«Somebody That I Used To Know» (feat. Kimbra)
Когда весной 2012 года песня Fun. «We Are Young» достигла №1, это казалось случайностью — оперный квази-рок гимн, прорвавшийся в эпоху, перегруженную дэнс-попом. Мы даже не представляли, что нас ждет. «We Are Young» стала лишь открытием для еще более неожиданной композиции, которая стала самой популярной песней года как в США, так и во всём мире. Песня Gotye «Somebody That I Used To Know» не звучала как грандиозный успех, но это означало, что люди должны были изменить свои представления о том, как может звучать грандиозный успех.
«Somebody That I Used To Know» — это не пиротехнический бэнгер от знакомого имени. Она не скачет вокруг и не требует вашего внимания. Вместо этого она подкрадывается к вам незаметно. В «Somebody That I Used To Know» есть всё, что вы можете пожелать от отличной поп-песни. В ней есть большие хуки, классное исполнение, интересные голоса, остросюжетные тексты, запоминающееся музыкальное видео. В течение нескольких месяцев песня подкрадывалась к людям, набирая обороты благодаря альтернативным радиостанциям и сарафанному радио. В конце концов, она набрала столько оборотов, что стала абсолютно неоспоримой. Сразу после этого Gotye, ответственный за песню, окончательно и бесповоротно ушел из поля зрения и с тех пор не выпускал ничего под этим именем.
Ваутер Андре Де Бакер — его называют Уолли — родился в бельгийском городе Брюгге, а в два года вместе с семьей переехал в Австралию. (Когда де Бакер родился, песня Blondie «Call Me» была песней №1 в Америке. В Бельгии это была песня Goombay Dance Band «Sun Of Jamaica». В Австралии первое место занимала песня Split Enz «I Got You». В музыке Gotye не так много «Call Me», но я слышу отголоски двух других песен в творчестве Де Баккера). Семья Де Баккера поселилась сначала в Сиднее, а затем в мельбурнском пригороде Монморанси. В детстве Де Бакер любил музыку и создал школьную группу Downstares. Во время учебы в Мельбурнском университете в начале 00-х годов Де Бакер начал собирать арт-поп песни, которые он делал из сэмплов и раздавал CDR.
Де Бакер выпускал свою музыку под именем Gotye, семейным прозвищем. (Когда его песни, основанные на сэмплах, стали привлекать внимание местных жителей, Де Бакер и ещё один автор песен создали группу под названием The Basics и выступали с концертами по всему району. В 2003 году, в тот же год, когда группа Basics выпустила свой дебютный альбом, местная инди-компания предложила Де Бакеру собрать все его сольные песни, основанные на сэмплах, в альбом под названием «Boardface», который сегодня ещё так и не вышел на потоковых сервисах. Пока Basics продолжали работать, Де Бакер продолжал записывать сольные треки в качестве Gotye в разных домашних студиях. (В 2006 году он выпустил «Like Drawing Blood», свой первый полноценный альбом. Он стал платиновым в Австралии — для этого нужно продать всего 70 000 копий — а сингл «Hearts A Mess» попал в австралийские чарты.
Самостоятельно выпущенный альбом «Like Drawing Blood» не стал хитом, но имя Gotye было на слуху. Альбом вышел в Великобритании и получил не совсем отрицательную рецензию от Pitchfork. Международные критики, когда замечали Gotye, обычно описывали де Бакера как интересного мыслителя с открытым ухом и талантом к пастишу. Песня «Hearts A Mess» появилась в таких сериалах, как «Сплетница», а австралийский режиссер Баз Лурманн использовал ее в саундтреке к своему фильму «Великий Гэтсби» 2013 года. Де Бакер построил постоянную студию в сарае на ферме своих родителей и приступил к работе над новым альбомом. Его легкий сингл 2010 года «Eyes Wide Open» стал его самым большим австралийским хитом. (Позже «Eyes Wide Open» стал единственным хитом Gotye в американских чартах, не считая «Somebody That I Used To Know». В Hot 100 он занял 96-е место).
