Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре

Давным-давно, когда я стал достаточно взрослым, и с дуру рванул далеко на север, я сидел в маленькой загроможденной комнатке общаги в Пыть-Яхе, часами поглощенный звуками, содержащимися на этом диске.

Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре

Ползучие басовые партии, постоянно меняющиеся барабанные паттерны, синтезаторы, двигающиеся со всей грацией и плавностью профессионального танцора, странные шумы, которые я не смог бы распознать, даже если бы попытался. Тогда Aphex Twin создавал музыку, которую я никогда раньше не слышал.

После выхода «Drukqs», в период расцвета Warp Records Ричард Д. Джеймс был для нового поколения эмбиента и электронной музыки тем, кем был Риччи Блэкмор для hard-rock сцены. Однозначно, определяющей чертой «Selected Ambient Works 85-92» является его огромное влияние. Трудно себе представить DEADMAU5 или Skrillex без Aphex Twin и его эксцентричных альбомов, которые раскрыли его талант, еще больше оттачивая его необычную эстетику.

Конечно, к тому времени, когда альбом появился на прилавках, уже были µ-Ziq, Squarepusher и Autechre. Но Джеймс оставался образцом, единолично определяющим стиль музыки в умах многих. Теперь, когда на передний план IDM выходит новая волна, состоящая в основном из людей двадцати лет, предопределяющая электронную музыку в какой раз за десятилетия, становится все более и более очевидным, насколько далеко зашло влияние Aphex Twin.

Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре

Конечно, если честно, музыка на «Selected Ambient Works 85-92» может показаться многим немного устаревшей, как большая часть электронной музыки. Но нельзя отрицать, что этот альбом был определяющим для Warp Records и фундаментом карьеры таких групп, как Boards of Canada и Plaid.

Можно сказать, материал на этом альбоме не эмбиент в чистом виде, как мы его понимаем. Конечно, технически, большинство композиций попадают под это широкое определение стиля Ambient от Брайана Ино. Треки «Selected Ambient Works 85-92» развиваются медленно, не боясь задерживаться, - например, ползучая клавишная петля в «Schottkey 7th Path» постоянно изменяется на протяжении всей композиции, оставаясь стержнем всего микса. Мечтательная вступительная «Xtal» переплетается с погружающимися в воду аккордами клавишных, настойчивыми нестандартными хай-хэтами и бормотанием вокальных семплов, образуя заманчивую смесь волшебной атмосферы и механического танца. «Green Calx» уходит еще дальше, в хлюпающие синтезаторные линии и абстрактные ритмы.

Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре

«Selected Ambient Works 85-92» альбом, прорастает корнями в те времена, когда софт не позволял использовать тяжелые сэмплы и, драм-машина служит основой всего великолепия, дополненная синтезированными пассажами баса и клавишных. Большинство композиций следует относительно простой формуле. Один элемент - скажем, синтезатор – начинает и зацикливается, а по мере добавления новых элементов с каждым циклом композиция постепенно превращается в плотный, многослойный водоворот. И все же, несмотря на простоту технологии и подхода, композиции «Selected Ambient Works 85-92» интересны и разнообразны, начиная от танцевальных битов «Pulsewidth» и заканчивая индустриальным драйвом «Green Calx».

Альбом прекрасно демонстрирует талант Aphex Twin преобразовывать даже самые, казалось бы, приземленные шаблоны в нечто уникальное и интересное. «Hedphelym», например, построен на простецком клише хаус-битов. Но Джеймс окружает пульсацию неземной вязью, которая кровоточит по всему треку, оставляя перкуссию залитой мутным раствором синтезаторов, сочетая танцевальную музыку с атмосферой воздушных сфер.

Слушая «Selected Ambient Works 85-92», начинаешь понимать, что в этих простых, танцевальных треках кроются корни современного IDM. И, несмотря на их довольно примитивное происхождение, альбом остается одним из самых интересных, когда-либо созданных с помощью компьютерной клавиатуры.

Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре
Говорить о музыке - это как танцевать об архитектуре
3434
14 комментариев
Автор

Это альбом или группа? Уточни, спасибо!

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

"Конечно, если честно, музыка на «Selected Ambient Works 85-92» может показаться многим немного устаревшей, как большая часть электронной музыки."

это как? это почему?

Ответить
Автор

Ну, как сказать. Сейчас в тренде другой бит, другие направления. Да и по сути IDM эта музыка 90-2000-х, когда ломаные биты подчеркивали уход одного века и рождение нового.

Ответить