9 альбомов, заставивших музыкантов выйти из зоны комфорта

Удачные эксперименты, да и только

9 альбомов, заставивших музыкантов выйти из зоны комфорта

Всем привет! Меня зовут Саша. Возможно, вы знаете меня по таким проектам, как «Тихое Место» и «Раккун Сити». А может и по какой-то другой деятельности, так как мои тексты про музыку появлялись и на сайтах разных изданий.

Конкурс DTF показался максимально привлекательным, так что я решил поучаствовать с давно существующим в голове текстом про музыкантов, которым пришлось покинуть зону комфорта и удариться в эксперименты. Разумеется, все перечисленные альбомы оказались удачными — надеюсь, моя задумка тоже.

Childish Gambino — Awaken, My Love!

Дональд Гловер, звезда сериала «Сообщество», автор замечательной «Атланты» и актер, которого в последние годы держат под крылом Disney — это не просто человек-швейцарский нож, а трудолюбивый творец, которому мало просто выпустить музыкальный альбом. Например, Because The Internet сопровождался толстым сценарием, потому что релиз записывался нарочно таким образом, чтобы слушатель в нем копался и занимался трактовками текстов.

Awaken, My Love! — полная смена творческого вектора от работы со смыслами к работе со звуком. Это ретроспективная музыка, целиком и полностью построенная на саунде восьмидесятых: от Funkadelic до Prince. Чего уж точно не ожидаешь от рэп-артиста, так это песен на 5-6 минут, где нет ни речитатива, но зато есть большое количество гитарных аранжировок. Трудно было бы представить этот альбом без Людвига Йоранссона — именно его инструменты звучат на протяжении всего релиза. Сегодня он успешный композитор, создающий звуковое сопровождение в «Доводе» и «Мандалорце».

David Bowie — Earthling

Боуи — новатор. Этот статус неоспорим и я представить себе не могу, насколько важна эта фигура для людей, которые активно интересуются музыкой с конца 80-х. Earthling стал двадцатым студийным альбомом в дискографии музыканта и шестым, если считать с конца. Он начал записывать его в 1996 году, когда все вокруг слушали Nine Inch Nails, а в британских ночных клубах по полной отрывались под техно и драм-н-бейс.

Источники вдохновения Боуи материализовались в одну из самых безумных вещей в коллекции артиста, только за основу песен всё равно бралась структура поп-песен с выраженными куплетами, бриджами и припевами.

Crosses — Crosses

Группа, чье оформление так напоминает давно почившую культуру витч-хауса — на самом деле является сайд-проектом вокалиста знаменитых металистов Deftones. Сам Чино Морено описывает Crosses как нечто похожее на то, что он любит слушать, когда не кричит как резанный. На деле это гремучая смесь из альтернативного рока, дрим-попа и электроники

К слову, одна из песен Crosses использовалась эксклюзивно в трейлере к Batman: Arkham City.

Dua Lipa — Future Nostalgia

Главный поп-альбом 2020 года от и до записан с уклоном в ретро-стилистику. Смешались восьмидесятые, девяностые и даже есть что-то из нулевых. Это второй студийный релиз певицы косовского происхождения, чей шлягер New Rules наверняка слышали если не все, то многие. На Future Nostalgia нет надоедливых песен с модным звуком, зато есть нестыдные вещи с богатым продакшном и въедчивыми мотивами. Так сильно удариться в звук прошлого, когда можно записать несколько песен с трэп-битами — похвальное решение.

Обидно только, что самый развлекательный и грувовый релиз вышел в разгар пандемии, когда вечеринки и концерты превратились в огромный риск.

Kendrick Lamar — To Pimp A Butterfly

Новая классика черной музыки. Все джазовые ростки Кендрика получили довольно непредсказуемое развитие на проекте, который изначально был чем-то вроде вызова для рэпера. С кем поведешься — от того наберешься. В случае Ламара это целая свора из басистов, гитаристов, джазовых певцов, продюсеров-экспериментаторов и битмейкеров из Комптона. Есть даже вездесущий Фаррелл Уильямс, чье влияние на этот альбом, пожалуй, самое мизерное, особенно если сравнивать с долей эксперименталиста Flying Lotus.

Это очень сложный челлендж в первую очередь из-за того, что главный молодой артист Западного побережья по сути максимально отдалился от коммерческого звучания. Ему предстояло создать музыку, в основе которой лежит хип-хоп, но которая на рэп совершенно не похожа. Хватал всё подряд: виртуозный джаз, фанк, регги. Наслаивал на это дело сложную для усваивания поэзию, тексты, похожие на притчи. В итоге получилась одна из самых расхваленных записей XXI-века. Заслуженно.

