Warhaus — «Karaoke Moon» (2024)
В последние пять лет Девольдере демонстрирует впечатляющую продуктивность. Помимо «Ha Ha Heartbreak», он выпустил два сильных альбома с группой Balthazar: «Fever» (2019) и «Sand» (2021). Группа излучает творческую энергию: «Karaoke Moon» стал третьим сольным проектом участников Balthazar в 2024 году, после «Love Songs» басиста Симона Казье (под псевдонимом Zimmerman) и «Contigo» вокалиста и гитариста Джинте Депреза (под именем J. Bernardt).
Маартен Девольдере скромно оценивает свою продуктивность: «Мне говорят, что я много работаю. Но я выпускаю альбом раз в два года, по десять песен в каждом. Это не тяжёлый труд! The Beatles выпускали по два альбома в год, и оба — шедевры. Думаю, я могу лучше».
«Karaoke Moon» родился после длительного периода написания, включая время, проведённое в турах по Европе. Местоположение сыграло значительную роль в создании «Ha Ha Heartbreak», который Девольдере написал за три недели в сицилийском Палермо; его песчаные пляжи запечатлены в клипах на синглы «Shadow Play» и «It Had to Be You». Ещё один прибрежный город, Марракеш, вдохновил на создание композиций «Jacky N.» — инструментальной пьесы, названной в честь крестника Маартена, и «The Winning Numbers». Однако в целом новая музыка не была привязана к конкретному месту. «Мне нравится постоянно писать», — говорит он, что иногда становилось испытанием для его девушки во время их совместного отдыха в Марокко. Вскоре после выхода «Ha Ha Heartbreak» он накопил 30 демо для следующего альбома Warhaus.
Сравнивая процессы создания «Ha Ha Heartbreak» и «Karaoke Moon», Девольдере раскрывает различные подходы к написанию музыки. «Я всё ещё разбираюсь», — отвечает он на вопрос о концепции нового альбома. «Альбом о расставании писать легко, потому что в таком состоянии сложно писать о чём-то другом. А сейчас жизнь ко мне благосклонна. Я пытался отслеживать подсознательные вещи. Я пробовал психоделики; ходил к гипнотерапевту. Это был эксперимент».
Его рассказ о создании «Karaoke Moon» полон неожиданных поворотов. «Я хотел узнать, что буду говорить под гипнозом. На третьем сеансе терапевт загипнотизировал меня, пока я импровизировал на пианино. Я записал это, принёс домой и начал работать с материалом. Также я стал лучше фиксировать сны — всё то, что не контролируешь, но что подсознание предлагает о тебе самом».
В процессе создания «Karaoke Moon» Маартен Девольдере осознал важность доверия и сотрудничества в творчестве. Хотя он является движущей силой проекта Warhaus, на своём четвёртом альбоме он стал более открытым к идеям других. Собрав демо-записи, Девольдере обратился к продюсеру Ясперу Маекелбергу, который дал конструктивную критику: «Да, это хорошие песни, я знаю, что ты можешь писать такие поп-композиции, но они меня больше не удивляют. Тебе нужно поднять планку для себя как артиста». Маекелберг убедил Маартена бросить себе вызов и выйти за рамки привычного.
Одним из ключевых предложений Маекелберга было начать с написания текстов, а не музыки, что было непривычно для Девольдере. Это нововведение отразилось в композициях «Where the Names are Real» и «The Winning Numbers», где тексты напоминают дневниковые записи, случайно превращённые в песни. Маартен отмечает, что роль Яспера в этом альбоме даже больше, чем в предыдущем: «Чем дольше мы работаем вместе, тем больше я ему доверяю. Раньше я был неуверенным, стремился всё контролировать, не доверял никому свою музыку, потому что это было священным. Но за эти годы мы выстроили взаимопонимание и доверие к музыкальным вкусам друг друга. Я дал ему много свободы в работе над песнями. Аранжировки «Jim Morrison» и «No Surprise» — это полностью его заслуга. В некотором смысле, он — мой Уоррен Эллис, а я — его Ник Кейв».
Сотрудничество Маартена Девольдере и Яспера Маекелберга привело к дальнейшему развитию звучания Warhaus, достигнутого в «Ha Ha Heartbreak». Мрачный вокал, басовые линии в стиле R&B, джазовые гитары, гипнотические повторения и меланхоличные струнные аранжировки сливаются в звуковую палитру, сочетающую элементы современного инди-рока и атмосферы 1970-х годов. В некоторых моментах музыка приобретает кинематографическое качество, как в «Jacky N.», где взаимодействие струнных и клавишных напоминает саундтрек к романтической сцене на Ривьере.
