James Brandon Lewis — «Apple Cores» (2025)

«Apple Cores» — последний альбом американского тенор-саксофониста Джеймса Брэндона Льюиса, выпущенный 7 февраля 2025 года на лейбле ANTI- Records.

Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fopen.qobuz.com%2Falbum%2Fxfwj3wn9hssec&postId=3509291" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">qobuz</a>
Источник: qobuz

После успешного сотрудничества с группой The Messthetics в 2024 году, выпустившей бескомпромиссный альбом «The Messthetics and James Brandon Lewis», саксофонист Джеймс Брэндон Льюис в 2025 году представил новый студийный альбом «Apple Cores», выдержанный в насыщенной грувовой манере. Название пластинка получила в честь колонки «Apple Cores», которую поэт и критик Амири Барака вёл в журнале DownBeat в 1960-х. В одной из публикаций 1964 года Барака раскритиковал владельцев джаз-клубов за консервативный подход к формированию афиш. «Они ничего не понимают, — писал он, — просто стильные бармены, реагирующие в основном на звон падающих монет». Барака утверждал, что «новая публика только и ждёт, куда бы пойти», и поддерживал молодых новаторов — трубача Дона Черри, саксофониста Альберта Эйлера и «очень сильного, прекрасного тенор-саксофониста из Литл-Рока Фэроу Сандерса».

Глубоко вдохновлённый творческой смелостью Дона Черри, альбом «Apple Cores» впитал в себя кочевое, беспокойное начало музыканта, а также критический пафос Бараки, обрушившегося на джазовый истеблишмент. С середины 2010-х, когда Льюис заявил о себе как о мощном, но чутком мастере тенор-саксофона, он создаёт альбомы, которые опираются на образы и идеи, выходящие далеко за пределы джаза. Среди них — фигура Джорджа Вашингтона КарвераJesup Wagon» (2021)), сложная структура молекулярной биологии («Molecular») и воспоминания о юности в Баффало («Days of FreeMan» 2015)). Льюис называет среди своих ориентиров экспрессивную силу Альберта Эйлера, литературную глубину Тони Моррисон и богатые культурные традиции афроамериканской церкви.

Подобно тем, кого поддерживал Барака, Льюис передаёт беспокойную энергию и жажду эксперимента. Альбом был записан за две импровизационные сессии с давними соратниками — барабанщиком Чадом Тейлором и басистом Джошем Вернером. Взаимопонимание музыкантов, выработанное годами, позволило создать спонтанные, но выверенные композиции. Игра Тейлора варьируется от вспышек полиритмичной энергии до тонких текстур, напоминающих звучание африканской мбиры, наполняя треки и динамикой, и атмосферой. Вернер действует не менее гибко — его басовые линии то создают тяжёлую пульсацию, то вступают в мелодический диалог с широкими саксофонными фразами Льюиса.

James Brandon Lewis Trio - "Prince Eugene"

Композиция «Five Spots to Caravan» отсылает к нью-йоркскому клубу The Five Spot, где Дон Черри дебютировал с Орнеттом Коулманом в 1959 году, и арт-центру Caravan of Dreams в родном городе Черри Форт-Уэрте, штат Техас. Резкие дроби малого барабана Тейлора придают треку нервное ускорение, а смена свинговых ритмов и едва уловимых акцентов демонстрирует диапазон его игры. Вернер удерживает композицию, выстраивая пульсирующую басовую основу, которая одновременно фиксирует звучание и направляет его вперёд.

Бас Вернера задаёт тон значительной части «Apple Cores» — его глубокие ноты открывают ключевые треки, такие как «D.C. Got Pocket» и «Remember Brooklyn & Moki». В первом — текучие, насыщенные грувом линии напоминают о классическом фанке, но не теряют остроты джазовой импровизации. Во втором — бас создаёт задумчивое, размеренное основание, поверх которого саксофон Льюиса выводит плавные пассажи.

James Brandon Lewis Trio - "Five Spots to Caravan"

Льюис на «Apple Cores» звучит столь же уверенно, как и всегда. Серия из трёх заглавных треков — «Apple Core #1», «Apple Core #2» и «Apple Core #3» — пронизана хип-хоповым ритмическим пульсом, а его саксофон то бушует, то обволакивает лирическими линиями. В каждом звуке слышится дух Дона Черри, но Льюис остаётся верен себе, создавая музыку, которую невозможно спутать ни с чьей другой. Его импровизации словно превращаются в рассказы без слов — резкие, пронзительные, но вместе с тем поэтичные. Эти истории, выраженные звуками, становятся столь же острым высказыванием, как тексты Бараки, и столь же свободными, как композиции Черри.

© Randall Roberts/Qobuz

Награды: 🏆 Qobuz Album of the Week

James Brandon Lewis - Apple Cores (2025)

© Anti/Epitaph
James Brandon Lewis - Apple Cores (2025) © Anti/Epitaph

Больше информации о новой и старой музыке можно найти в блоге «О музыке». Чтобы послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм, просто перейдите на мой канал.

1
Начать дискуссию