Ограненные драгоценности. Субъективная подборка шедевров deep house, часть первая

Ограненные драгоценности. Субъективная подборка шедевров deep house, часть первая

В 2019-ом году предприимчивые братья Гаязовы сбросили на головы слушателям сингл-бомбу “Увезите меня на дипхаус”, который мгновенно покорил народные массы. Подтверждением тому служат 4-ое место в чартах TopHit и более 100 миллионов прослушиваний на Youtube. Стоит ли говорить, что убойный хит никакого отношения к музыкальному стилю “deep house” не имеет – неизвестно даже, приходилось ли хоть одному из братьев слышать настоящий образец этого благородного жанра. Тем не менее, ассоциативная связка “дипхаус” – “братья Гаязовы” могла возникнуть в головах слушателей, которым просто не с руки разбираться в сложной музыкальной терминологии.

И таких слушателей легко понять. Давайте взглянем, какое определение дипхауса предлагает английская версия Википедии (ей принято верить несколько больше русскоязычной). Согласно статье, дипхаус характеризуется:

  • темпом в диапазоне 110-125 ударов в минуту;
  • “приглушенными” басовыми линиями;
  • “пространными” ритмами драм-машин;
  • “мягкими” клавишными партиями;
  • “сложными” прогрессиями аккордов;
  • присутствием "эмбиенсов";
  • чаще всего, женским вокалом в духе соуловой музыки.

Прочитав все это, становится ясно, что подмена понятий более чем вероятна – мозг рядового слушателя пойдет по самому короткому пути из точки “дипхаус” в точку “Гаязов бразерс” вместо того, чтобы высчитывать количество ритмов на минуту трэка и распознавать прогрессивные аккорды. Таковы банальные законы оптимизации мозговой деятельности.

Стиль “дипхаус” создавался отнюдь не для музыкальных критиков, и в вопросах определения стилистической принадлежности (как и с другими музыкальными стилями) работает банальный слушательский опыт. Тут вступает в игру следующая сложность – даже при всей доступности информации сегодня, в качестве входных точек в дипхаус авторитетные источники всегда указывают исполнителей и трэки, наиболее отдаленные от слушателя сегодня. В подборки в духе “Топ-10 лучших хаус-трэков” редко попадает музыка, записанная после 90-ых. Безусловно, Ларри Херд заслуживает огромного уважения за то, что выпустил вполне себе дипхаус-трэк “Mystery of Love” еще в 1985-ом, да и “Move Your Body” от Маршалла Джефферсона – вечный и беспрекословный гимн стиля, но вполне понятно, что незнакомый со стандартами слушатель, ознакомившись с ними, предпочтет Гаязовых – их звучание банально ближе его ушам. И осуждать его за это не стоит.

Поэтому цель этой субъективной подборки – немного развеять сложившуюся подмену понятий и дать наглядное музыкальное представление об образцах жанра, который здравствует уже более 30 лет, в том числе и за пределами США. Однако первая часть все же будет посвящена золотым для стиля 90-ым и родине стиля.

Underground Solution – “Luv Dancin’” из сингла “Luv Dancin’” (1990, лейбл Strictly Rhythm)

Каждый, чье детство пришлось на 00-ые, слышал трэки производства Роджера Санчеза. “Lost” и “Another Chance” штурмовали эфиры музыкальных каналов и радиостанций – про танцполы специализированных заведений даже не стоит говорить. Признание самых широких масс действительно пришло к Санчезу уже в новом тысячелетии, однако свой творческий путь он наметил уже в 1990-ом году, выпустив сингл “Luv Dancin’” под псевдонимом Underground Solution на святая святых классического дипхауса – чикагском лейбле Strictly Rhythm. Титульный трэк сочетает в себе уверенный прямой ритм и сильную басовую линию, пару вокальных сэмплов (один – разборчивый, который и дал название трэку, другой просто стонет “ооооу”), как бы зависающую в воздухе клавишную мелодию и даже соло на флейте, которое крадет внимание слушателя в самой кульминации и повергает его в раздумья. Не зря другие трэки с сингла (не менее глубокие, но, пожалуй, более аскетично звучащие) зовутся “Deep In My Mind” и “Afterthought” – ноги танцуют, голова думает.

After Hours – “Waterfalls (3 A.M. Mix)” из сингла “Feel It / Waterfalls” (1991, лейбл Strictly Rhythm)

Лейбл Strictly Rhythm является наиболее важным издательством в ранней истории дипхауса – в начале 90-ых классические трэки вылетали оттуда как горячие пирожки. After Hours – псевдоним Эндрю Ричардсона, который выпустил на чикагской студии два сингла за один год с перерывом буквально в несколько месяцев (второй – уже под именем Total Capacity). И если Total Capacity представляет собой классический образец энергичного и танцевального хауса, то само название проекта “After Hours” говорит за себя. “Waterfalls” представляет слушательскому уху тот самый неспешно переливающийся эмбиенс, который вскоре станет едва ли не обязательным для стиля, обволакивая и унося вдаль не хуже водяных масс. И если Роджер Санчез призывал танцевать хотя бы посредством вокального сэмпла, то здесь спокойствие слушателя не тревожит ничто.