Работая над своим вторым альбомом, Уолли Де Бакер купил в магазине для экономных покупателей копию альбома бразильского гитариста босса-новы Луиса Бонфа 1967 года «Luiz Bonfá Plays Great Songs», главным образом потому, что ему понравились название и обложка. (Бонфа, наиболее известный как автор музыки к фильму 1959 года «Чёрный Орфей», умер в 2001 году). Де Бакер взял сэмпл из инструментальной композиции Бонфы «Seville», исполненной в стиле хип-свинг, и построил на его основе сдержанный, гипнотический трек. В 2021 году в интервью Stereogum Де Бакер сказал: «Когда тебе везёт с сэмплированием записей, ты слышишь этот кусок музыки впервые и, услышав неопределимое качество, говоришь себе: «Я должен услышать это снова и снова»». Эта петля и стала основой «Somebody That I Used To Know».
Примерно в таком ключе Уолли Де Бакер написал песню с точки зрения парня, который был полностью вычеркнут из жизни своей бывшей. Позже Де Бакер заявил, что песня «Somebody That I Used To Know» была написана на основе личного опыта, но при её создании он не имел в виду никаких отношений. Его слова в песне конкретны и универсальны: «Можно пристраститься к определенному виду печали/ Как смирение с концом, всегда с концом». Как он поёт, его рассказчик хотел уйти из этой пары, как и его бывшая: «Я говорил себе, что ты подходишь мне/ Но чувствовал себя так одиноко в твоей компании». Когда они расстаются, то говорят друг другу, что должны остаться друзьями, но на самом деле это не так. И всё же рассказчик де Баккера ошеломлен и оскорблен, когда узнает, что его бывшая на самом деле больше не хочет иметь с ним ничего общего.
В некотором смысле «Somebody That I Used To Know» — это песня-истерика. Де Бакер не жаждет воссоединения со своей бывшей; ему просто нужно подтверждение того, что их совместная жизнь была для неё так же важна, как и для него. Он не получает его. Она обрывает его. Она меняет номер телефона и посылает своих друзей — мужчин, надо полагать, — чтобы они забрали её записи от этого парня. Теперь она просто человек, которого он когда-то знал.
Уолли Де Бакер создал инструментальную композицию «Somebody That I Used To Know» до того, как приступил к написанию текста, и эта лирика потребовала времени. В конце концов, ему пришла в голову идея добавить женский взгляд. В третьем куплете появляется ещё один голос, и теперь мы уже не просто слушаем, как парень жалуется. Это старый трюк поп-музыки — ход «Don't You Want Me» — и он придаёт песне много нового. Эта девушка не вспоминает об отношениях с любовью. Она считает, что парень — чёртов мудак, и она больше не хочет видеть его в своей жизни: «Время от времени я вспоминаю все те случаи, когда ты меня надувал/ Но заставлял меня верить, что это всегда была моя вина». Она в основном говорит ему, чтобы он повзрослел и смирился с этим. Но он не может.
Позже де Бакер сказал изданию American Songwriter, что хотел, чтобы партию девушки в «Somebody That I Used To Know» исполнила «известная вокалистка», и это звучит так, будто он имел в виду конкретную певицу. Но он не говорит, кто это был, и запись так и не состоялась. Он пробовал исполнить эту партию со своей тогдашней девушкой, но она не смогла вызвать нужный яд. В то время инженер де Баккера Франсуа Тетаз работал с молодой арт-поп-певицей Кимброй, уроженкой Новой Зеландии, и она стала вторым голосом на записи.
Кимбра Ли Джонсон, дочь врача и медсестры, выросла в новозеландском городе Гамильтон и начала петь еще в детстве. (Когда Кимбра родилась, песня Аланны Майлз «Black Velvet» была песней №1 в Америке. В Новой Зеландии это была версия песни Сибил «Don't Make Me Over».) Будучи подростком, Кимбра написала и записала несколько синглов и получила какую-то телевизионную награду. У неё появился менеджер, она подписала контракт с Warner Bros. и переехала в Мельбурн, чтобы начать работу над своим дебютным альбомом «Vows» 2011 года. В 2010 году она стала гостем на сингле «I Look To You» австралийской дэнс-рок-группы Miami Horror; на Spotify эта песня до сих пор является ее самой популярной, не считая «Somebody That I Used To Know».
