Tirill - скандинавская принцесса прог-фолка
Красота в искренности, сложное в простом, неприметность в натуральности.
Музыка Тирилль полна света и тьмы, от золоченых солнцем лугов до пламя костра, танцующего на деревьях в сердце сумрачного леса. Она одновременно современная и древняя, приземленно-естественная и неосязаемо-таинственная, светлая и печальная, глубоко эмоциональная и поразительно умственная.
Тирилль Мон начала музыкальную карьеру в довольно раннем возрасте: еще будучи подростком она приняла участие в записи дебютного альбома "Ignis Fatuus" норвежской симфопрог группы White Willow в роли скрипачки. Продукт трудов еще совсем молодых ребят вышел в 1995 году и по итогу оказался отнюдь не "первым блином комом". "Ignis Fatuus", спустя десятилетия, можно считать современной классикой норвежского прога, а сама Тирилль до сих пор с теплотой вспоминает этот полет фантазии и мечты юных музыкантов.
Сольная же карьера Тирилль получила жизнь с альбомом "A Dance With The Shadows" в 2003 году. Тут уже девушка не ограничилась одной скрипкой и проявила свой многогранный талант мультиинструменталистки: от гитары до флейты и перкуссии. Композиторство и аранжировку во всех сольных работах Тирилль так же брала на себя. Пожалуй, именно плотную аранжировку и множество электронных элементов можно считать за визитную карточку дебютного альбома. Насыщенный, но по прежнему очень нежный звук, на долгие годы стал фундаментом музыки Тирилль и одновременно не утратил способности к эволюции с каждой новой пластинкой.
Камерный уют, изящество и что-то неуловимо глубоко личное в звучании пронизывают абсолютно все ее работы. Однако на деле эта камерность слегка обманчива: в дебютном альбоме, к примеру, приняли участие 17 музыкантов разного спектра. Даже вокал и гитару - центральные инструменты самой Тирилль (начиная со второго альбома), исполнительница не боится отдавать на откуп приглашенным артистам. Все потому что для нее нет в композиции какого-то определенного фокуса: будь то вокал или клавишные, все должно следовать единой натуральной природе звука.
После сольного дебюта у исполнительницы последовал довольно длительный перерыв - второй альбом "Nine And Fifty Swans" вышел в свет лишь в 2011 году. Он ознаменовал довольно важные эволюционные изменения в звучании: ушли электронные элементы, музыка приняла более акустическое направление, а сама Тирилль взяла на себя большинство вокальных и гитарных партий. Базисом для текстов песен же послужили стихи ирландского поэта У.Б. Йейтса, что и явилось первопричиной смены звучания: исполнительница стремилась к большей натуральности и схожести с кельтскими мотивами.
В целом, именно британский и американский фолк 70-ых ощущается как главный ориентир в творчестве Тирилль. Девушка при этом сама говорила о Нике Дрейке, как о своем важном источнике вдохновения. От себя бы еще упомянул Линду Перхакс (незаслуженно подзабытую!), как довольно близкую аналогию к этому натурально красивому фолку.
Итак, третий альбом 2013 года "Um Himinjǫður" добавил и в без того большой пазл творчества Тирилль еще несколько частичек: мифологическую тематику и местами даже готические настроения. А если целенаправленно искать приставку "прог" в творчестве исполнительницы, то стоит начать именно с этой пластинки, которая вобрала в себя как наиболее сложные аранжировки, так и гордое присутствие органа Хаммонда с меллотроном.
Финальным же аккордом (но очень надеюсь, что не последним!) в творчестве девушки на данный момент является альбом "Said the Sun to the Moon" 2019 года. По настроению, это пожалуй идеальное воплощение всей музыки Тирилль: меланхоличная струнная акустика под баллады про природу - именно с этим и хочется ассоциировать творчество норвежской принцессы.
Творчество Тирилль на всей протяженности своего существования соприкасается с прозрачными и натуральными вещами, такими как поэзия, мифология, природа, оно не работает строго в рамках жанра и не отсвечивает примитивизмом в своей душевности. Да, тут нет умопомрачительного вокала, эксцентричного репертуара и гламурных обложек. Лишь незамутненное искусство, построенное на противоречиях, но надеюсь, способное задеть еще кого-нибудь.