5 неочевидных рэп-треков с крутым сторителлингом
Многие рэперы способны рассказать впечатляющую историю в рамках одной песни. Примеров хватает за пределами очевидных, ставших легендарными, песен: Eminem feat. Dido — «Stan», Kendrick Lamar — «The Art of Peer Pressure», Outkast — «Da Art of Storytellin'», Common — «I Used To Love H.E.R.», Slick Rick — «Children's Story» и других.
Сегодня мы разберём несколько отличных, но редко упоминаемых треков от мастеров сторителлинга.
Полный треклист песен, упоминаемых в статье:
Lupe Fiasco — Deliver (2014)
Лупе — один из самых недооценённых поэтов современности. Его умение вплетать омофоны, отсылки, расширенную метафору в текст просто восхитительно и достойно более широкого освещения. Сейчас сфокусируемся на треке «Deliver», ставшем лид-синглом для альбома «Tetsuo & Youth» (2015), с выходом которого связана безумная история. На протяжении всей карьеры у Фиаско и его лейбла, «Atlantic», были натянутые отношения. К релизу этого альбома, последнего для него по контракту, ситуация достигла апогея и компания делала всё, чтобы не выпускать «Tetsuo & Youth». Помощь пришла откуда не ждали: группа хакеров «Anonymous» потребовала конкретной даты релиза, угрожая атакой на сайт лейбла в случае отказа. Через 20 часов в твиттере «Atlantic» появилось сообщение о выходе 20.01.15, и лишь благодаря этому альбом зарелизился в обещанный день.
На «Deliver» Лупе использует сразу несколько художественных приёмов. К примеру, омофон в строчке: «The pizza man don't come here no more», подразумевает также и: «Peace Of Man don't come here no more». Таким образом, основные сюжеты песни — метафорический доставщик пиццы, который больше не приходит в гетто из-за слишком высокого уровня опасности и социальный комментарий о жизни в бедных районах в целом. А над ними — аллюзия к Богородице и надежда появления малыша Иисуса, который принесёт мир в гетто.
Текст:
Sage Francis — Little Houdini (2010)
Безумная история, основанная на реальных событиях: 2007-й год, Кристофер Дэниэл Гэй, прозванный в прессе «Маленьким Гудини», в восьмой раз в своей криминальной карьере сбегает из-под стражи. Мотивация самая благородная — автоугонщик получил письмо от матери, из которого стало известно, что ей осталось жить совсем немного. Она очень хочет увидеться с сыном в последний раз.
Результат: масштабная операция по поимке заключённого с участием полиции нескольких штатов, угон гастрольного автобуса кантри-певицы Кристал Гейл, две песни по мотивам инцидента («The Ballad of Christopher Daniel Gay» Тима О’Брайана и «Little Houdini» Sage Francis), а также эпизод в документальном шоу «I (Almost) Got Away With It».
К сожалению, хэппи-энда не случилось: Кристофера поймали, с мамой увидеться он так и не успел, а власти впоследствии не разрешили посетить её похороны.
Текст:
Boogie Down Productions — Love’s Gonna Get’cha (Material Love) (1990)
В этом треке из начала 90-х в красках описаны ключевые темы хип-хопа, а именно торговля запрещёнными веществами и любовь к материальным благам, а также к чему они могут привести. KRS-One рассказывает историю своего становления как торговца: мама впахивает на работе, сестра не может позволить себе красивой одежды, и тут с «заманчивым предложением» появляется некий Роб. Поначалу дела идут отлично, старший брат героя становится его партнёром, ребята покупают пушки, тачки и вообще всё, что хочется. Не буду рассказывать, чем всё кончилось, лишь напомню основной посыл песни: любовь к материальному вас погубит.
История и сюжет просты, но слушаются интересно как артефакт предыдущей эпохи, дающие фору многим современным артистам, неспособным связать и двух слов.
Текст:
Pharoahe Monch — Damage (2012)
Последняя часть так называемой «Трилогии пули» (куда также входят «Stray Bullet» (1994) и «When the Gun Draws» (2007)), в рамках которой Pharoahe вживается в роль пули и ведёт повествование от её лица. Автор демонстрирует, что для снаряда нет правых и виноватых, богатых и бедных, он не различает цвет кожи и пол — именно эту идею доносит рэпер в художественной форме.
Завершая трек Pharoahe подводит к мысли: те, кто живет согласно пуле, часто меняют точку зрения, оказываясь по другую сторону ствола.
See there's no need for conversation
When we're discussing the bullet's point of view
Текст:
Mac Miller — Objects in the Mirror (2013)
«Objects in the Mirror» маскируется под беззаботную песню о любви, но на деле является историей о зависимости автора песни, Малкольма, от запрещённых веществ. Герой надеется, что они помогут преодолеть стресс, связанный с давлением общественности, разовьют креативность и принесёт счастье. Однако, по ходу песни Мак осознаёт, что: «совершенство, на самом деле, недостижимо», что он не справляется с обратной стороной и просит помощи друзей чтобы справиться с проблемами. В итоге основной рефрен выходит на первый план:
Let's leave it all in the rear-view
Малкольм хочет оставить реальность позади («in the rear-view» — «в зеркале заднего вида») и отправиться в светлое будущее вместе со своей метафорической «любимой» (в форме запрещённых веществ). Однако, как гласит надпись на таких зеркалах: «объекты в зеркале ближе, чем они кажутся», и реальность нагоняет быстрее, чем герой того ожидает.
Текст:
А какие ваши любимые песни, без внимания к жанровым рамкам, рассказывающие интересную историю? И обращаете ли вы вообще внимание на текст, потаённые/скрытые смыслы, читаете ли в разборы/ревью?