Франсуа Тетаз продюсировал «Vows» для Кимбры и свёл её с Уолли де Баккером. Кимбра была большой поклонницей Gotye, поэтому она согласилась спеть в этом треке. Де Бакер пришёл к ней в квартиру и записал её партию в спальне. Она отлично дополняет песню, главным образом потому, что в её голосе звучит злость на него. «Somebody That I Used To Know» — это песня, полная хитрых маленьких хуков. Она мягкая и гипнотическая, что вызывает странное чувство привыкания. Особенно этот маленький рифф, звучащий на ксилофоне, вызывает какой-то воображаемый зуд, когда я его слышу. Но все эти маленькие хитрые хуки становятся менее хитрыми, когда поёт Кимбра. Де Бакер бормочет свои куплеты, а затем выкрикивает припев с болезненным воплем, словно жалея себя. Кимбра вступает с обвинениями, требуя, чтобы он теперь воспринимал её как человека, которого он когда-то знал. По голосу она немного похожа на Кэти Перри. Да и внешне немного похожа на неё. Люди заметили это, когда вышло видео.
Это видео — ключевая часть истории «Somebody That I Used To Know». Оно простое, странное и привлекающее внимание — именно такое, которое люди отправляли по электронной почте друзьям по работе в 2011 и 2012 годах. Австралийский режиссер Наташа Пинкус сняла Де Баккера и Готье в режиме stop-motion, медленно покрывая их телесной краской. Они сливаются с абстрактной картиной, которую отец Де Баккера, автор обложки альбома Gotye «Making Mirrors», создал в середине 80-х годов. Gotye и Kimbra обнажены, но в этой ситуации нет ничего сексуального.
Сначала де Бакер кажется слегка кокетливым и знающим, но как только краска начинает покрывать его, стоп-кадр заставляет его выглядеть дёрганым и нервным. К моменту появления Кимбры он полностью превращается в часть фона. Она тоже сливается с картиной, но разрушает иллюзию, чтобы подобраться к де Бакеру и прокричать ему на ухо. В видео есть отличная игра лиц — страдальческая гримаса Де Баккера, пристальный взгляд Кимбры.
Сингл «Somebody That I Used To Know» вышел в июле 2011 года, но за несколько месяцев до этого он случайно просочился в сеть, что, вероятно, помогло поднять шум вокруг него. Через шесть недель сингл Gotye стал синглом №1 в Австралии и продержался там восемь недель. Видео продолжало распространяться по всему миру. Знаменитости писали в твиттере о том, как оно им понравилось. В устной истории Stereogum де Бакер говорит: «Акции Facebook все ещё были большой редкостью, и это было одно из первых музыкальных видео, которым так много делились на этих платформах, что оно стало одним из самых просматриваемых».
Как и «We Are Young» до неё, «Somebody That I Used To Know» получила большой толчок к популярности, когда появилась в одном из эпизодов сериала Glee. (Почти сразу после этого песня «Somebody That I Used To Know» вошла в Hot 100 и в течение нескольких месяцев стабильно поднималась вверх. Gotye и Kimbra спели песню вместе на фестивале Coachella в апреле, и толпа подпевала им так громко, что они не могли слышать свои собственные наушники. В том же месяце Gotye и Kimbra выступили на шоу Saturday Night Live, и Gotye сыграл самого себя в короткометражке «Digital Short», где Энди Сэмберг и Таран Киллам пародировали видео.
Этого появления на SNL оказалось достаточно, чтобы песня «Somebody That I Used To Know» стала №1 и оставалась там в течение двух месяцев. Так получилось, что она стала песней №1 в Америке, когда родился мой сын. (Моя дочь, родившаяся во время террора «Boom Boom Pow», завидует, что ему досталась лучшая песня). В конце концов, Billboard назвал «Somebody That I Used To Know» синглом №1 года. На «Грэмми» 2013 года Принс вручил Кимбре и Gotye трофей за «Запись года». Во время шоу я видел, как Принс открыл конверт и сказал: «Мне нравится эта песня», и я был уверен, что сейчас он прочтет имя Фрэнка Оушена. Неа. Когда они произносили свою речь, Уолли де Бакер и Кимбра были настолько потрясены и поражены, что затянулись, и музыка заиграла. Продюсерам «Грэмми» не пришлось их останавливать.
Песня «Somebody That I Used To Know» остается просто невероятно великой. Песня противоречит всем тенденциям начала 10-х годов, возвращая нас к моменту раннего MTV, когда такой мягкий, сдержанный нью-вейв трек мог стать международным джаггернаутом. Когда я слышу её сегодня, она всё еще выделяется. Какой бы огромной ни стала эта песня, мне никогда не надоедало её слушать. Она была слишком вязкой, чтобы угнетать, слишком игривой, чтобы её искренность вызывала раздражение. На данный момент песня «Somebody That I Used To Know» стала платиновой 14 раз, а её видео набрало более двух миллиардов просмотров.
