40 лет эмо музыки: от пост-хардкора до математического рока
У многих сложилось превратное впечатление об эмо музыке, как о глянцевом, опопсевшем дополнении к одноименной субкультуре нулевых, но не все так просто. Под эмо подразумеваются аж целых три (как минимум) эпохи гитарной музыки, которые заметно отличаются друг от друга.
Знаю, что многочисленные названия жанров (в которых обычно нет смысловой нагрузки) и попытки охарактеризовать музыку давно набили оскомину, но мы живем в мире медиа-изданий и, о ужас, музыкального критиканства.
Содержит повышенное количество англицизмов.
Ссылки на ютуб добавлены для самых-самых показательных релизов, редких лайвов и т.д. А так знакомство с творчеством какого-либо исполнителя рекомендую начать с альбомных версий треков, конечно же.
Книги рассыпаются в прах, негативы истлевают, пластинки запиливаются, цивилизации погибают в огне. Но пока существует искусство, то песни, образы, чьи-то мысли или переживания тоже продолжают существовать, а значит, ими можно делиться. И другие смогут сказать: «Я тоже это чувствую».
1980-1991. Становление постхардкора
Пока New Order постепенно отказываются от наследия Joy Division в пользу танцевальной электронной музыки на индустриальных руинах Манчестера, а другие британские коллективы пробуют выжать из пост-панка гитарный инди-рок, за океаном панк становится тяжелее и эмоциональнее.
Minor Threat - Out of Step (1983)
Иэн Маккей* и Джефф Нельсон в 1980-м году собирают группу Minor Threat и отрываются на полную. Хотя в музыкальном плане Minor Threat не продвинулись дальше пары квинт и орания в микрофон (панковский бэкграунд The Teen Idles сказывался), их песни созданы, чтобы слэмиться и трясти хаером (или стрижкой под ноль) на небольших концертных площадках и продвигать Straight Edge в андеграундные массы. Отличный пример того, что не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы войти в историю и стать культурным феноменом.
* Иэн Маккей, как и его тезка из Joy Division, обратился к панковской культуре после знакомства с творчеством Sex Pistols.
Rites of Spring - Rites of Spring (1985)
На первый взгляд Rites of Spring звучат как типичные панки, но дьявол кроется в деталях. В хрипловатой лирике Ги Пиччотто ощущается зашкаливающее, по меркам панкухи, количество саморефлексии. Лирический герой постоянно оглядывается в прошлое и с неуверенностью ждет будущего. А финальный трек намекает на его безумие и завершает альбом цитатами из автобиографии Стравинского.
One Last Wish - 1986 Dischord Records (1999)
One Last Wish — закономерное продолжение творчества Rites of Spring (3 музыканта оттуда + бывший гитарист Embrace). Продюсером альбома стал Иэн Маккей. Группа просуществовала всего несколько месяцев, а бутлег записи 1986 гулял по кассетам из-за нежелания лейбла выпускать «посмертные»* записи. До официального релиза альбом добрался только 13 лет спустя.
* То есть записи групп, которые распались. У Dischord Records были серьезные проблемы с этим, и лейбл хотел избавиться от подобного амплуа.
Embrace - Embrace (1987)
На сцену снова выходит Иэн Маккей. Уничижительные и экзистенциальные мотивы — визитная карточка группы. Градус эмоциональности возрастает.
Fugazi - Repeater (1990)
На пути к Fugazi Иэн Маккей умудрился побывать аж в 3 культовых группах андеграундной панк сцены (The Teen Idles, Minor Threat, Embrace). Но кульминацией его карьеры стала, конечно же, Fugazi — пионеры постхардкора. Любопытно что в составе Fugazi оказался также и Брендан Кэнти из Rites of Spring, другой культовой эмокор группы.
Через некоторое время к Fugazi присоединился и Ги Пиччотто в качестве второго вокалиста.
Repeater — развязный и разносторонний релиз, в котором безбашенная энергия Minor Threat нашла достойную форму для выражения.
Отдельно стоит отметить деятельность Иэна Маккея и лейбла Dischord Records в сфере сохранения наследия Fugazi. Из 1000 с лишним лайвов группы с 1987 по 2003 примерно 800 записаны, оцифрованы и доступны за символическую плату. К каждому выступлению прилагается дополнительная информация, флаеры, фотографии.
Интермедия I. Инди-рок и не только
Ни для кого не секрет, что корни чистого гитарного (и мелодичного перегруза) звучания 90-х лежат в обширном музыкальном наследии 80-х. После пост-панковая эпоха.
The Smiths - The Queen Is Dead (1986)
The Queen Is Dead — пластинка, запустившая популярность инди-рока в стратосферу, а «There Is a Light That Never Goes Out», — воистину, гимн второй половины 80-х.
