Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

История человека, которого называют «Президентом культуры».

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Корейскую музыку чаще всего ассоциируют с жанром K-pop, а вот о рок-группах вспоминают редко. Но это не значит, что достойных коллективов нет — просто они не на слуху за рубежом. В Южной Корее тяжёлая музыка менее популярна, чем в Японии, но если делать что-то уникальное, то это обязательно заметят.

Seo Taiji (читается Со Тэджи или Со Тхэджи), один из самых значимых и известных музыкантов и авторов песен, доказал это на своём примере. Недаром на родине его называют «Президентом культуры». Со Тэджи — законодатель музыкальной моды, в равной степени повлиявший на развитие как корейской рок-сцены, так и поп-индустрии.

Он начал свой путь как участник революционной по тем временам K-pop-группы 90-х, а спустя некоторое время занялся сольным творчеством. Со Тэджи собрал рок-банду, изменил до неузнаваемости свой образ и вернулся на сцену с тяжёлой музыкой.

С тех пор он продолжает удивлять слушателей. Его альбомы настолько не похожи друга на друга, что трудно поверить, что их записал один и тот же человек — это касается и радикальной смены имиджа.

Рассказываем, чем уникально творчество музыканта и как найти среди него то, что подходит именно вам.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

K-pop до того, как это стало мейнстримом

Чон Хёнчхоль (настоящее имя Тэджи) родился в 1972 году в Сеуле. С будущей профессией он определился достаточно быстро: в 14 лет уже играл в своей первой рок-группе. Молодой человек был настроен настолько серьёзно, что даже бросил школу, чтобы сосредоточиться на карьере.

В 17 лет Хёнчхоль присоединился к хэви-метал-группе Sinawe в качестве басиста. Именно тогда музыкант взял свой сценический псевдоним, под которым его знают до сих пор — Со Тэджи.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В коллективе Тэджи играл всего три года, с 1989 по 1991-й. Музыкант с длинными волосами, исполняющий тяжёлую музыку — в таком образе он вышел на сцену, но об этом все вскоре позабыли. Настоящую популярность принесло участие в K-pop-группе Seo Taiji and Boys (сокращённо — Taijiboys) , сформированной в 1992 году.

Важно отметить, что тогда поп-сцена Кореи была совсем не такой, как сейчас. Жанра K-pop в стандартном понимании ещё не существовало, и «конвейера» подобных групп не было. Seo Taiji and Boys заложили основы жанра, сделали его популярным и коммерчески востребованным. При этом они не были стандартным продюсерским проектом — Тэджи писал песни сам и привносил в свою музыку немало новаторских элементов.

Помимо Тэджи в состав входило ещё двое участников: Ян Хёнсок (ныне небезызвестный основатель компании YG Entertainment, продюсирующей такие группы, как Big Bang, BLACKPINK, 2NE1) и Ли Джуно, один из лучших танцоров Кореи на тот момент.

Seo Taiji and Boys
Seo Taiji and Boys

Изначально Тэджи обратился к Хёнсоку с просьбой научить его танцевать, но когда тот услышал песни Со, то тут же предложил сформировать группу. Будущий продюсер не прогадал — потенциал музыки тогда ещё неизвестного молодого человека он заметил сразу. Группу ждал невероятный успех.

Тэджи в своём творчестве всегда ориентировался на западную музыку — и это шло вразрез с традиционными представлениями о корейских поп-песнях. Музыкант использовал элементы рока и хип-хопа, поднимал в текстах социальные проблемы, разучивал модные и запоминающиеся танцы для выступлений. В те времена всё это было в новинку.

Главный хит Seo Taiji and Boys выпустили на первом же альбоме 1992 года. Песня Nan Arayo до сих пор занимает почётные места в самых разных топах, в том числе, зарубежных, например, журнала Rolling Stone.

Бодрый речитатив в куплете, роковый гитарный проигрыш и типичный «слащавый» поп-припев — трек получился максимально эклектичным. Nan Arayo пела вся страна, а преданные фанаты ещё и разучивали танец, который тоже сыграл большую роль в популяризации коллектива. Для корейской сцены того времени группа была практически революционной.

На следующем альбоме Taijiboys продолжили развивать свой фирменный стиль. Поп, рэп и рок в их песнях уместно сочетались друг с другом, а танцы становились всё более зажигательными и энергичными. О трогательных балладах на современный лад они тоже не забывали.