Особенно для пары ранее неизвестных исполнителей хит уровня «Somebody That I Used To Know» может оказаться совершенно ошеломляющим. И Gotye, и Kimbra оказались «one-hit wonders» в прямом смысле этого слова, по крайней мере, в Америке. Кимбра продолжает работать. Она много сотрудничала — со Снуп Доггом, Доун Ричардом, Соном Люксом, будущим исполнителем Number Ones Джоном Леджендом — но она не вернулась в Hot 100. Вместо этого Кимбра делает отличную карьеру в арт-попе, и если она не попадёт в очередной гигантский хит, то всё будет в порядке.
В случае с Gotye «чудо-однодневка» была совершенно намеренной. Уолли Де Бакер не выпустил больше абсолютно никакой музыки под именем Gotye. Вместо этого Де Бакер продолжал заниматься музыкой со своей группой The Basics, самой популярной песней которой на сегодняшний день является живая студийная версия «Somebody That I Used To Know». Де Бакер также принял участие в записи нескольких пластинок таких людей, как культовый британский продюсер Бибио, и сыграл на нью-йоркском трибьют-шоу продюсера электронной музыки Жан-Жака Перри. Он стал отцом. Он может выпустить еще один альбом Gotye в любое время, но, похоже, не торопится.
В течение многих лет Уолли де Бакер отказывался от рекламы видео «Somebody That I Used To Know», даже когда оно стало одним из самых просматриваемых клипов в истории YouTube. При этом он оставил на столе миллионы. (В устной истории Stereogum де Бакер говорит, что в конце концов он изменил своё мнение: «Парадигма изменилась. Я решил использовать доход, который я получу от этого, для финансирования других проектов, над которыми я работал»).
9 из 10.
Песня «Somebody That I Used To Know» выбила песню Fun. «We Are Young» с первого места, и Fun. отдали дань уважения, исполнив её в отличной сессии BBC Live Lounge с Хейли Уильямс из Paramore.
(Самый чартовый сингл Paramore, 2014 года «Ain't It Fun», достиг вершины на №10. Хейли Уильямс также добралась до №2 в качестве гостя на сингле B.o.B. 2010 года «Airplanes». Это 6 баллов. В конце концов, Уильямс появится в этой колонке как автор песни, получивший ретроактивное признание).
Джеффри Тэмбор и Александра Биллингс поют «Somebody That I Used To Know» на шоу талантов для транссексуалов, в то время как взрослые дети Тэмбора участвуют в безумных махинациях, в эпизоде 2014 года сериала «Transparent»:
Миранда Ламберт и Диркс Бентли исполняют кавер-версию дуэта Лоретты Линн и Конвея Твитти «After The Fire Is Gone», а также кастрированную версию песни «Somebody That I Used To Know» на концерте 2013 года на Лонг-Айленде:
(Самый популярный хит Миранды Ламберт в Hot 100, дуэт с Кэрри Андервуд «Somethin' Bad» 2014 года, достиг вершины на №19. Вместе со своей группой Pistol Annies Ламберт также достигла 12-й строчки в сингле своего мужа Блейка Шелтона «Boys 'Round Here», выпущенном в 2013 году. Самый чартовый сингл Диркса Бентли, 2003 года «What Was I Thinkin'», достиг отметки №22. В рейтинге Hot 100 песня «After The Fire Is Gone» достигла вершины на отметке 56 в 1971 году).
Келли Кларксон, которая уже несколько раз появлялась в этой рубрике, исполнила песню «Somebody That I Used To Know» в эпизоде своего ток-шоу в 2020 году:
Многие рэп-песни сэмплировали или интерполировали «Somebody That I Used To Know» на протяжении многих лет, поэтому я выбрал одну, которая будет стоять за всеми ними. Вот бруклинский рэпер Sleepy Hallow, читающий рэп на сэмпл в своей совместной песне c Doechii «Anxiety» (2023).
(Самый чартовый сингл Sleepy Hallow, 2021 года «2055», достиг вершины на №51. Единственный хит Doechii в Hot 100, совместный с Kodak Black трек 2023 года «What It Is (Block Boy)», достиг вершины на №29).
by Tom Breihan from Stereogum
Ну да, балдежный трек. Последние 10 лет иногда его слушаю.
Все шортсы на ютубе забиты этой песней с недавних пор