Genesis — «We Can't Dance» (1991)
«We Can’t Dance» (1991) — это последний альбом Genesis с участием Фила Коллинза, и он отражает противоречие между попытками группы сохранять прогрессивные корни и её неизбежным переходом к поп-звучанию, ориентированному на более широкую аудиторию. Это та работа, где Genesis пытается балансировать на грани искусных музыкальных конструкций и коммерческих хитов. В некотором смысле, этот альбом стал символом их прощания с эпохой прог-рока.
После того как Genesis в 80-е всё больше склонялись к поп-ориентированному звучанию, альбом 1991 года «We Can’t Dance» ознаменовал возвращение к более ранним эстетическим подходам группы. Жёстче, с более акцентированными гитарами и живыми барабанами, чем на «Invisible Touch», этот альбом стал самым сильным музыкальным заявлением группы за более чем десятилетие. Треки «Driving the Last Spike» и мрачная «Dreaming While You Sleep» возвращают слушателя к одной из давно забытых сильных сторон Genesis — умению рассказывать расширенные истории.
Это не означает, что альбом вернулся к эпохе «The Lamb Lies Down on Broadway» (1974) или «Trick of the Tail» (1976). Хотя на пластинке и присутствует несколько длинных композиций, здесь нет ни той эксцентричности, ни сложных ритмов, ни протяжённых виртуозных соло, которые отличали прогрессивную эпоху группы. Заключительная композиция, «Fading Lights», приближается к такому звучанию больше всего, особенно благодаря выдающейся инструментальной средней части.
К сожалению, альбом также содержит несколько безликих баллад и гимнов за всемирное единение, которые звучат далёкими от любой остроты и эмоциональной актуальности. Однако неожиданно жёсткие синглы «No Son of Mine», «Jesus He Knows Me» и «I Can’t Dance» компенсируют слабые моменты альбома.
© Geoff Orens /TiVo
Вот несколько интересных фактов:
Последний альбом с Филом Коллинзом: Это был последний студийный альбом, записанный Genesis с участием Фила Коллинза в качестве фронтмена, прежде чем он покинул группу в 1996 году. Его уход завершил важную эпоху в истории коллектива, так как он был центральной фигурой в их коммерческом успехе в 80-х.
Возвращение к длинным композициям: После успеха поп-ориентированных хитов 80-х, альбом стал возвращением к более длинным трекам, характерным для их прог-рок прошлого. Композиции «Driving the Last Spike» (10 минут) и «Fading Lights» (более 10 минут) явно обращаются к их эпическому стилю 70-х.
Социальная и политическая критика: В песнях вроде «Jesus He Knows Me» группа иронично высмеивает религиозных телепроповедников, обличая лицемерие и алчность. Это было смелым шагом, особенно в контексте американской культуры тех лет, где такие фигуры были широко популярны.
Видеоклип «I Can’t Dance»: Музыкальное видео на сингл «I Can’t Dance» стало культовым благодаря самоиронии группы. В нём участники пародируют модели из реклам и глянцевых журналов, подчёркивая искусственность поп-культуры. Этот ролик получил широкое признание и добавил песне популярности.
Уход от прогрессивного рока: Хотя альбом имеет элементы старого прогрессивного звучания, такие как сложные тексты и расширенные композиции, он остаётся гораздо более доступным для массового слушателя. Это баланс между поп-музыкой и прогрессивными корнями был одной из причин его коммерческого успеха.
Большой коммерческий успех: Альбом имел огромный коммерческий успех, став мультиплатиновым в нескольких странах. Он достиг первого места в британских чартах и второго в США, а синглы вроде «No Son of Mine» и «I Can’t Dance» завоевали высокие позиции в международных хит-парадах.