Progressive rock tour #2: Япония
Вслед за Норвегией, на этот раз отправляемся за плейлистом-подборкой любопытных исполнителей в Страну восходящего солнца.
Японский рынок рока - один из крупнейших в мире, так что самым сложным было тут не отыскать таланты, а уместить любимчиков в достаточно компактный материал.
Для начала парой строчек про сильно очевидные фигуры, но мимо которых я таки пройти не cмог:
- Geinoh Yamashirogumi - многие из вас наверняка помнят этот коллектив по легендарному саундтреку к Акире (1988г), однако иногда полезно напоминать, что в запасе у него есть и другие не менее выдающиеся работы: например, предшествующий (и очень близкий по духу к Акире) "Rinne Kohkyogaku" (1986г) и еще более мрачный "Osorezan/Dou no Kenbai" (1976г), от которого вы либо сойдете с ума, либо окончательно влюбитесь в эту музыку.
- The Black Mages - прог-метал группа, под предводительством Нобуо Уэмацу известна в первую очередь по работе над отличным саундтреком Final Fantasy, но меня все же чуть больше привлекает дальнейшая деятельность композитора - уже в составе Earthbound Papas. По сути, музыкальный каркас остался тот же - это по прежнему атмосферный прогрессив метал, но уже c чуть большим упором в хэви-прог, орган вышел на ведущие роли, появился практически оперный вокал.
- Boredoms / OOIOO - две главные авант-нойз группы страны, связанные барабанщицей и вокалисткой Йоший P-We. Примечательно, что второй коллектив полностью женский, и это не эти ваши современные гламурные jroсk-pop girl-bands с розовыми электрогитарами. Исключительно конструктивная авангардная музыка.
- Koenji Hyakkei - крайне значимый для всего цойла коллектив и в целом идеальная точка вхождения в жанр.
- Bi Kyo Ran - японский King Crimson. Очень нетипичная вещь для прог рока 80-ых и 90-ых.
Love Live Life + One
Если Скандинавию было логично открывать фолком, то Японию должна представлять именно такая дикая фри-джазовая психоделия. Ибо с начала 70-ых, когда сквозь заполонившую все и вся японскую поп сцену начали прорываться молодые и новаторские симфоник прог музыканты, именно психоделическое направление заняло центральное место в этой нише. Тем не менее, LLL + One - далеко не самый типичный пример по звучанию того времени. Вязкая психоделия не покрывает собой все пространство, выдается множество джазовых мотивов, а порой и вовсе музыканты задираются до фанковой музыки. Собственно, такая уникальная вещь родилась в ходе необычного симбиоза фривольной рок группы с джазовыми корнями Love Live Life c очень популярным на тот момент поп певцом Акирой Фусе (тот самый "+ One") и даже жаль, что вылилось лишь в единовременное сотрудничество (альбом), зато какое! Потрясающая разносторонность от песни к песне уж точно не даст заскучать не на секунду при прослушивании пластинки.
Что послушать: альбом "Love Will Make A Better You" (1971г).
Где: в отличии от остальных альбомов LLL, этот легко ищется в сети: youtube, торренты, можно купить на физ носителях.
А что еще: если выделять еще что-то из подобного разряда психоделического уклона того времени, то пусть будет Food Brain - невероятно харизматичный джаз-фанковый коллектив.
Asturias
Ё Ойама - талантливейший композитор и мультиинструменталист, который всегда считал своим идейным вдохновителем Майка Олдфилда, основал группу в 1987 году. На тот момент и в целом на момент выпуска первых трех пластинок 1988-1993 годов, инструментальная музыка Asturias была действительно приятным свежим воплощением раннего Олдфилда, но затем последовал распад группы. Уже в 2004 году Ойама вернулся к проекту Asturias и продолжает продуктивную деятельность с бандой и по сей день (на текущий момент в активе группы 13 волшебных альбомов). Причем после реюниона, Asturias не боится с каждым разом отходить все дальше и дальше от своей первоначальной версии, и связь с Олдфилдом сейчас скорее номинальна, чем имеет реальный вес в их музыке.
Жанровая принадлежность Asturias постоянно разнится: в ранние времена преобладал традиционный симфоник-прог, позже стали появляться работы под приправой камерной классической музыки, с отбрасыванием практически всех рок элементов, а большинство же последних работ тяготеют к нео-прогу. Для меня, это один из любимейших инструментальных коллективов по одной просто причине (если отбрасывать техническую сторону): эта музыка всегда способна передать характер, уникальный настрой композиции без вокала, при этом под руководством Ойамы каждая песня максимально вымеренная и цельная, чего не хватает многим современным нео-прог бандам, умеющим в технику и бряц-бряц, но упускающим структуру и самоидентичность.