Mick Gordon — DOOM

Позвольте мне немного схитрить и добавить в текст полноценный игровой саундтрек. Суть вот в чем — перед записью треков для перезапуска DOOM, Мику Гордону поставили задачу сделать такое звуковое сопровождение, чтобы в нем не было никаких гитар. В итоге ему пришлось на максимум выкрутить ползунок креативности и начать импровизировать с шумами, компрессорами и низкими частотами, выстроив по ходу дела сложную систему, на которой и основано фирменное звучание DOOM 2016 года и Eternal. Гитары в конечном итоге всё равно пришлось добавить (ну куда без них?), только благодаря стараниям Мика Гордона они зазвучали так, как не звучат нигде.

Подробнее об этом можно узнать в материале на DTF, посвященному лекции Мика Гордона

Kanye West — Yeezus

Представьте себе такую ситуацию. Вы всемирно известный артист, чьи песни пачками висят в чартах, а релизы стабильно получают сертификации и престижные награды. Вы можете позволить арендовать здание на Гавайях для записи нового релиза и созвать туда главных звезд американской сцены. И не факт, что записанный куплет условного Дрейка в итоге попадет в треклист.

Зарекомендовав себя в роли главной движущей силы музыкального мейнстрима, Канье Уэст сделал резкий разворот на 180 градусов и ударился в абстрактные эксперименты. Не стал звать Бейонсе и Рианну, но пригласил электронщиков-новаторов: Arca, Hudson Mohawke, Gesaffelstein и других. Поехал на студию к Daft Punk, где они вместе импровизировали на огромном синтезаторе размером в стену, что позже вылилось в короткий нойз на открывающем треке альбома. Проконсультировался с легендарным продюсером Риком Рубином и вырезал по его совету чуть ли не половину номеров из треклиста. Не выбирал фотографию для обложки, а просто наклеил на него красный стикер. Вот каким был Yeezus.

Gruppa Skryptonite — Solitude

Скриптонит знаменит в первую очередь благодаря своей деятельности на территории русскоязычного хип-хопа. Его заслуженно признают одним из самых влиятельных музыкантов СНГ 10-х годов, хотя он сам не любитель хвастаться этим статусом. В 2018 году Адиль создал сайд-проект Gruppa Skryptonite, который превратил в платформу, где он может реализовать какой угодно саунд, кроме привычного для своих рэп-треков. Потому весь Solitude пестрит психоделическими мотивами, на нём звучит запитченный вокал, необычные инструменты и живые ударные.

Raury — Fervent

«Я лучше умру, чем позволю кому-то меня контролировать», — такими словами Рори объяснил причину ухода из лейбла Columbia Records три года назад. Что было дальше — мрак и депрессия. У артиста с миллионами прослушиваний по всему миру и большими хитами в запасе резко сменился вектор звучания: сначала он выпустил бесплатный микстейп In The Woods, а уже после этого записал фолк-альбом «Fervent», черпающих вдохновение из раннего творчества Bon Iver.

Ещё пару лет назад Raury выступал на Coachella с God's Whisper, а после ухода из лейбла его основной концертной площадкой стал...лес. Он устраивал секретные выступления в разных локациях, люди рассаживались вокруг, набрав с собой одеяла и тёплые напитки. Таким образом из потенциальной звезды музыкант превратился в настоящего отшельника.

163163
54 комментария

Блять пиздец. Дуа липа. Из зоны комфорта. И инженер на дум. 

31
Ответить

Зато канье вест и кендрик ламар, епта
По-взрослому, непопсово
Боуи жаль, оказался в странном соседстве. 

5
Ответить

Раньше было тыц-тыц, а теперь ретро пиу-пиу, разворот на 360.

1
Ответить

так и не понял из какой зоны вышла половина участников.

31
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ожидание: ух щас тут как начнут жанровый туризм раскрывать, всяких Джонов Зорнов да Майков Паттонов вспоминать, ну или таи Джиру с Харрисом.
Реальность: Дуа Липа.
¯\_(ツ)_/¯

22
Ответить

Tool - Aenima
После нирваноподобного дебютника и второго гранжевого альбома, ребята из Tool совершенно ВНЕЗАПНО ударились в эксперименты с прог-металом, изотерикой и психоледом, что в итоге сформировало весь их будущий звук и стиль.

Я до сих пор считаю, что Third Eye это их Магнум опус. Эта песня в своё время была услышана мной в нужное время и в нужном месте, да так ударила по мозгам, что я мигом выпал и затяжной апатии на грани клинической депрессии. В общем спирал аут, пацаны.

13
Ответить