Музыку дополняли яркие образы. Сейчас, когда разноцветные волосы, модные наряды и макияж на парнях — практически дресс-код для любой современной K-pop-группы, это звучит странно, но тогда у Taijiboys были проблемы из-за рваных джинсов, дредов и серёжек. Музыкантов даже не хотели пускать в эфир канала KBS — якобы их внешний вид подрывал социальные нормы. Но группу это не остановило, они продолжили подсматривать как музыкальные, так и модные тренды на Западе, и нести их на корейскую сцену.

Несмотря на то, что коллектив уже был невероятно популярен, а формула успеха найдена, Тэджи не остановился на достигнутом. Формально выступая в составе поп-группы, музыкант, казалось бы, проверял, сколько он может ещё добавить рок-элементов, не потеряв свой статус. Песни постепенно становились всё тяжелее, тексты — серьёзнее. В некоторых треках даже присутствовал гроул.

Опять же, не обошлось без скандалов: на этот раз камнем преткновения стала песня, где музыкант, сам не окончивший школу, критиковал корейскую систему образования. Песню пытались запретить и не пускали в эфир, но популярность группы от этого лишь возросла, особенно у молодёжи.

Последний альбом группы окончательно расставил приоритеты: исполнять поп-музыку Тэджи хотелось всё меньше. Вместо танцев в новых видео участники играли на инструментах — образ коллектива изменился. Манера исполнения тоже стала более экспрессивной: например, в песне Pilseung Тэджи практически кричит.

Клип на новый хит, конечно же, сняли. Группа в нём появляется с разноцветными волосами — Seo Taiji and Boys хотели сделать одинаково яркими как музыку, так и внешность. Теперь они звучали куда ближе к альтернативному року, чем к K-pop, поэтому старались соответствовать.

Но и тут у группы не было никаких рамок, даже хиты с одного альбома получились очень разными. Хип-хоп-песня Come Back Home, гимн всем «потерянным» подросткам, частично вдохновлена творчеством американской группы Cypress Hill — Тэджи позаимствовал у одного из вокалистов характерную манеру читки. Музыкант уже тогда показал, что может органично работать практически в любом жанре, адаптируя его для корейской сцены.

Если с внешним видом группы уже все смирились, то тексты песен вновь привлекали внимание общественности. В Sidae Yugam Тэджи критиковал правительство, поэтому трек не прошёл корейскую цензуру. В итоге в альбом включили инструментальную версию, потому что менять лирику музыкант наотрез отказался — он считал это неправильным.

Тэджи выступил против запретов и подготовил петицию, которую подписали десятки тысяч людей. Оригинал песни вышел сразу после отмены системы предварительной цензуры в 1996 году. Тэджи исполняет трек на концертах и по сей день — он не теряет своей актуальности.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Выпустив четыре альбома, коллектив распался в 1996-м. Решение принял сам Тэджи, и точку он поставил весьма эффектно — группа, изменившая историю корейской музыки, завершила свою карьеру на пике популярности.

Сольное творчество: как попробовать себя во всех жанрах

Музыкант вернулся на сцену спустя несколько лет, теперь уже с полноценной рок-группой. Если не знать о его прошлом, то догадаться, что Тэджи когда-то был участником танцевального бойз-бэнда практически невозможно. Со некоторое время прожил в США: он ещё сильнее отдалился от корейской сцены и находился под влиянием американских музыкальных тенденций.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В 1998 году вышел его первый сольный (или пятый, так как официальный отсчёт включает диски Seo Taiji and Boys) альбом. Шесть треков — от Take One до Take Six — в жанре альтернативного рока с влиянием ню-метала с их мощным звучанием уже не были похожи на то, что он делал в Seo Taiji and Boys, где зачастую поп-припевы использовались для привлечения широкой аудитории.

Казалось, музыкант хотел максимально отойти от своего старого имиджа. В клипах на песни с альбома он не снимался — Тэджи сделал акцент исключительно на музыке, вместо того, чтобы пользоваться былой популярностью.

Но качество контента у Со всегда было на первом месте, поэтому без интересных видео поклонники всё же не остались. Музыку дополнили шикарные анимационные клипы. Например, в Take Two потрясающий психоделический видеоряд, от которого даже немного не по себе — его стоит посмотреть в первую очередь.

Восьмиминутный Take One напоминает видеоигру, где главный герой похож на Тэджи с розовыми волосами — здесь музыкант всё-таки позволил себе принять участие в сюжете. В клипе на позитивную Take Five, самую лёгкую песню на альбоме, над разными локациями летает бумажный самолётик — со временем он стал для фанатов одним из главных символов музыканта.

