Ulver. От блэк-метала, через прог-рок и психоделию, к синтпопу и синтвэйву (Часть I)

Материал о одном из моих самых любимых проектов, что не покидает плейлист уже более пятнадцати лет к ряду.

Ulver. От блэк-метала, через прог-рок и психоделию, к синтпопу и синтвэйву (Часть I)

В конце 2005 года я, в своих поисках, наткнулся на Ulver. На тот момент мне рекомендовали три их первых альбома, которые должны были пополнить мой блэк-метал плейлист. Совету я последовал и в итоге действительно, два блэк-метал альбома и альбом с акустическим фолком надолго вписались в тот пласт музыки, что я любил и слушал.

Весной 2006 года я разжился уже полной дискографией норвежцев и решил дать шанс другим альбомам. И именно в тот момент мое сознание окончательно перевернулось. Я почти полностью распрощался со всеми стереотипами, что сложились в моем восприятие музыки и начал "путешествие", которое продолжается по сей день.

Но, обо всем по порядку. Мы проследим каждый из периодов творчества Ulver и попытаемся осмыслить их самые безумные жанровые перевоплощения.

1993 — 1994: Первый состав и первые творческие шаги

Ulver. От блэк-метала, через прог-рок и психоделию, к синтпопу и синтвэйву (Часть I)

Свой путь коллектив начал в 1993 году. Тогда в Осло был собран первый состав, куда вошли: Kristoffer Rygg (aka Garm, вокал), Carl-Michael Eide (ударные), Ali Reza (лид-гитара), Sigmund Andreas Løkken (aka Grellmund, ритм-гитара) и Håvard Jørgensen (акустическая гитара). Помимо прочего, как сессионный участник к Ulver присоединился Paul Robin Malmberg (aka Dr. Best, один из отцов-основателей другого культового норвежского проекта, Mysticum). Именно в такой формации были записаны первые три релиза. Два из них вышли в ноябре 1993, это была репетиционная демка («Rehearsal 1993») и первое действительно полноценное демо «Vargnatt». На них начал формироваться тот самый почерк, в последствие прославивший квинтет. К сожалению, оба релиза отсутствую на Spotify, что является партнером рубрики, поэтому продублирую видео на Youtube (и для всех релизов, что нет на сервсие, буду делать это в дальнейшем, без лишних пометок на этот счет).

Ulver — Rehearsal 1993
Ulver — Vargnatt

Отмечу, что из того периода сохранилось редкое live-видео, где ещё молодой Кристоффер и компания исполнили несколько своих вещей. Данное выступление, до определенного момента, было почти единственным появлением "волков" перед аудиторией, ибо проект так или иначе придерживался принципа "студийности" своего творчества.

Шло время, постепенно формировались идеи для первого альбома. В 1994 году вышел не особо обязательный сплит релиз Ulver и Mysticum. Никакого нового материала, но для ценителей раритета — довольно интересный винил. Прайс на Discogs Market стартует, например, с 50 евро и заканчивается в районе 200.

Ulver — Ulverytternes kamp (from Ulver / Mysticum split)
Mysticum — Mourning (from Ulver / Mysticum split)

1994 — 1997: Классическая трилогия

Помимо выхода спилта с Mysticum, в 1994 году подписан контракт с лейблом Head Not Found и происходит почти полная смена состава. Ulver покидают Carl-Michael Eide (чтобы сосредоточится на своем основном детище, не менее культовом и любимом мной Ved Buens Ende), Ali Reza, Sigmund Andreas Løkken (печально, но в 1996 он совершил самоубийство). На их место пришли следующие музыканты: Torbjørn Pedersen (aka гитара), Hugh Stephen James Mingay (aka Skoll, бас) и Erik Olivier Lancelot (aka AiwarikiaR, ударные). Забавный факт: в 1994 году, помимо вышеназванных музыкантов, с коллективом репетировал никто иной, как Stian Tomt Thoresen (aka Shagrath), лидер и один из отцов-основателей Dimmu Borgir.

Как итог, в ноябре 1994 в вышеназванном составе, при поддержке Steinar Sverd Johnsen'а (aka Sverd, отец-основатель и главный композитор Arcturus, записал клавишные партии) и Lill Kathrine Stensrud (часть вокальных партий), музыканты отправились в студию и за два месяца завершили запись первого альбома. Материал, который в дальнейшем войдет в золотой пантеон норвежского блэк-метала. Встречайте, «Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler»