Pixies - Surfer Rosa (1988)
То, что The Smiths начали в Британии, Pixies продолжили в США. Без Surfer Rosa не появилась бы Nirvana. А про популярность трека «Where Is My Mind?» даже и говорить не приходится.
Sonic Youth - Daydream Nation (1988)
Sonic Youth всегда выступали в качестве секретного ингредиента на американской инди-рок сцене. Самые неординарные эксперименты с формой и содержанием песен принадлежат им и до сих пор вдохновляют многие коллективы.
Ride - Nowhere (1990)
Ride — потрясающая группа, не получившая должного внимания. Релиз лонгплея Nowhere предвосхитил появление шугейза, пост-рока и мидвест-эмо. «Vapour Trail» вполне тянет на идеальную эмо песню 90-х, написанную за пределами США.
Cocteau Twins - Heaven or Las Vegas (1990)
Меланхолия Cocteau Twins — еще одна недостающая деталь в механизме лиричной и мечтательной музыки конца 20-го века.
R.E.M. - Out of Time (1991)
Интроспективность, заложенная в стихах Майкла Стайпа и в саунде R.E.M., прокатилась по всему миру, обозначив новый вектор для развития популярной (и не только) музыки.
Nirvana - Nevermind (1991)
Думаю, нет смысла рассусоливать, насколько Nevermind сформировал звучание 90-х. Кстати, в качестве источников вдохновения музыканты коллектива не раз упоминали Fugazi, а Дэйв Грол чуть не стал барабанщиком той группы.
My Bloody Valentine - Loveless (1991)
My Bloody Valentine смогли переосмыслить тяжелую гитарную музыку и развернуть хардкорные жанры в сторону большей мелодичности.
Pavement - Slanted and Enchanted (1992)
Лоуфайный Slanted and Enchanted по праву считается образцовым представителем инди-рока, несмотря на то, что сейчас про Pavement никто не вспоминает.
The Smashing Pumpkins - Siamese Dream (1993)
The Smashing Pumpkins — вторая группа, определившая звучание эпохи инди, альтернативы и гранжа (после Nirvana, конечно же).
Jeff Buckley - Grace (1994)
Джефф Бакли — гениальный музыкант, жизнь которого оборвалась слишком рано, но он все же оставил потрясающее музыкальное наследие в виде лонгплея Grace, а также задал новую планку для чистого вокала и фальцета. Его кавер на «Hallelujah» Леонарда Коэна стоит в одном ряду с «Yesterday» Пола Маккартни и «Hurt»* Джонни Кэша.
* Тоже кавер. Авторы оригинала — Nine Inch Nails.
Radiohead - OK Computer (1997)
Конечно, до 1997 у Radiohead был сингл с пластинки The Bends — песня «Fake Plastic Trees»*, в которой чувствуется эмоциональная ДНК. Но главным прорывом группы стал OK Computer — последний рок** альбом в карьере Radiohead.
* Причем Том Йорк решил записать песню фальцетом, увидев гаражное выступление Джеффа Бакли.
** В классическом понимании термина «рок» и коммерческого успеха, связанного с ним. Было бы лукавством говорить, что Radiohead полностью отказались от гитарной музыки.
The Unbelievable Truth - Settle Down / Sea Dune (1998)
С моей точки зрения, The Unbelievable Truth является вершиной британской эмо/инди-рок музыки.
1991-2000. Мидвест-эмо
Если мидвест-эмо, очевидно, формировался под влиянием инди-рока, то скримо (scream + emo) материализовался, как идейный наследник панка и пост-хардкора. Скримо за свою 30-летнюю историю обзавелся несколькими поджанрами, заимствующими элементы шугейза, пост-панка, электроники и других жанров, но в такие дебри лезть не стоит в рамках этого лонгрида (благо некоторые эмо коллективы, представленные в дальнейшем тексте, в любом случае можно отнести к этому направлению). Так что сосредоточимся на среднезападном эмо и его пост-хардкорных ответвлениях.
Несмотря на то, что мидвест-эмо намекает на строгую географическую привязку, львиная доля музыкантов никак не связана со средним западом. Правильнее будет характеризовать мидвест-эмо группы с точки зрения звучания.
Sunny Day Real Estate - Diary (1994)
Объединить пост-хардкор и мелодичный чистый гитарный саунд, приправленный душераздирающей лирикой и вокалом, смогла американская группа Sunny Day Real Estate. На альбоме попросту нет слабых и проходных треков — идеальная эмо запись по всем параметрам. Да и Diary вполне тянет на релиз, который понравится и любителям тяжеляка, сочных риффов, и фанатам спокойных мелодий. Отдельно хочется отметить бодрую ритм секцию — Нэйт Мендел (бас) и Уильям Голдсмит (барабаны) — неотъемлемая часть гениальности первого состава группы.