В целом, несмотря на достойную музыку, этот период в карьере прошёл не особо заметно — раскручивать альбом Тэджи даже не пытался, тем более, тогда он всё ещё жил в США. Но его имя говорило само за себя, поэтому корейские поклонники сметали диски на ура безо всякой рекламы.

В 2000 году Тэджи решился на полноценный камбэк в Корее. Как и раньше, он хорошо чувствовал музыкальную моду и хотел делать то, что было актуальным. Музыкант выпустил самый тяжёлый альбом в своей карьере: Ultramania целиком выдержан в стиле ню-метал.

Новый образ соответствовал музыке: красные косички, широкие штаны, характерные движения на сцене. Группу тут же окрестили «корейскими Korn» — влияние было очевидно.

Пусть Тэджи не придумал чего-то принципиального нового, но он делал качественную музыку, органично вписываясь в стиль. Его творчество признали любители тяжёлых жанров: музыкант сумел заинтересовать тех, кто не слушал его раньше. Девушки, фанатки Taijiboys, теперь соседствовали на концертах со слэмящимися парнями.

Музыкант не только хотел, чтобы люди признали его творчество в новом стиле, но и в целом пытался популяризовать тяжёлую музыку в Корее. Он основал свой фестиваль ETP fest, где сначала выступал сам, а потом привозил всё более известные мировые рок-группы. В 2004 году, к примеру, там выступали Marilyn Manson, The Used, Maximum the Hormone, а в 2009-м — Limp Bizkit и Nine Inch Nails.

Задерживаться долго на одном стиле у Тэджи не в правилах, поэтому на следующем альбоме 2004 года, 7th Issue, элементы ню-метала можно услышать всего лишь в одной песне. Работа вышла очень разноплановой: альтернативный рок, панк/поп-панк, поп-рок. Найти что-то своё на альбоме может каждый, от мелодичных песен под акустическую гитару до яростных тяжёлых треков со шквалом инструментов.

Музыкант вновь сделал микс из актуальных на тот момент жанров — такой подход стал его фирменным стилем. Кроме того, Тэджи по-прежнему затрагивал серьёзные проблемы в некоторых текстах: говорил о жертвах насилия и критиковал музыкальный бизнес.

Seo Taiji — Zero Tour — Victim [Live]

Несмотря на то, что Тэджи слушали, в основном, в Корее, в рамках промо нового альбома он даже посетил Россию. Музыкант отыграл концерт на фестивале во Владивостоке в 2004 году на стадионе «Динамо». Местная публика не вполне представляла, кто он такой, поэтому в качестве поддержки на шоу приехали корейские фанаты. На разогреве у Тэджи выступали рок-группы, которые он продюсировал и выпускал на своём лейбле — Nell и Pia.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

В итоге концерт прошёл успешно — так у музыканта появились русские слушатели. Некоторые до сих пор вспоминают о лайве с теплом и даже хранят фирменные значки. Тэджи, в свою очередь, задокументировал происходящее не видео. На MBC показывали целую передачу об этом, от путешествия на теплоходе и заучивания русских фраз до самого концерта и реакции местных.

На 10-й минуте Со Тэджи учится произносить русские фразы

Следующий альбом Тэджи выпустил лишь спустя четыре года, но к возвращению подготовился основательно: музыкант снял видеоклипы на каждую новую песню, включая ремиксы. 8th ATOMOS позиционировался как таинственный проект, и в названиях треков фигурировали Моаи (статуи с острова Пасхи) и Бермудский Треугольник.

Альбом снова получился эклектичным, но на этот раз более лёгким, чем предыдущий. На нём есть и рок с элементами электроники, и мелодичные поп-песни, и бодрый танцевальный поп-рок.

Клипы этого периода заслуживают особого внимания, ведь каждый из них тщательно продуман. Moai радует красивыми видами — съёмки проходили в Валье-де-ла-Луна в Чили и в самых живописных местах на острове Пасхи. На Human Dream целых два видео — 11-минутная научно-фантастическая история про мальчика-робота и версия Тэджи, где он показывает запоминающиеся танцевальные движения.

Moai

В T’ik T’ak тоже серьёзный сюжет: по официальному описанию, трек посвящен теориям заговора. Кроме того, клип показывали в кинотеатрах вместе с японской картиной по фантастической манге «Парни двадцатого века», где речь идёт о тайном культе и апокалипсисе. Остальные видео тоже сняты на высоком уровне, многие из них — практически мини-фильмы.

