«И мы будем делать все, что мы захотим»: фильм московской граффити крюхи CHO — «Комендантский час»

Есть в моей жизни вещи, которые обязательно нужно раз в пару лет пересмотреть. Когда я баловался граффити в подростковом возрасте, то одних BRM, ЧЭ и РО и роликов, где Дима Rasko идет жестко разъебывать стены под репчину для вдохновения не хватало. Хотелось какого-то визуального коннекта, проникновения в историю и дух культуры.

Я начал смотреть все подряд фильмы про граффити: документальные, художественные, любительские. И больше всего отпечатался именно «Комендантский час», потому что кроме огромных кусков на Арбате, запоминающихся плакатов, развешанных по всей Москве, и угарного, немного безумного лайфстайла, там был еще и ахуительный подбор треков.

«И мы будем делать все, что мы захотим»: фильм московской граффити крюхи CHO — «Комендантский час»

Обычно такие фильмы сопровождаются либо классическим хип-хопом, либо просто фоновой музычкой. Здесь же песни создают всю атмосферу, иногда даже монтаж и превращают школьника за компом в непосредственного участника событий, который буквально, зная, что это фильм, переживает за то, как бы чуваков, которые напротив Красной Площадки валиками убивают огромный рекламный щит, не поймали. Под аккомпанемент пульсирующей электроники, которая нагоняет лютый саспенс, он вспоминает, как ему страшно было рисовать даже на гаражах, не говоря уже о том, что творилось с ним, когда он шел в 4 утра с одноклассником бомбить стену возле парикмахерской, чтобы, спустя время, батя, который живет прямо в этом доме, сказал ему: «Этим, — указывая на наши граффити, — руки бы поотрывать».

Уж не знаю, подбирались ли треки со скрупулезностью или просто чуваки скинулись плейлистами, но получилась очень мощная эклектичная история, зацепившая настолько, что я постоянно возвращаюсь к этому фильму вновь и вновь, хотя последние пару лет даже скетчи рисовать перестал.

Для меня это абсолютная классика, которую знают все кореша, но сейчас, когда пересматривал снова, «Комендантский час» открылся с какой-то неожиданной, художественной стороны, — как пример самопального андерграундного явления, которое пробило потолок и вырвалось в пространство чистого искусства, сохранив при этом все свое чудаковатое очарование и контркультурность.

Главный хайлайт фильма — сцена, где чуваки идут с валиком под дорожный мост, врубается трек группы Кино — «Мы хотим танцевать», и под цоевское:

Наше сердце работает, как новый мотор
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать
И мы будем делать все, что мы захотим
Пока вы не угробили весь этот Мир
В нас еще до рождения наделали дыр
И где тот портной, что сможет их залатать?

вырисовываются простенькие три буквы. Это, кажется, момент какой-то абсолютной, безграничной творческой свободы. Песня становится гимном, все происходящее на экране содержится в ней.

И тут проезжают менты... но чуваки, на лютой панике, решают, что нужно доделать кусок под строчки:

Что с того, что мы немного того
Что с того, что мы хотим танцевать?

Их нервный диалог перебивает Цоя, голоса захлебываются в музыке, а потом они бегут со всех ног — и саундтреком становится их сбитое дыхание и биение пульса,
а потом... потом все это мягко переходит в сцену, где девчонка кинематографично лавирует по узким улочкам Барселоны на скейте под старенький теплый фанк The Fabulettes.

В общем, если вы даже никогда не угарали по граффити, зацените этот фильм. Он до того красиво, но при этом сыро и свободолюбиво соткан из разных кусочков жизни чуваков — гитарных джемов, огромных перфомансов, хип-хопчика, смешных историй и путешествий, — что должен зацепить одним лишь фактом своего существования.

Я помню все песни из «Комендантского часа», но никогда не шазамил их, никогда не переслушивал, — для меня они существовали только во вселенной этого фильма.

Сейчас впечатлился настолько, что собрал плейлист из всего, что удалось найти. К сожалению, в ЯМ нет почти половины треков, поэтому по стариночке все лежит в ВК, где до сих пор найдется абсолютно любая музыка.

больше текстов в паблике вк

и еще больше в тг-канале

22
1 комментарий

Это было в России, значит, было давно...

Ответить