Трек «48» с дебютного альбома Sunny Day Real Estate отметился сильнейшим припевом в истории эмо музыки.
Когда первый состав группы распался в 1995 году, Дэйв Грол пригласил ударника и басиста SDRE в Foo Fighters, что создало новые проблемы для возможного воссоединения группы в будущем.
Cap'n Jazz - Shmap'n Shmazz (1995)
Два брата из Чикаго собрали группу. Тим истерично визжит что-то в микрофон. Майк избивает барабаны. Гитарист и басист пытаются пробиться сквозь энтропию микса. Все это выливается в хаотичный эмо альбом, местами напоминающий джазовые импровизации, с невразумительно длинным названием*. А чуть позже один из братьев станет основателем и фронтменом одной культовой мидвест-эмо группы.
* Полное название альбома, который для краткости называют Shmap'n Shmazz, — Burritos, Inspiration Point, Fork Balloon Sports, Cards In The Spokes, Automatic Biographies, Kites, Kung Fu, Trophies, Banana Peels We've Slipped On, And Egg Shells We've Tippy Toed Over.
Texas is the Reason - Texas is the Reason (1995)
Магия одноименного мини-альбома Texas is the Reason в том, что это золотая середина между старым и новым пост-хардкором.
Jawbreaker - Dear You (1995)
Jawbreaker — любопытный случай. Коллектив с западного побережья США заметно повлиял и на панк, и на эмо сцену конца 90-х, начала нулевых. Особенно группа понравится ценителям плотного перегруженного звука.
Christie Front Drive - Christie Front Drive (1996)
В Денвере, штат Колорадо появилась еще одна значимая группа, соединившая инди-рок мотивы с пост-хардкором. Кстати, Christie Front Drive выпустили сплит-запись вместе с Jimmy Eat World в 1995 и с Boys Life в 1996.
Boys Life - Departures And Landfalls (1996)
Boys Life — классика эмоционального пост-хардкора родом из Канзас-Сити. Пластинка Departures And Landfalls, как и Texas is the Reason, является важным связующим звеном между эмо музыкой 80-х и 90-х.
The Get Up Kids - Four Minute Mile (1997)
Хотя The Get Up Kids не получили широкого внимания общественности, они оказали значительное влияние на становление поп-панка с эмо элементами в нулевых. Four Minute Mile и последующий Something To Write Home About — такая же классика, как и релизы Sunny Day Real Estate, American Football и Mineral.
Mineral - EndSerenading (1998)
EndSerenading — настолько пост-рок запись, насколько это возможно в рамках эмо да и за пределами жанра — чистый саунд, размеренные инструментальные части и надрывающийся вокал Криса Симпсона созданы друг для друга.
EndSerenading стал последним релизом группы. В 1998 году она перестала существовать.
Penfold - Amateurs & Professionals (1999)
Мне очень импонирует то, как Penfold преподносят свою структуру песен. Все начинается с чистых гитарных риффов и заканчивается стеной взрывного дисторшна.
American Football - American Football (1999)
Майк Кинселла успел отметиться в Cap'n Jazz и Joan of Arc, достаточно авангардных коллективах с легким налетом пост-хардкора. В качестве фронтмена American Football Кинселла обратился уже к чистому гитарному саунду, спокойному вокалу, меланхоличной лирике и сложным ритмическим конструкциям (например, «Never Meant» в 6/4, «The Summer Ends» в 7/4). Гениальность и легендарность American Football заключается в том, что они популяризировали тот самый математический рок (он же мат-рок).
В 2000 году группа American Football распалась, Майк Кинселла занялся сольным творчеством под псевдонимом Owen, оставаясь значимой фигурой на чикагской музыкальной сцене.
Впрочем, на этом история American Football не заканчивается.
Don Caballero - American Don (2000)
Несмотря на то, что группа Don Caballero стояла у истоков мат-рока, узнаваемостью и уж тем более коммерческим успехом похвастаться она не могла. Но для тех, кому интересна экспериментальная, авангардная, сложная и т.д. музыка, питтсбургский коллектив предоставит приятное времяпрепровождение.
The Gloria Record - A Lull In Traffic (2000)
Крис Симпсон и Джереми Гомез (оба из Mineral) снова врываются на эмо сцену вместе с другими музыкантами. A Lull In Traffic — самый лиричный мини-альбом, ни больше ни меньше. Лебединая песня (или лебединый EP) целой эпохи эмоциональной музыки.
Fireside Bowl Chicago
За Чикаго неспроста закрепилась репутация центра притяжения для эмо коллективов.
В Fireside Bowl Chicago выступали Mineral, The Get Up Kids, American Football, Alkaline Trio и Don Caballero.
