Ограненные драгоценности. Субъективная подборка шедевров deep house, часть вторая

https://www.factmag.com/2017/03/06/soichi-terada-shinichiro-yokota-japanese-house/
https://www.factmag.com/2017/03/06/soichi-terada-shinichiro-yokota-japanese-house/

Главной побуждающей силой для предыдущего выпуска стало желание развеять смуту, созданную хитрецами-апроприаторами, братьями Гаязовыми, которые вздумали поселить в головах не ведающих подвоха слушателей крамольную мысль, будто они и есть тот самый "дипхаус". Мы разобрались с определяющими стиль стандартами и прослушали 5 абсолютно классических композиций. Продолжаем огранку еще 5 глубокими и ударными номерами.

Round One – "I'm Your Brother" из одноименного сингла (1994, лейбл Main Street)

Родиной дипхауса стал Чикаго, и по мере того, как стиль набирал популярность, музыкальный вирус распространился по США. А что же за океаном? 2 обитателя Старого света, Марк Эрнестус и Моритц фон Освальд, под именем Basic Channel стали теми людьми, кто, находясь в Берлине, сначала дал ответ на техно-музыку из Детройта. Но этим тандем не удовлетворился – их также заинтересовал и хаус. В работе со звуком секретов для дуэта очень скоро не осталось; хаус же дал им возможность поработать с вокалом. Для нового стиля – новый псевдоним (Round One), новый лейбл (Main Street) и новый партнер по студии – британский певец Энди Кейн. "Пересадка" стиля прошла крайне успешно – слушатель, который не знает, кто скрывается под неброским псевдонимом, обязательно подумает, что трэк родился в чикагской студии – глубокий бас, пронизывающий, восходящий эмбиенс и прекрасный голос Кейна, призывающий людей ко всяческому единению.

Soichi Terada & Shinichiro Yokota – "Do It Again" из компиляции "Far East Recording" (1992, лейбл Far East)

Раньше, чем в Европу, хаус пришел, казалось бы, в противоположную США точку земного шара – Японию. Уже в 1991 (!) двое предприимчивых молодых людей, Соичи Терада и Шиничиро Йокота, взорвали японские танцполы синглом "Got to Be Real", который, что бы там ни гласило его название, звучит довольно наивно и инфантильно (в хорошем смысле) с мяукающе-визжащими сэмплами японских женских голосов и легкими, воздушными синтезаторными мелодиями. Тандему японцев удалось не просто воспроизвести стандарты американского хауса, но и придать своей версии стиля неповторимый японский колорит. Компиляция "Far East Recording", вышедшая уже в следующем году, объединила в единое целое наработки тандема и навсегда стала классикой дипхауса. Так что, мои маленькие любители аниме, только попробуйте не протащиться.

Moodymann – "Runaway" из альбома "Black Mahogani" (2004, лейбл Peacefrog)

Moodymann, как уже было сказано в предыдущем выпуске, живая легенда и в некотором роде прижизненный аватар-символ дипхауса. Парадоксальный момент здесь заключается в том, что включив случайный трэк за авторством Кенни Диксона-младшего, дипхауса в привычном и современном понимании можно и не услышать. Зато там могут быть записи маловнятных диалогов, посторонних звуков бурлящей жизни, а то и вовсе какой-то джаз. Таков уникальный стиль Moodymann'а, и именно так начинается его альбом "Black Mahogani" (с английского "mahogani" – красное дерево; таким образом Диксон подчеркивает благородство афроамериканской расы и созданной ею культуры) – с 3 трех коротких номеров при участии вокалистки Роберты Свид, которые больше напоминают вечерний вокально-джазовый концерт в небольшом ресторанчике. Наконец, напряжение прорывается трэком "Runaway", и я рискну назвать эту композицию мерилом хорошего вкуса. Вместе с предваряющей ее кодой "I Need You So Much" это произведение длится почти 15 минут: здесь есть и замечательный, деликатный вокал, и упругие басовые ритмы, и саксофонные соло, и даже прекраснейшее двухминутное джазовое инструментальное аутро.

Lowtec – "Untitled B2" из сингла "Workshop 06" (2008, лейбл Workshop)

Lowtec, он же Йенс Кун, как сразу понятно из имени, представитель славной немецкой нации, показывает, что дипхаус отлично прижился и пустил собственные корни в Германии. Причем звучание, культивируемое Йенсом, довольно сильно отличается от классического. По сравнению с тем же Moodymann'ом здесь не услышать ни джаза, ни соула, ни диско – традиционных для стиля источников вдохновения. Германия как родина минимал-техно и страна прагматичных, конструктивных людей родила собственный вид дипхауса – скупой на используемые средства, с преувеличенным значением каждого звука. Хорошим примером подобной разновидности хауса будет сингл, выпущенный Куном на собственном лейбле Workshop – с крайне увесистой поступью бас-бочки и бульдозерной тяжестью саббасового ритма, Lowtec делает так, что вы физически почувствуете каждый его удар (бедные соседи!). Но дипхаус не для черствых сухарей, поэтому загадочная мелодия здесь все же присутствует, развиваясь крайне медленно под стать грузной походке основного ритма.

Luomo – "Tessio" из альбома "Vocalcity" (2000, лейбл Force Tracks)

Luomo – другой псевдоним финского музыканта, также известного как Vladislav Delay. Если Delay известен как мастер даб-техно арктического круга, припорошенного снегом и инкрустированного инеем, то под именем Luomo нелюдимый финн (ныне живущий с семьей на острове посреди балтийского моря) на стыке тысячелетий неожиданно выпустил целый альбом дипхауса с поправкой на свое видение. "Tessio" – абсолютный гимн проекта, достойный сравнения с лучшими представителями жанра, похож на хаус недалекого будущего, где люди живут в домах с кристаллическими стенами, а все архитектурные линии – сплошь правильные. Но поют они все те же старые песни о главном.

Продолжение следует...

Как и в прошлый раз, буду рад любым комментариям. Больше о музыке – в моем телеграм-канале.

1010
3 комментария

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да, разница, на мой взгляд, показательна, специально поставил Lowtec следом за Moodymann, чтобы подчеркнуть разность подходов. И это многообразие прекрасно, особенно когда делом занимаются такие талантливые музыканты. Снова спасибо за внимание к материалу, надеюсь, что-то да осядет в плейлисте :)

1
Ответить

Третья часть сегодня, надеюсь.
Тут уже все отсушано.

1
Ответить