Девольдере отмечает, что его музыкальные влияния разнообразны: «В детстве я был большим поклонником Cream. Позже увлёкся классическими авторами песен: Боб Дилан, Боуи, Леонард Коэн, Генсбур — все великие. У меня был период увлечения Radiohead. В Бельгии у нас также есть dEUS; в 1990-х, когда мы были молоды, они были национальными иконами». Эхо 1990-х неожиданно проявляется в коде «Zero One Code», где Девольдере вместе с соотечественницей и частой соавторкой Сильви Креуш исполняет загадочный дуэт, без слов напевая на фоне грува, который он называет «данью европейским танцевальным трекам 1990-х, которые в детстве не были моими любимыми, но были частью популярной культуры, в которой я рос».
Однако центральное место в «Karaoke Moon» занимает фигура из более ранней эпохи музыкальных вдохновений Девольдере — Джим Моррисон. В самой длинной композиции альбома, «Jim Morrison», продолжительностью почти семь минут, Маартен исполняет монолог в форме песни, ритмично рассуждая о различных мужских неврозах: ритуалах потребления семени в Папуа-Новой Гвинее, мифе об Икаре и предательстве солнцезащитных очков. По мере того как его размышления становятся всё более непредсказуемыми, соул-рефрен «It takes a man to love you, baby» («Чтобы любить тебя, детка, нужен мужчина») служит якорем, становясь всё более ироничным по мере развития трека.
Несмотря на то, что Balthazar — рок-группа, и, наблюдая за их выступлениями на европейских фестивалях, можно назвать Маартена Девольдере рок-звездой, он сам относится к этому образу с осторожностью. «Люди всегда будут проецировать свои ожидания на тех, кто постоянно на сцене», — говорит он. «Очевидно, что образ мачо-рок-звезды сейчас не в моде, но мне нравится играть с этим. Это отражает определённое эго, теневую сторону». Оглядываясь на песню «Jim Morrison», Маартен описывает её как «поиск ответов в состоянии замешательства».
Интроспекция также присутствует в завершающем треке «Emely», который, подобно «Best I Ever Had» из «Ha Ha Heartbreak», предпочитает сдержанность вместо помпезности для финала. Перед ним идёт энергичная «I Want More», напоминающая «Shadow Play» из предыдущего альбома. В своих последних двух пластинках Девольдере придерживается особого подхода к последовательности треков: предпоследний должен быть динамичным. «Очень важно, чтобы девятая песня была захватывающей, неожиданной, будящей слушателя. Тогда последняя может быть более спокойной. Если девятый трек хорош, вероятно, весь альбом будет удачным», — считает он.
В «Emely» Маартен завершает «Karaoke Moon», исследуя свои желания, оставляя слушателя с образом неопределённого пути впереди: «Потому что, Эмили, ты хотела, чтобы я свернул; я просто хотел, чтобы мы шли прямо; если бы я мог всё вернуть, я бы повторил это тысячу раз, прежде чем ты отвернёшься». Песня достигает крещендо, которое затем переходит в тишину, оставляя лишь одинокую низкую ноту пианино, завершающую альбом. После всех внутренних поисков Девольдере, кажется, обрёл понимание себя, но всё ещё далёк от глубин своего подсознания, которые надеялся исследовать в процессе создания этой музыки.
Маартен Девольдере размышляет о концепции свободной воли, выражая скептицизм в её существовании: «Это связано с иллюзией свободной воли. Я не особо в неё верю; считаю, что всё определяется нашим подсознанием. У нас есть иллюзия, что мы принимаем решения. В этом смысле это похоже на караоке, когда вы заимствуете слова с экрана. Это как-то связано с этим». Он добавляет: «Возможно, через шесть месяцев я дам совершенно другой ответ. Думаю, особенно с этим альбомом, я буду продолжать открывать для себя, что происходило в моём сознании, когда я его писал».
Взгляды Девольдере перекликаются с идеями детерминизма, которые разделяют такие публичные фигуры, как Сэм Харрис. Хотя можно не соглашаться с его позицией относительно отсутствия свободной воли, его объяснения процесса создания «Karaoke Moon» позволяют оценить художественную сторону детерминизма.
В мире искусства часто превозносят гения, который благодаря своему уникальному эстетическому видению создаёт произведения, воплощаемые с помощью других. Однако, наблюдая за творчеством Девольдере за последнее десятилетие, можно заметить, что он открыл внутренний источник креативности, позволивший ему создавать свою музыку. В завершение беседы он подчёркивает ценность сотрудничества и совместной работы над творческими идеями, независимо от наших представлений о свободной воле. Возможно, нам всем стоит обратиться к местному гипнотерапевту, чтобы глубже понять себя.
By Brice Ezell