Интермедия II. Пост-рок
Тяжелая часть пост-рока родилась из пост-хардкора и шугейза благодаря таким коллективам, как Fugazi и My Bloody Valentine.
Мелодичная чистая ипостась пост-рока — побратим мидвест-эмо звучания.
Sigur Rós - Ágætis byrjun (1999)
Исландия всегда славилась самобытными музыкантами: Бьорк, Low Roar, Йохан Йоханнссон, Хильдур Гуднадоуттир, Sigur Rós. Исландцы не боятся экспериментировать с формой и содержанием, по-другому просто не могут. Так и Sigur Rós продолжают исследовать новые горизонты жанра уже на протяжении 20 с лишним лет.
Mono - Under the Pipal Tree (2001)
Mono — коллектив из Японии. Идеальный, выверенный пост-рок, нисколько не уступающий западным коллегам по цеху.
Mogwai - Happy Songs for Happy People (2003)
Mogwai (наряду с Explosions In The Sky) — отцы-основатели современного пост-рока.
Explosions In The Sky - The Earth Is Not a Cold Dead Place (2003)
Без Explosions In The Sky невозможно представить существование пост-рока в том виде, в котором жанр существует сейчас.
65daysofstatic - The Fall of Math (2004)
Хотя пост-рок обычно характеризуют как спокойную гитарную музыку, 65daysofstatic это форменное безумие.
This Will Destroy You - Young Mountain (2006)
Первая ассоциация, которую вызывает у меня группа This Will Destroy You, — обложка с медведем. Вторая — Explosions In The Sky на максималках.
Mooncake - Lagrange Points (2008)
Mooncake — коллектив из Москвы, который по звучанию не уступает заокеанским пост-роковым коллегам. Отличительной чертой звучания Mooncake является активное использование оркестровых инструментов, создающих внеземные текстуры и с легкостью погружающих слушателя в созерцательное состояние.
Everything Is Made in China - Automatic Movements (2009)
Хотя раннее творчество Everything Is Made in China принято относить к пост-року, с точки зрения минимализма и гитарного саунда они сильнее всего (среди русских коллективов поздних нулевых) приблизились к мидвест-эмо.
The End of The Ocean - Pacific·Atlantic (2011)
Иногда интернет подкидывает по-настоящему душевные и медитативные вещи, которые далеки от мейнстрима. The End of The Ocean — как раз такая группа.
Caspian - Castles High, Marble Bright (2016)
Сингл Castles High, Marble Bright настолько точно воплощает гитарный мидвест-эмо саунд (оставаясь образцовым инструментальным пост-роком, конечно же), заложенный еще во времена лонгплея EndSerenading от Mineral, что хочется раствориться в 8-минутном «127 North» после эпического «Castles High, Marble Bright». Меланхолия и ностальгия от главной пост-рок группы современности.
2000-2010. Коммерциализация и закат эмо музыки
Нулевые стали самым мрачным периодом для эмоциональной музыки из-за мейнстрима и коммерческого успеха. Практически все коллективы из 90-х исчезли со сцены. А поп-панк и эмо теперь на одной стороне монеты.
Dashboard Confessional - The Places You Have Come to Fear the Most (2001)
Для меня остается загадкой, почему американские эмо коллективы (в отличие от британских коллег по инди-року) так редко использовали акустическую гитару в записях. Dashboard Confessional с лихвой исправили это недоразумение.
Thursday - Full Collapse (2001)
Thursday — приятный и бодрый пост-хардкор, оказавший огромное влияние на многие группы второй половины нулевых.
Jimmy Eat World - Bleed American (2001)
Jimmy Eat World — представители очень редкой категории музыкантов — эмо группа из 90-х, которая добилась коммерческого успеха в нулевых. Возможно, немалая часть успеха Jimmy Eat World заключается в легком поп-панковом звучании с примесью эмо. И скоро группа отметит 30-летний юбилей. Поразительное постоянство.
My Chemical Romance - I Brought You My Bullets, You Brought Me Your Love (2002)
My Chemical Romance является первой группой в лонгриде из разряда «верните мой 2007-й»*. Альбом I Brought You My Bullets, You Brought Me Your Love спродюсирован вокалистом Thursday.
* Должен признаться, что я совсем не являюсь фанатом данной эпохи в эмоциональной музыке. И это будет заметно по риторике (не считая Underoath и Alkaline Trio — их творчество я люблю искренне). Хотя некоторые коллективы из периода 2000-2007 все же смогли меня удивить.
Copeland - Beneath Medicine Tree (2003)
В будущем музыканты из Copeland откажутся от эмо саунда, но пока хочется, чтобы Beneath Medicine Tree, несмотря на весь депрессивный больничный бэкграунд и тяжелую смысловую нагрузку, не заканчивался.
