R.E.M. — «Monster» (1994) (Remastered 2019)
«Monster» — девятый студийный альбом американской рок-группы R.E.M., выпущенный 26 сентября 1994 года. После более мелодичных и акустических альбомов «Out of Time» (1991) и «Automatic for the People» (1992), «Monster» стал намеренным отходом к более «громкому» и «грязному» звучанию, с искажёнными гитарными риффами и минимальным использованием наложений. Альбом был вдохновлён глэм-роком 1970-х годов и отличался более простыми текстами.
Яркое воплощение альтернативного рока 90-х. Грубая и шумная попытка нажиться на успехе гранжа. Группа, которой срочно понадобились рок-композиции для турне после шестилетнего перерыва. Сам факт, что девятый альбом R.E.M. «Monster» до сих пор вызывает столь полярные мнения, уже достаточная причина переслушать его заново. Юбилейное 25-летнее переиздание раскрывает альбом в новом свете: новые миксы от продюсера Скотта Литта, подборка демозаписей и запись концерта 1995 года в Чикаго с сетлистом, сосредоточенным на материалах позднего, пост-I.R.S. периода группы.
В аннотации к переизданию гитарист Питер Бак признаётся: «Мы хотели сбежать от самих себя». «Monster 25» — это не только звук Бака, Майкла Стайпа, Майка Миллза и Билла Берри, пытающихся разобраться, что значит внезапно стать рок-звёздами, но и документ одного из тех периодических резких поворотов, через которые художники либо проходят, либо сдаются. И хотя тексты представляют собой привычный для Стайпа поток сознания, дополнительно запутанный из-за утопленного в миксе вокала, ключевой и спорной чертой альбома остаётся гитара Бака. Он отказывается от своей привязанности к акустическим текстурам и сложным аранжировкам, отдавая предпочтение перегруженным пауэр-аккордам, шумовым эффектам, реверберации и резкому, «пилящему» фуззу. Эта агрессивная, «роковая» подача, напоминающая Курта Кобейна, оказывается вынесена на передний план микса.
Ремикшированный альбом звучит совершенно иначе, чем оригинал: инструментальные партии стали чётче, вместо прежнего гулкого и размытого звучания. В «Tongue» исчез отсчёт на четыре удара — его заменили простое фортепиано и громкий тамбурин. Орган, доминировавший в оригинале, приглушён. В «Circus Envy» снизили уровень гитарного перегруза, а барабаны Берри, напротив, выдвинули вперёд. Но самое заметное — это вокал Стайпа: местами он использует совершенно другие дубляжи по сравнению с версией 1994 года. Например, «Crush with Eyeliner» теперь начинается с акапельного «ла-ла-ла» и продолжается вокалом, стилизованным под T. Rex и Игги Попа, чего не было в оригинале. Некоторые изменения радикальны: орган Бака в «Let Me In», его рубленая гитара в «What's the Frequency, Kenneth?» и перкуссия в «You» полностью удалены.
Эти правки помогают связать «Monster» с общим музыкальным развитием R.E.M., избавляя его от статуса чужеродного элемента в дискографии группы.
Ведущий сингл «What's the Frequency, Kenneth?» достиг 21-го места в американском чарте Billboard Hot 100 и 9-го места в британском чарте синглов. Другие синглы, такие как «Bang and Blame», «Strange Currencies» и «Tongue», также имели успех, особенно в Великобритании.
Альбом дебютировал на первом месте в чартах США и ещё как минимум семи других стран, получив в целом положительные отзывы критиков. В 1995 году группа отправилась в свой первый за шесть лет тур в поддержку альбома. Хотя тур был коммерчески успешным, его омрачили проблемы со здоровьем участников группы.
В 2019 году, к 25-летию альбома, был выпущен юбилейный бокс-сет, включающий ранее не издававшиеся демо-записи, концертные выступления и ремикшированную версию альбома от оригинального продюсера Скотта Литта.