Если демкам я почти не уделил времени, то здесь хотелось бы остановиться на чуть больший промежуток времени. Прогресс был невероятным. Каждый из компонентов в сонграйтинге и просто инструментальном исполнение смог превзойти предшественников на голову. Помимо здесь очень выделяется лирика, стилизованная под дано-норвежский язык, который послужил прообразом современного норвежского языка (букмола) и использующийся во времена датско-норвежской унии. Сам материал представлял из себя сплав из фолковых элементов, добавляя атмосферности музыки, и традиционного/атмосферного бм (последний из которых лишь начинал формироваться, не в последнюю очередь благодаря именно этому релизу). По сей день «Bergtatt - Et Eeventyr i 5 Capitler» остается для меня одним из любимых альбомов Ulver. Да, небольшая справка: часто датой принято считать 1994, но официально все вышло в феврале 1995, что верифицируется ныне большей частью источников по статистике музыкальной и просто дата-базами, вроде Metal Archives, Discogs и Rate Your Music. А вот Spotify (как и в случае с следующим полновесом) придерживается иного мнения.

Но музыканты не собирались отдыхать. В том же 1995 начинается запись нового альбома, а уже в 1996 мы можем лицезреть «Kveldssanger»

Уже здесь начинает проявляться желание Кристоффера экспериментировать и не находиться в рамках одного жанра. Альбом совершил весьма кардинальную смену жанра, отбросив блэк-метал и сосредоточившись на акустической части творчества. И хотя состав не изменился, запись проходила в весьма усеченном составе, а именно: Garm, Haavard и AiwarikiaR.

Наиболее дружелюбный для поклонников metal-related творчества музыкантов. По большей части здесь инструментальные композиции, но нашлось также место и вокальным номерам, где Гарму удается продемонстрировать глубину и красоту своего голоса. Лирика вновь была стилизована дано-норвежский. Как итог, ещё один прекрасный альбом, поднявший и без того высокий авторитет музыкантов (к тому времени Гарм существенный период времени уже был вокалистом Arcturus, а также был рекрутирован в новую норвежскую супер-группу Borknagar, во главе с Øystein G. Brun'ом). Все это, к слову, было издано все тем же Head not Found.

Помимо подготовки фолк-релиза, в 1995 году усердно шла работа и над новым бм альбомом. В 1997 году миру был представлен «Nattens Madrigal - Aatte Hymne til Ulven i Manden»

Выходил он уже под эгидой одного из европейских гигантов, немецкого Century Media Records. Альбом окружало огромное количество слухов, вроде того, что весь аванс на запись был потрачен музыкантами на наркотики и множество других вещей. Возможно, что частично это и соответствовало действительно, но точно не в той мере, в какой все это описывалось журналистами того периода. Также была забавная промо-кампания, где издателем утверждалось, что весь новый материал был записан посреди леса. И другие великолепные тезисы, которые отражали жанровые клише того времени.

Все это так или иначе абсолютно не устраивало Рюгга, который в очередной раз разочаровался в традиционных формах метала и издателях подобной музыки. Как итог, именно «Nattens Madrigal - Aatte Hymne til Ulven i Manden» стал прощальным поклоном для всех адептов бм. На этот раз музыканты полностью исключили все посторонние элементы, оставив лишь злой, примитивно-бензопильный, сырой блэк-метал. Трилогия была завершена, продемонстрировав единый путь, а также две его отдельные тропинки. Это последний материал, написанный и записанный в составе, что был представлен миру в 1994 году. Чуть не забыл: в апреле 1997 силами Century Media Records трилогия была переиздана единым бокс-сетом. На этой ноте история блэк-метал периода творчества Ulver завершилась.

На этом моменте я бы хотел прерваться. Можно было бы попробовать уместить все это и в один материал, но я посчитал лучшим взять и разделить его на какие-никакие, но логические части-периоды творчества. Повторюсь, лично мне кажется, что так будет читать куда удобней.

Так или иначе, даже если меня не возьмут в штат авторов раздела, данный материал я планирую завершить в любом случае. Как и остальные свои планы, о которых я написал в своем личном блоге. Stay tuned!

3333
10 комментариев

Одна из любимых групп. Причем люблю все их релизы независимо от жанра.

2

Они порвали мои неустоявшиеся музыкальные предпочтения своим альбомом Perdition City в 2001 году. По сей день один из моих любимых альбомов всех времен и жанров. Жду продолжения рассказа и про этот шедевр в том числе.

1

Ух, спасибо за статью! Kveldssanger один из любимейших альбомов) Интересно было бы послушать, что-то похожее.

1

ну Rehearsal и последний альбом рили неплохо. жду след пост про деградацию группы.

Осталось понять, по каким критериям их дальнейший путь - это деградация

2

Спасибо за пример, но я предпочту с перепоя блевануть.

Лучшие студийники Арктурус, разумеется, два последних. Жаль только, в Симфониз есть косяки по звуку. Трикстер-период тоже неплох. Главное - чувство меры и стиля.

Вовремя Гарм свалил из Арктурус, а то б, чего недоброго, и их бы превратил в последующую наркоманию.