Fall Out Boy - Take This to Your Grave (2003)
Группа, которая не нуждается в представлении. Fall Out Boy превратили эмо в попсу. Хорошо это или плохо? Не знаю.
Underoath - They’re Only Chasing Safety (2004)
Underoath — отличный вариант для знакомства с хардкорными жанрами. И да, я хвалю Underoath за то, за что собирался ругать Fall Out Boy.
Panic! At the Disco - A Fever You Can’t Sweat Out (2005)
A Fever You Can’t Sweat Out — словно эксперимент сумасшедшего ученого. Панковые мотивы, смешанные с вычурной эстетикой.
Alkaline Trio - Crimson (2005)
Здесь я позволю себе быть максимально ангажированным. Alkaline Trio вызывают у меня ностальгию, которую невозможно пересилить.
Rise Against - The Sufferer & the Witness (2006)
Что если сложить поп-панк и мелодичный хардкор? Получится Rise Against, самая быстрая группа, играющая риффы октавами.
Tokio Hotel - Scream (2007)
Надежный способ вернуться в 2007-ой.
Paramore - Riot! (2007)
Признаюсь, раньше я был не знаком с творчеством Paramore, но альбом Riot! меня приятно удивил. Свежий, сочный панк с ярким вокалом Хейли Уильямс.
Meet Me in St. Louis - Variations on Swing (2007)
Meet Me in St. Louis еще в 2007 заявили, что сырое, безбашенное эмо из 90-х живо не только в сердцах, полароидных снимках и воспоминаниях, но и в 40-минутном лонгплее. Ренессанс близко.
This Town Needs Guns - Animals (2008)
Закончился 2007-й, 2008-й принес классику современного мат-рока/эмо из Оксфорда.
Empire! Empire! (I Was a Lonely Estate) - What It Takes to Move Forward (2009)
К концу нулевых культовые альбомы, вдохновленные коллективами прошлой эмо эпохи, можно сказать, посыпались словно из рога изобилия. What It Takes to Move Forward — 55 минут уютной меланхолии и эмоций.
toe - For Long Tomorrow (2009)
Азиатская мат-рок/пост-рок/эмо сцена долгое время оставалась локальным явлением. С toe началось триумфальное шествие витиеватой японской музыки по земному шару.
Интермедия III. Прогрессивный метал
Главное влияние, которое оказал прогрессивный метал с элементами математического рока на эмо сообщество после 2010-х, заключается в том, что гитаристы стали серьезнее относиться к прокачке навыков игры на гитаре (что в панк культуре, конечно, не принято). И исследование новых горизонтов для «корных» жанров в качестве бонуса.
Architects - Daybreaker (2012)
Думаю, Architects достаточно показательны в плане того, как аккуратно и с уважением к пост-хардкорным корням экспериментировать с тяжелым звуком.
TesseracT - Altered State (2013)
TesseracT играли джент, до того как это стало мейнстримом.
Animals as Leaders - The Joy of Motion (2014)
Animals as Leaders построена на бодрых (и иногда спокойных и мелодичных) запилах Тосина Абаси, показавшего миру феноменальное владение 8-струнной гитарой.
Chon - Grow (2015)
Chon — идеальная смесь математического рока и прогрессива в пропорции один к одному.
Polyphia - New Levels New Devils (2018)
Тим Хенсон претендует на звание самого техничного гитариста современности. В этом заключалась проблема раннего творчества группы. Благо сейчас Polyphia больше ощущается именно группой, а не минусовкой для Хенсона.
Ichika Nito - Awakening (2022)
Может ли гитарист из соцсетей, записывающий короткие ролики с мемными названиями, повлиять на парадигму инструментальной музыки? Да, вполне.
2010-настоящее время. Возрождение классики и новые горизонты
В 2010-е интерес к мидвест-эмо из 90-х снова пробуждается в интернетах и на концертных площадках. Возвращаются легендарные коллективы 90-х. Талантливые новички выпускают лонгплеи и EP на bandcamp. И мат-рок/мидвест-эмо, стремительно распространяющиеся по земному шару*, окончательно становятся синонимами, олицетворяя одну и ту же формулу в сочинении музыки — чистый, звенящий звук телекастеров, депрессивная, меланхоличная лирика. Плюс эксперименты с ритмом, размерами такта, тэппингом, нестандартными строями, экстрим вокалом и тяжелыми запилами в припевах по вкусу. Умение хорошо играть на гитаре стало признаком хорошего тона** среди музыкантов данного жанра.
* Особенно отличилась азиатская сцена (в частности Япония, Китай и Индонезия), которая выросла за несколько лет до колоссальных масштабов и стала одним из локомотивов эмоциональной музыки.
** Неплохая игра слов получилась.
iwrotehaikusaboutcannibalisminyouryearbook - LP (2010)
Скримошизофрения.