Moodymann - I Can’t Kick This Feeling When It Hits из альбома “Silent Introduction”, (1997, лейбл Planet E)

Скакнем немного поближе к нашей действительности – а заодно перенесемся из Чикаго в Детройт. В истории электронной музыки “город моторов” в первую очередь известен тем, что именно здесь проросли семена техно-музыки. Однако помимо бельвилльской троицы родоначальников техно, в Детройте также безвылазно базируются легендарные хаусовые музыканты. Один из них – Moodymann, и культовый статус Кенни Диксона-младшего подтверждается наличием в любом списке, имеющем отношение к дипхаусу. Его дебютный альбом “Silent Introduction” практически сразу раскрывает слушателю один из главных бриллиантов его коллекции – восьмиминутную “I Can’t Kick This Feeling When It Hits”; куда же без в хаусе без “этого чувства”. Что это за чувство – в точности вряд ли скажет и сам Moodymann, при всем его статусе апологета. Хитрость в том, что музыкальный язык хауса описывает его лучше любых слов. Инструментами вместо предложений, падежей и однородных членов служат: врывающийся словно из другого измерения на самом старте трэка эмбиент, речи из неизвестного источника (еще одна особенность почерка Диксона – внедрять в трэки будто случайные реплики и монологи из жизни афроамериканского сообщества), бодрый стук бас-бочки и, конечно же, пара сэмплов из диско-шедевра Chic “I Want Your Love” – “I can’t kick this feeling when it hits / what am I gonna do?”. Не покопавшись в себе как следует – не разберешься.

Romanthony – “Hold On (Vocal Mix)” из сингла “Hold On” (1998, лейбл Roule)

Голос Энтони Мура золотыми буквами увековечен в истории танцевальной музыки – именно его, изрядно обработанного эффектами, можно услышать в том самом “One More Time” от Daft Punk. Сингл французов вышел в 2000-ом, но любителям дипхауса Мур был знаком и раньше не только как певец, но и как продюсер и диджей. Наиболее известный сингл, вышедший под его псевдонимом Romanthony – “Hold On”, один из самых пронзительных трэков в истории хаус-музыки. Одноименный трэк начинается с длинной речи чернокожего проповедника-ментора, призывающего не склоняться перед Ними – проклятыми угнетателями. Эту волну подхватывает Romanthony, под квакающую басовую линию (которая бы сделала честь любому французскому хаусу) безвозмездно предлагающий любую помощь и поддержку даже в самую штормовую погоду. “Hold On” прописывается тем, кто чувствует себя самым одиноким на Земле, людям у черты. Энтони Мур был не только обладателем замечательного, пропитанного эмоциями голоса, но и настоящим музыкантом-целителем.

Theo Parrish – “Sweet Sticky” из альбома “First Floor” (1998, лейбл Peacefrog)

Тео Пэрриш – еще одна легенда детройтской сцены, которая и по сей день существует не только в преданиях архивов музыкальных статей, но и как действующий музыкант, не растерявший своего исключительного таланта. Родился в Вашингтоне, с детства жил и обучался в Чикаго в тамошней Академии искусств, а в зрелом возрасте переехал в Детройт. Возможно, именно поэтому в его творчестве нераздельно сосуществуют джаз, соул и диско. На этой мощной основе замешан и хаус его дебютного альбома “First Floor”, “Sweet Sticky” – наиболее узнаваемая композиция оттуда. Репетативность, часто и справедливо приписываемая танцевальной музыке, падает ниц перед уникальным чутьем Тео: композиция крайне органично выстроена вокруг словно набухших и отсыревших от дождя ритмов, мелодии и мотивы почти неуловимо морфируют в течение всего трэка, увядая лишь в конце после мощного катарсиса.

Продолжение следует.

Любые комментарии и вопросы приветствуются.

Больше о танцевальной и электронной музыке в моем телеграм-канале.

1111
7 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за комментарий. Я таким серьезным стажем похвастаться не могу: мой интерес совпал с ревайвалом хауса в середине 10-ых (т.н. "outsider house"), поэтому чуть больше знаю этот период. Но иногда бывает настроение и покопаться в истоках :). С Harley & Muscle был незнаком, так что еще одно "спасибо" за приложенные примеры.

1
Ответить

Больше статей, пожалуйста!
P.S. Подписалась на канал в телеге

1
Ответить

Хаус в выходной день – что может быть легендарней )

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Ответная благодарность, необыкновенно приятно, что понравилось. Постараюсь выложить завтра-послезавтра.

Ответить