третьей части серии. Впоследствии он также записывал музыку для телевизионных шоу, например, одну из тем для популярного мультсериала "Самурай Джек".

геймплейное видео Ape Escape, дающее возможность насладиться саундтрэком Терады

Вполне возможно, что наследие Терады так и осталось бы неизвестным даже любителям стиля – музыкальная диффузия из США в Японию имеет односторонний характер. Только в 2014-ом на электронную почту Терады пришло письмо от важного европейского лейбла Rush Hour с предложением издать на их лейбле эксклюзивную компиляцию его творчества под названием "Sounds from the Far East", чтобы познакомить с ними более широкую аудиторию. Наконец-то ген оценили по достоинству.

В конце небольшое примечание от автора: компиляция "Sounds from the Far East" носит больше обзорный и образовательный характер, к тому же на ней представлены трэки с редких синглов, которые давно не баловали переизданиями. Для получения более ярких и позитивных впечатлений от музыки Терады (и его товарища Йокоты) я все же рекомендую две серии сборника "Far East Recording" (их нет но Spotify, но легко обнаружить на Youtube).

И еще приятный бонус: в 1989-ом Терада написал трэк в соавторстве с известной японской певицей тех лет, Нами Шимадой. Его версия представлена на "Sounds from the Far East", однако известно, что культовый диджей раннего хауса, Ларри Леван, нещадно рвал танцполы нью-йоркского Paradise Garage своей версией этого хита. Так что, пускай имя Терады долгое время оставалось неизвестным, но его музыка покинула пределы Японии и покорила сердца зарубежной аудитории еще до выхода Far East Recording.

55
Начать дискуссию