Algernon Cadwallader - Parrot Flies (2011)
Algernon Cadwallader часто характеризуют как последователей Cap'n Jazz. И у них действительно много общего: задор и безбашенность, витиеватые мат-рок риффы, а также вокалист, орущий в микрофон и слабо представляющий, что подразумевается под вокалом в принципе.
Title Fight - Floral Green (2012)
Панк-рок жив!
Yuyoyuppe - Story of Hope (2012)
Японец Yuyoyuppe начинал в качестве вокалиста пост-хардкорной My Eggplant Died Yesterday, но прославился в интернетах за счет сольного творчества. Большую часть его дискографии составляют тяжелые, мощные вокалоидные треки. Yuyoyuppe каким-то образом умудрился создать идеальный пост-хардкор в тандеме с электронными синтезаторами голоса. Хотя лично мне импонируют его перепевки собственных треков.
Kinoko Teikoku - eureka (2013)
Мистический меланхоличный шугейз из страны восходящего солнца.
Bring Me the Horizon - Sempiternal (2013)
Многие считают Sempiternal вершиной творчества Bring Me the Horizon и с ними трудно не согласиться. BMTH образца 2013 года это та самая современная реинкарнация пост-хардкора. Оливер Сайкс щеголяет бодрым экстрим вокалом, Ли Малиа рубает сочные риффы, ритм-секция плотно отбивает доли. Ну и конечно же «Can You Feel My Heart» снова на слуху.
Camping In Alaska - Please Be Nice (2013)
Camping In Alaska — самая органичная смесь панка и эмо, которую только могли преподнести 2010-е.
tricot - T H E (2013)
При первом прослушивании альбома T H E в голове мелькает мысль с частотой примерно в девятнадцать восьмых нот на такт: неужели есть группа, не уступающая toe?
Marietta - Summer Death (2013)
В треке «Chase, I Hardly Know Ya» чувствуется дух раннего творчества American Football.
В «Fuck, Dantooine Is Big» засэмплирован Адам Сэндлер.
Это не хайку.
Uchu Conbini - Somaru Oto wo Kakunin Shitara (2013)
В Uchu Conbini началась карьера выдающегося японского гитариста Дайдзиро Накагавы.
The Antlers - Familiars (2014)
American Football из параллельной вселенной.
Elephant Gym - Angle (2014)
Тайваньская Elephant Gym — представители сильнейшей ритм-секции в современном мат-рок сообществе. Мощные басовые риффы, ломаные ударные и минималистичные гитарные партии.
Free Throw - Those Days Are Gone (2014)
Под Free Throw одинаково удобно и трясти башкой, и лить ностальгические слезы.
Chinese Football - Chinese Football (2015)
Коллективов, делающих реверанс в сторону American Football, гораздо больше, чем вы думаете. Впрочем, Chinese Football не китайский клон, а достойный аналог.
keeno - before light (2015)
keeno — еще один вокалоид продюсер. Но его творчество кардинально отличается от Yuyoyuppe, оно ближе к старому доброму мидвест-эмо.
The Fall of Troy - OK (2016)
Для тех, кто скучает по старым Bring Me the Horizon, The Fall of Troy может стать приятным открытием. Но должен предупредить о повышенном содержании математического рока в творчестве группы.
Modern Baseball - Holy Ghost (2016)
Нерафинированные эмоции и спокойный панк-рок. Почему бы и нет.
TK from Ling tosite sigure - White Noise (2016)
Люди, хоть немного знакомые с японской музыкой, знают, кто такой Тору Китадзима (он же TK from Ling tosite sigure) или хотя бы слышали песни музыканта. Феномен фигуры Китадзимы в том, что авангардный/неортодоксальный/эмоциональный TK прорвался в мейнстрим, куда его коллегам по сцене вход заказан.
The Yacht Club - Fall (2016)
На протяжении нескольких десятков лет эмо музыканты культивируют сентиментальное отношение к временам года. Mineral — зима. Tiny Moving Parts — весна. American Football — лето. The Yacht Club — осень.
by the end of summer - Laughing e.p. (2017)
Я до последнего думал, что by the end of summer — американская группа, пока не прислушался к вокалу. Японцы чуть не провели меня!
Пасош - Каждый раз самый важный раз (2017)
Канувшие в Лету Пасош, с моей точки зрения, неплохо попали в эмоциональную музыку, хотя до последнего называли себя панками.
Tiny Moving Parts - Swell (2018)
Дилан Маттейзен — настоящий гитарный волшебник. Играть сложные тэппинговые риффы и выдавать неплохой экстрим вокал — не каждому дано. Да и Tiny Moving Parts заслужили место под солнцем. Мелодичность, техника, смысловая нагрузка. Все на месте.
