Manic Street Preachers — «Critical Thinking» (2025)
«Critical Thinking» — пятнадцатый студийный альбом валлийской рок-группы Manic Street Preachers, выпущенный 14 февраля 2025 года на лейбле Columbia. Альбом сочетает ностальгические мотивы с энергичными мелодиями, отражая зрелость и эволюцию группы.
Спустя почти 40 лет с момента своего дебюта, Manic Street Preachers оборачиваются к звучанию арт-ориентированной альтернативной поп-музыки 1980-х, одновременно пытаясь найти для себя новые формы. Басист Ники Уайр впервые исполнил ведущие вокальные партии на нескольких треках, и это совсем не выглядит как уступка ради удовлетворения амбиций участника группы. Его голос резче и мрачнее, чем у Джеймса Дина Брэдфилда, и тексты соответствуют этому тону. В мощной заглавной песне «Critical Thinking» он выкрикивает:
Уайр обрушивается на интернет-культуру, которая делает вид, что заботится о благополучии и саморазвитии, но на деле лишь провоцирует людей разрывать друг друга на части.
«One Man Militia» — тёмный трек с блестящими лазерными звуками и синтезаторами, взлетающими к небу. В нём Уайр размышляет о «невозможности здравого спора в выгребной яме цифрового небытия». Он называет альбом «Critical Thinking» столкновением противоположностей, имея в виду не только контраст между его и Брэдфилда поэтикой, но и сочетание мрачных тем с возвышенной, искрящейся музыкой.
Группа ссылается на своих любимцев 80-х. Завораживающая «People Ruin Paintings» отсылает к мягкой мелодике 10,000 Maniacs. «Brushstrokes of Reunion» — сверкающий рок-гимн с психоделическим оттенком, отдающий дань The Waterboys и R.E.M. времён «Lifes Rich Pageant» (1986). «Out of Time Revival» вдохновлена ритмикой «When Doves Cry» Принса: с огненным гитарным соло и чёткими хлопками в ладоши трек звучит так, будто его достали из саундтрека к фильму Джона Хьюза. «Deleted Scenes» высмеивает увлечение «языком терапии» и напоминает глиттер-поп альтернативной сцены 80-х — The Cure, Strawberry Switchblade.
«Dear Stephen» — джэнгловый трек, адресованный Стивену Моррисси. В 1984 году подросток Уайр получил от него открытку, но спустя годы фронтмен The Smiths оттолкнул часть поклонников своими крайне правыми взглядами на иммиграцию и национализм. В песне звучат слова:
— строчки отсылаются к песне The Smiths «I Know It's Over», а гитара явно навеяна звучанием Джонни Марра.
Брэдфилд спел три композиции. «Being Baptised» — джэнгл-поп-трек, вдохновлённый встречей с покойным Аланом Туссеном. Уайр отмечает, что вступительная тема отсылает к «Southern Nights», написанной Туссеном и прославленной Гленом Кэмпбеллом. «Hiding in Plain Sight», украшенная воздушными гармониями Ланы Макдона, навеяна поэзией Энн Секстон и предупреждает о ловушке ностальгии среднего возраста:
«Зеркало — это ловушка, что спасает,или долг, заставляющий платить».
Manic Street Preachers с теплотой оглядываются на прошлое, но не дают себе застрять в нём. Они продолжают искать новые пути, оставаясь верными своему духу.
© Shelly Ridenour/Qobuz