Тотальная аннигиляция. Vex'd – "Degenerate" (2005)

обложка альбома Vex'd – "Degenerate", лейбл Planet Mu, 2005
обложка альбома Vex'd – "Degenerate", лейбл Planet Mu, 2005

Сейчас слово "дабстеп" известно каждому школьнику (среди некоторых оно даже стало ругательным), но к середине 00-ых стиль только начал оформляться, отделяясь от своих музыкальных предпосылок в лице тустепа, гэриджа и грайма. В нише танцевальной электроники для слушателей извне существует определенное противоречие – более широкая аудитория признает исключительно полноформатные альбомы в качестве "реальных" произведений; EP, синглы, не говоря уже о диджейских миксах или записях пиратских радиостанций, для людей с, к примеру, рок-бэкграундом попросту не существуют. Такие форматы к 2005-му на дабстеп-сцене были в избытке, однако до сих пор не нашлось героев, которые собрались бы с силами и создали по-настоящему цельное произведение весомее двухсторонней виниловой двенадцатидюймовки – время Burial настанет только через год. Эту ношу пришлось взвалить на себя двум друзьям со школьной скамьи из Лондона – Роли Портеру и Джейми Тисдейлу.

Тотальная аннигиляция. Vex'd – "Degenerate" (2005)

На сегодняшний день и Портер, и Тисдейл – музыканты с солидными сольными портфолио: Роли выпустил 4 альбома мрачного эмбиента под собственным именем, а Тисдейл добился признания критиков под моникером Kuedo. К моменту образования проекта Vex'd в 2004-ом из общего бэкграунда у дуо была только любовь к ритмичной клубной музыке и благоговение перед шедеврами научно-фантастического кинематографа. И хотя после 3 выпущенных синглов Vex'd быстро получили признание в передовой дабстеповой тусовке того времени, они всегда оставались несколько в стороне со своим видением жанра. "Мы не хотели делать дабстеп как таковой, – вспоминает Тисдейл. – Нам было немного некомфортно представлять этот самый "дабстеп". В тусовке парни тоже чувствовали себя немного отстраненно, будто мы повели стиль в неверном направлении. Но мы всего лишь хотели делать такую музыку, как хотелось нам самим, а не чтобы угодить кому-то или попасть в струю. Когда Мэри Энн Хоббс или ребята из Digital Mystikz приглашали нас поиграть, мы всегда реагировали осторожно: "То есть, это круто, и все такое, но...вы уверены, что действительно этого хотите?"

Что же отличало музыку Vex'd от тогдашнего дабстепа? Я просто скажу, что "Degenerate" звучит гораздо агрессивнее и мощнее любого дабстепа того времени. В пресс-релизах к альбому часто всплывают слова "индустриальный" и "шумный". Безусловно, под "Degenerate" можно танцевать, здесь полно остро- и тупоконечных ритмов, расположенных под разными углами. Дебютный трэк "Pop Pop VIP" также радует крайне приличной скоростью – сам Тисдэйл считает ее наиболее танцевальной вещью, вышедшей из-под пера дуэта. Однако уже следующей "Thunder" требуется почти целая минута, прежде чем в игру вступит первый ритм. Вместо этого – предположу, что это дело рук Портера как успешного впоследствии музыканта в сфере безритмовой электроники – в трэке стелится удушающий эмбиенс, вместе со странным звуковым эффектом навевающий картины безвоздушного и пугающего космического пространства. Когда вступит бит, слушателю мало не покажется – "Буря" попросту сметает все с пути звенящей бас-бочкой и изуверскими басслайнами (особенно ужасен финальный дроп, раздающийся после двухсекундного затишья). "Angels" стартовым сэмплом напоминает нам о том, что "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта не был для друзей пустым звуком: "Fiery the angels fell; deep thunder rolled around their shores; burning with the fires of Orc" – цитата героя Рутгера Хауэра. Однако затем все развивается по привычному сценарию – биты маринуются в космических пустотах, прежде чем извергнуться на головы слушателям под аккомпанемент искаженных басов.

Описывать каждый трэк альбома излишне. Первое издание альбома вышло на 2-ух CD: первый диск – собственно, сам "Degenerate", второй – сборник из синглов, выпущенных годом ранее. Много качевых битов и вонзающихся в уши басов, но при этом много и пустынного эмбиента, напоминающего о враждебном Космосе; много танцевальных элементов, но полностью свой потенциал альбом раскроет при внимательном прослушивании дома.

Подытожим и подтвердим тезис о сверхважности релиза Vex'd для формирующегося стиля цитатой Мэри Энн Хоббс (крайне уважаемого селектора и ведущей радиопередачи о жанре на радио BBC): "Наиболее важный и цельный альбом в истории жанра".

Бонус: сингл "Bombardment of Saturn / Killing Floor" (2006, лейбл Planet Mu)

История Vex'd продлилась недолго, что еще раз доказывает, что на этой сцене Джейми и Роли были как бы "в гостях" – их интересы явно простирались куда шире. Все наследие после "Degenerate" уместилось на пару 12-дюймовок и финальный альбом "Cloud Seed". Однако те, кто проходит мимо синглов, совершают фатальную ошибку. Один только двухтрэковый сингл "Bombardment of Saturn / Killing Floor" стоит иных дискографий.

"Bombardment of Saturn" своим названием подтверждает космические ассоциации от творчества Vex'd. Здесь представлен, пожалуй, наиболее убедительный эмбиент за всю дискографию проекта, при этом дорогая сердцу фанатов стиля "вобла" (вибрирующие, дрожащие волны баса) звучит натурально как массированная атака в рамках межпланетной операции. Про "Killing Floor" даже нечего говорить – это просто басовая резня.

99
3 комментария

Обожаю сборник «Cloud Seed» и терпеть не могу сольное творчество Kuedo. Аж обидно за наследие Vex’d.

2
Ответить

С Kuedo да, пока не сложилось, да и творчества Портера я не фанат :) И еще один маленький бонус нашелся при прослушке первой части Tectonic Plates: трэк от Armour, он же не кто иной как Roly Porter. Сходство очень даже слышно.

https://www.youtube.com/watch?v=SLfKuy4UW3Y

2
Ответить

Абсолютно солидарен! 

1
Ответить