Nevasca - Collecting Dust (2018)
Русская группа с образцовым мат-рок/мидвест-эмо звучанием и англоязычным вокалом. Такое возможно? Еще как.
Murphy Radio - Murphy Radio (2018)
Если бы вся азиатская (и индонезийская, в частности) мат-рок сцена существовала только в виде Murphy Radio, я бы не расстроился. Настолько они хороши.
San Holo - album1 (2018)
Сан — ярый фанат пост-рока и мидвест-эмо. Поэтому попытка связать EDM и меланхоличные гитарные риффы в единое целое была лишь вопросом времени. И вот в 2018 году дебютный альбом Сандера ван Дейка попал в точку, доказав, что электронная танцевальная музыка с налетом лоуфайности и гитара — отличный способ устроить маленькую музыкальную революцию в фестивальной среде.
Затем последовал коллаб с небезызвестным Майком Кинселлой из American Football.
JYOCHO - The Beautiful Cycle of Terminal (2018)
Когда я назвал Дайдзиро Накагаву выдающимся гитаристом, я слукавил. Он гитарный бог.
American Football - American Football (2019)
Возвращение American Football — одно из самых триумфальных событий 2010-х для всех фанатов эмо жанра*. Конечно, Майк Кинселла к 40 годам стал совсем другим человеком, семейным, умудренным жизнью и сольным творчеством. Все это не могло не отразиться на творчестве коллектива. И вот третий самоназванный альбом** подводит черту, итог тому, что вся эмо сцена делала на протяжении 20 лет. Тут и пост-рок, и мидвест-эмо, и математический рок, и коллаб с Хейли Уильямс из Paramore.
* Наряду с воссоединением Mineral.
** Его также называют LP3. LP2 вышел в 2016 году и, с моей точки зрения, больше концентрируется на том, чтобы плавно вернуться к концертной деятельности, вспомнить, как играть в группе и все в таком духе.
Covet - technicolor (2020)
Иветт Янг из Covet оказала огромное влияние на гитарную технику и саунд позднего математического рока 2010-х. Нестандартные строи, фингерстайл, тэппинг, флажолеты, безголовые гитары* — то, что сейчас стало стандартом де-факто в мат-рок тусовке.
* Хотя ее сигнатурная гитара Ibanez YY (на основе Ibanez Talman) отличается традиционным дизайном. Да и мода на безголовые гитары в последнее время сходит на нет.
Owen - The Avalanche (2020)
Долгое время Owen оставался отдушиной для фанатов из разряда «не American Football, но сойдет». С последними релизами Майк Кинселла доказал, что является сильной творческой единицей и вне коллектива.
Japanese Baseball - EP (2020)
После американского и китайского футбола не хватало только японского бейсбола. Собери полную коллекцию.
nothing,nowhere. - one takes vol. 1 (2020)
nothing,nowhere. известен в первую очередь как хип-хоп* исполнитель. Но в последнее время его дискография сместилась в сторону «больше эмо, меньше рэпа».
* Нельзя не отметить, что эмо-рэп также является важной частью возрождения эмоциональной музыки. Lil Peep, XXXTentacion, Machine Gun Kelly стали популярны благодаря саундклауду и интернету в целом. Причем в последних релизах MGK окончательно ушел в поп-панк. Если же говорить про «классический» эмо-рэп, то раннее творчество nothing,nowhere. достаточно показательно. Особенно в совместном треке с Dashboard Confessional.
Tigers Jaw - I Won't Care How You Remember Me (2021)
Tigers Jaw — непритязательная душевная музыка с легкими эмо мотивами.
Big Scary Monsters
За 20 летнюю историю своего существования лейбл Big Scary Monsters собрал самую внушительную линейку музыкантов на эмо (и не только) сцене: American Football, Owen, Caspian, The Get Up Kids, Tiny Moving Parts, Tricot, The Fall of Troy, Meet Me In St. Louis, This Town Needs Guns, Modern Baseball, Toe*.
* Список включает и тех, кто перестал выпускаться на этом лейбле.
Интермедия IV. 2 в 1
Интернет любит обращаться к старым песням благодаря мемам. Так и «Never Meant», которая вышла на дебютном альбоме American Football в 1999 году, стала мелькать в ремиксах на YouTube в 2019 и за несколько лет до. Важным элементом всего этого является не только воссоздание оригинального трека с использованием неординарных сэмплов и инструментов, но и умение красиво спародировать обложку с домом и двухстрочную надпись.
Outer Wilds
I grew up listening to a lot of the emotive indie rock coming from the midwest United States in the late 90s / early 2000s, and wanted to be able to use that songwriting style but with campfire instruments.