T’ik T’ak

Далеко не каждая группа может позволить себя снять клипы на все песни с альбома, но Тэджи пошёл дальше и воплотил в жизнь ещё один амбициозный проект. Музыкант поработал вместе с Королевским филармоническим оркестром из Лондона. Новое прочтение получили не только песни сольного периода, но и старые хиты Seo Taiji and Boys, которые музыкант со своей группой уже давно играл в рок/ню-метал-аранжировках на концертах.

Вместе с оркестром Тэджи дал несколько концертов в Сеуле — лайв вышел на DVD вместе с документальным видео о путешествии в Англию и репетициях. Музыкант всегда снимает занимательные «мейкинги» и истории о посещении разных стран — смотреть их можно даже без знания языка.

Кстати, коллекционеры наверняка оценят оформление дисков — тут и большая треугольная упаковка, и коробки в форме колонок, и книга-раскладушка, и стилизация под видеокассету. Тэджи вкладывается в своё творчество на каждом этапе, стараясь удивить фанатов не только музыкой.

Следующий альбом 2014 года, Quiet Night, промоутировался намного скромнее: вышло всего несколько клипов.

Атмосферный Christmalo.win причудливо смешивает эстетику Рождества и Хэллоуина. Версии опять две: исполнение песни группой и мини-фильм с добрыми ведьмами и зловещим Сантой, которого стоит остерегаться.

Второй хит, синти-поп Sogyeokdong, музыкант написал для певицы IU, но в итоге решил спеть сам. Песню можно послушать с каждым из исполнителей, а также посмотреть соответствующий клип.

Остальные треки Тэджи предпочёл сразу играть на концертах. Несмотря на то, что музыкант по-прежнему оставался популярным и собирал полные залы, он заметил, что публика на его шоу — взрослая, а некоторые дети и молодёжь даже не знают, кто он такой. В песне 90s ICON Тэджи рассуждает о своём статусе «поблекшей иконы 90-х» и переживает, сможет ли снова создать что-то особенное.

Поэтому в своём следующем проекте музыкант решил объединить несколько поколений слушателей. Тэджи придумал, как дать своим песням новую жизнь и донести их до тех, кто родился намного позже того времени, когда были популярны Seo Taiji and Boys.

На творчестве Со Тэджи выросли многие новые звёзды, и айдолы нередко называют его своим кумиром. Музыкант предложил им исполнить свои песни в рамках проекта 25 Time Traveler. На участие согласились самые разные звёзды — от всем известных BTS до поп-роковой певицы Younha.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Музыканты не пытались повторить точь-в-точь оригинал, наоборот, переосмысляли песни — меняли аранжировки, привносили что-то своё. К примеру, некоторые треки из рок-боевиков превратились в неспешные баллады. А вот яростная Internet War, высмеивающая интернет-троллей, в новом прочтении рэперов Loopy и Nafla зазвучала ещё более актуально. BTS взяли кавер на знаковую Come Back Home и отдали дань уважения версии Taijiboys — это такой же агрессивный хип-хоп. На каждый их ремейков сняли клип — внимания песни получили достаточно.

На данный момент проект 2017 года — последняя значимая работа в дискографии Со Тэджи. Раз в год он пишет сообщение поклонникам: пока вдохновения на новое творчество у него нет. Впрочем, у музыканта всегда большие перерывы между альбомами, так что, возможно, стоит подождать. Месяц назад на официальном YouTube-канале появилась запись концерта 2015 года — Тэджи явно напоминает о себе.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку

Со Тэджи — уникальный музыкант в истории Южной Кореи. Он фактически изобрёл K-pop, популяризировал в стране многие жанры рок-музыки, оказал влияние на моду и боролся с социальной несправедливостью.

Творчество Со Тэджи остаётся востребованным уже около 30 лет. Музыкант менялся на протяжении своей карьеры и играл самую разную, казалось бы, несовместимую музыку. Его песни могут понравиться как убеждённому металлисту, так и поклоннику K-pop — главное, включить правильный альбом.

Легенда корейского рока: как Со Тэджи изобрёл K-pop и превратил его в тяжёлую музыку
6565
39 комментариев

так вот кого нужно винить

12

Винить за что? За то, что он создал популярный жанр, который тебе по той или иной причине не нравится? 

8

ну, за тяжёлую музыку в Корее этот человек тоже отвечает, так что не только винить :)

О, так вот кто ответственен за половину кринжа в рутвиттере

7

Ебать вы че вспомнили сукааааааа) Мой 2010 передавал привет

4

ну вот, хоть кто-то шарит в теме и не думает, что это какой-то к-поп))

2