Арроша-фанк. Привет из Бразилии 2010-х

Арроша-фанк. Привет из Бразилии 2010-х

Всем привет! Это первый пост на DTF в рамках проекта "Священный Рандом". Его суть проста - мне случайным образом выпадает какой-то музыкальный жанр, я его изучаю и о нем рассказываю. Буду потихоньку выкладывать предыдущие выпуски из ТГ, а все новые сразу заливать сюда. Подписывайтесь:)

Арроша-фанк (arrocha funk) - микрожанр бразильской музыки, возникший в середине 2010-х годов. Как и любой микрожанр, арроша-фанк быстро появился и быстро потерялся среди других микрожанров. Поэтому, раз уж мы вступили на территорию бразильской поп-музыки, здесь будет много контекста, ну и про сам арроша-фанк тоже поговорим.

Не тот фанк, о котором вы думаете. “Фанком” в Бразилии обычно называют не музыку Джеймса Брауна, Слая Стоуна или Джорджа Клинтона. Фанк-бразильеро появился как местный ответ хип-хопу. Он возник в 80-е под влиянием самого прямолинейного на тот момент хип-хоп жанра - майами-бэйса, с поправкой на португальский язык и фавелы вместо гетто. Свое название стиль получил в наследство от дискотек в фавелах, которые называли bailes funk. Когда на этих дискотеках заиграл местный хип-хоп, название перешло к нему. Сегодня фанк-бразильеро - “зонтичный” жанр, в который входит с десяток поджанров, от близкого к r’n’b и поп-музыке funk melody до индустриального beat bruxaria.

Арроша. Стиль арроша возник в штате Байя, на северо-востоке Бразилии, в начале нулевых. Это “осовремененный” вариант бразильской послевоенной поп-музыки с ее страстью и ярким вокалом. С появлением босса-новы и MPB такую музыку стали неуважительно называть brega (безвкусица). Выпавшая из поля зрения критиков, традиция брега оставалась любимой народом, особенно на северо-востоке страны. Исполнители бреги кричали танцующим “arrocha!”, что приблизительно переводится как “прижимайся крепче!”. И когда в начале 2000-х пошла новая волна такой музыки, ее назвали “арроша”.

Микрожанр. Слово “микрожанр” изначально носило уничижительный характер и обозначало жанры, “созданные” задним числом для придания музыке большей значимости. Например, британские рок-группы 60-х, не попавшие в мейнстрим, в 80-х назвали freakbeat. Традиция плодить жанры расцвела в электронной музыке 90-х, где один и тот же исполнитель выпускал каждый новый трек в новом “жанре”. А в 2010-е, когда любой компьютер стал вывозить Ableton, FL Studio или любую другую рабочую станцию, интернет захватила “эпидемия” микрожанров вроде Seapunk, Vaporwave, и тому подобного, вплоть до Simpsonwave и Night Bus. При этом один и тот же исполнитель мог под десятью псевдонимами работать в разных “жанрах”. Здесь отличная подборка микрожанров - видно, что срок жизни некоторых из них - 1-2 месяца, при этом набирается релизов на целый плейлист.

Арроша-фанк. Вопреки логичному предположению, что арроша-фанк родом с северо-востока Бразилии, этот стиль возник в Рио. MC Flavinho выпустил трек Arrocha da Penha в 2016 году - тогда же возник и термин. Пик релизов в данном стиле по версии RYM приходится на 2019-2020 годы. От арроши здесь разве что высокие партии струнных и духовых, правда и те сыграны на синтезаторе. Еще из трека в трек переходит легкий перегруз на барабанах, как будто их выставили на слишком большой громкости. Темп и вокал близок к ямайскому реггитону. Одновременно на северо-востоке возник брега-фанк - и я не обладаю достаточной экспертизой, чтобы понять, чем они отличаются друг от друга… Если здесь есть знатоки подобной музыки, напишите, пожалуйста, в комментариях:) Как и в случае с другими микрожанрами, арроша-фанк сейчас ни жив, ни мертв. Вроде и есть релизы от 2024 года, но все, кто связан с этим стилем, сейчас работают в других. Так что плейлист будет коротким.

Плейлист

MC Flavinho & Rennan da Penha – Arrocha da Penha

Трек, “создавший” жанр и запустивший моду на термин “arrocha” в фанк-треках. Rennan da Penha вспоминает, что часто слышал слово “арроша” на вечеринках, и смешал эту музыку с фанком. Речитатив, начитанный MC Flavinho, хорошо подходил для этой идеи - так получился первый трек в новом стиле.

MC Loma e as Gêmeas Lacração - Envolvimento

Три девушки дурачились на камеру, наложили на это дело биток - и их песня стала главным треком бразильского карнавала 2018 года и заняла первое место в бразильском чарте Spotify. MC Loma e as Gêmeas Lacração на время стали полноценным герлз-бэндом, но уже в 2019 году они погрязли в разбирательствах с лейблом, из которых вышли без права выступать и с долгами. В итоге все три девушки отошли от музыки и развиваются как инста-блогеры.

Thiaguinho MT, Mila Braga & JS o Mão de Ouro - Tudo OK

Пик популярности арроша-фанка - суперхит, в котором этот термин используется уже в первой строчке. Он вышел в конце 2019 года, во время локдауна на одном только Spotify имел по 5 миллионов прослушиваний в неделю, а на Youtube количество просмотров давно ушло за 200 миллионов. Фанк-бразильеро кажется локальным явлением, но его количественные показатели впечатляют. Например, канал лейбла Kondzilla занимает 41 место по количеству просмотров в Youtube по всему миру.

MC Nahara & JS o Mão de Ouro - Bandida perversa (Remix)

Пример относительно свежего (2023 год) трека. MC Nahara представляет еще один подстиль фанка-бразильеро - Funk de BH, родом из Белу-Оризонте. Это более “осознанный” вариант стиля, с текстами про оборотную сторону криминальной романтики. Bandida perversa - как раз такой жесткий взгляд жительницы фавел на местных “гангстеров”.

22
Начать дискуссию