Outer Wilds не зря считают игрой с выдающимся саундтреком — каждый трек задевает струны души. Банджо, гитары и другие акустические инструменты складываются в мозаику в духе Apollo Брайана Ино. И в качестве главного источника вдохновения композитор Эндрю Пралоу называет American Football*.
* Плюс он упоминает такие коллективы как Explosions In The Sky, Caspian, This Will Destroy You, Sigur Rós, The Get Up Kids и сольный проект Майка Кинселлы — Owen.
В качестве заключения — мой персональный список рекомендаций и дополнительные ресурсы по теме
- Minor Threat - Out Of Step (1983)
- Rites of Spring - Rites of Spring (1985)
- Fugazi - Repeater (1990)
- Ride - Nowhere (1990)
- Sunny Day Real Estate - Diary (1994)
- The Get Up Kids - Four Minute Mile (1997)
- Mineral - EndSerenading (1998)
- American Football - American Football (1999)
- The Gloria Record - A Lull In Traffic (2000)
- Thursday - Full Collapse (2001)
- Copeland - Beneath Medicine Tree (2003)
- Underoath - They’re Only Chasing Safety (2004)
- Alkaline Trio - Crimson (2005)
- This Will Destroy You - Young Mountain (2006)
- This Town Needs Guns - Animals (2008)
- Empire! Empire! (I Was a Lonely Estate) - What It Takes to Move Forward (2009)
- toe - For Long Tomorrow (2009)
- Bring Me the Horizon - Sempiternal (2013)
- Marietta - Summer Death (2013)
- TK from Ling tosite sigure - White Noise (2016)
- Tiny Moving Parts - Swell (2018)
- Murphy Radio - Murphy Radio (2018)
- San Holo - album1 (2018)
- JYOCHO - The Beautiful Cycle of Terminal (2018)
- Andrew Prahlow - Outer Wilds (Original Soundtrack) (2019)
- Covet - technicolor (2020)
- Owen - The Avalanche (2020)
- nothing,nowhere. - one takes vol. 1 (2020)
- Tigers Jaw - I Won't Care How You Remember Me (2021)
За время написания лонгрида я чаще всего возвращался к прослушиванию Diary за авторством Sunny Day Real Estate — гениальный релиз. И вдобавок в сентябре SDRE вернулись на сцену практически в оригинальном составе — неплохой повод ознакомиться с их творчеством или освежить в памяти старые песни.
Другим приятным открытием стал мини-альбом A Lull In Traffic от The Gloria Record. Я бы охарактеризовал его как «emotional rollercoaster», который движется только вниз, в сторону разбитого сердца.
Также хочу отметить пластинку Summer Death. Marietta — отличный пример того, как выверенное раздолбайство и рефлексия работают в симбиозе.
И напоследок — меня сильно задел What It Takes to Move Forward от Empire! Empire! (I Was a Lonely Estate). Лучшая эмо запись конца нулевых.
Ютуб каналы гитарной направленности мат-рок/мидвест-эмо/пост-рок
Схемы с рекомендациями из сабреддита Emo
По понятным причинам я не могу рассказать полную историю каждой группы со всеми датами и релизами в одном лонгриде — формат не позволяет, да и физически это невозможно.
Но я продолжаю исследовать/испытывать границы своего и вашего терпения (особенно тех, кто может прочитать это полотно текста целиком). Кто бы мог подумать, что эссеизировать впечатления от прослушанной музыки настолько трудно — недаром в прошлом веке в печатных изданиях разошлось крылатое выражение «говорить о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре». Благодарю за внимание.
Комментарий недоступен
Я, если честно не понял, какое отношение к эмо имеет пост-рок и Sigur Ross, а также японский шугейз, но подборка годная.
Напишу то, чего в списке не увидел или проглядел.
В первую очередь: Have Heart (Songs to scream at the sun) Defeater.
Из более старого американского Indian Summer.
Из мидвеста The World is a Beatiful Place and i am No Longer Afraid to Die (они правда так называются), а также Merchant Ships и Studying и моя любимая группа по теме Brave Bird
Еще европейское эмо - Amanda Woodward, Raein, Daitro, Sad non Satiata
Япония - Envy, это одна из самых старых живых групп и лучших вообще
За Raein и Envy неистово плюсую.
Tigersuit это вообще одна из лучших эмо песен когда либо написанных.
А Envy это просто одна из любимейших групп, которые на протяжении почти 30 лет дают только лютую годноту ничуть не снижая планки качества.
BMTH образца 2013 года это та самая современная реинкарнация пост-хардкора
Это все хорошо, но почему At the Drive in пропустил и Moss Icon?)
Плюсую за Мосс Эйкон! Такую-то базу упустить!
Ещё можно было упоминуть сборники emo diaries и кого нибудь из screamo, emoviolence сцены, но все ровно респект.
https://youtu.be/SfivkS4A1UE