Что послушать: просто перечислю топ-3 любимых альбомов: 1)"At The Edge Of The World" (2016г); 2)"Electric Asturias: Fractals" (2011г); 3) "Cryptogam Illusion" (1993г).
Где: отдельные альбомы на YM/Spotify1/Spotify2/iTunes, остальное (практически все) легко ищется на просторах интернета.
А что еще: чисто для порядка наверное должен посоветовать KBB, но если чуть больше опираться на собственный вкус - ptf.
The Brown
Пожалуй, самый неизвестный участник подборки (если конечно Осака, центр всего тяжелого рока в стране, не ваш родной город). Берем, значит, The Mars Volta, представляем Седрика привлекательной молодой японкой, а Омара отговариваем от его сверх эксцентрично-экспериментального подхода к аранжировкам и вуаля - получаем The Brown. Даже понять текст песен Eye (вокалистка группы) также трудно, как и у TMV, правда уже не из-за трехслойных смысловых абстракций, а "благодаря" совершенно непонятному английскому девушки. Тем не менее, пугающая похожесть заставила меня, как большого фаната TMV, глубоко влюбиться в этот коллектив.
Если без аналогий, то эту фантасмагорию можно отнести к хэви-прогу тире постхардкору, со скатыванием временами в крайнюю угловатость мат-рока, а контрастирует же это все с чистым женским вокалом, буквально режущим свой мелодичностью.
Что послушать: в активе группы два альбома и EP (распалась в 2014), и с каждой работой заметна эволюция музыкантов: на инструментально здоровском "Struggle In A Whirl" (2007г) Eye местами руинила вокальные партии, на "Hello!! Who Are You?" (2009г) уже звучание выровнялось и в целом значительно повзрослело, а EP "MelloW" (2013г) подвело под всей деятельностью мощную черту. Именно в обратном порядке и рекомендую прослушивание.
Где: на iTunes только "Mellow" (и то полный ЕРшник из 7 треков жадные азиаты зажали), несколько видео на ютуб канале, остальное, увы, на приватных трекерах.
Eksperimentoj
Настало время пост рока, ибо невозможно не выделить это течение, взявшее резкий подъем в Японии в конце 80-ых годов и по сей день остающееся очень востребованным: основная часть выбившихся на мировую современную мейнстримовую сцену прогрессивных, без JPop замашек, рок коллективов относится именно к этому течению (Toe, MONO как показательные примеры).
Итак, Eksperimentoj - крайне любопытный пост рок коллектив с большой долей шугейзинга и арт-прогрессив элементов (50/50) в звучании, в активе которого всего лишь один альбом 2007 года, после чего... у группы как-то не срослась дальнейшая деятельность: ушел ударник, а конкретной инфы об распаде (как и в принципе какой-либо инфы по ней) нет. В целом это очень характерный, но в то же время выделяющийся пост рок: двойная гитара без баса воссоздает воистину красивое, текстурное звучание с резонирующим вокалом, и берет эта музыка в первую очередь своим вечно отстранено-меланхоличным, но чувственным настроем (аналогия по атмосфере с Anathema времен "Judgement" наверное и задела меня в первую очередь).
Что послушать: "Eksperimentoj" (2007г).
Где: на ютубе по отдельности большая часть альбома, свободно можно найти на торрентах.
Что еще: некоторые слушатели по какой-то причине роднят группу с другим пост рок коллективом Downy, но из общего у них на самом деле только совместный сайд проект Dhal в жанре трип-хопа. Однако по звучанию это действительно близко, хоть и заметно менее относимо к прогу.
Far Out
Переосмысление под азиатский мотив того психоделического фундамента прог рока, который заложили Pink Floyd. Зараженный влиянием запада, квартет Far Out создал совершенно уникальное произведение: с первых секунд затягивающая неординарная перкуссия, тяжелые гитарные риффы и редкий, но идеально лаконичный вокал. Под Произведением я имею ввиду единственный альбом группы "Nihonjin" (1973г), всего лишь с двумя треками по 18-19 минут (никогда еще выбор для плейлиста не был так прост). Но это настолько филигранные композиции без единого филлера, что в состоянии медитативности ты поглощен ими от первой до последней ноты.
Зачастую Far Out приравнивают к другой легендарной банде - Far East Family Band, что не совсем корректно: их связывает лишь вокалист/гитарист Фумио Миясита, но безусловно, его привнесенные идеи в звучание сильно роднят две группы. Хотя лично для меня, Far Out - номер один, и в целом один из самых любимых альбомов 70-ых.
J. A. Ceasar
Крайне занимательная и не менее значимая фигура для целого поколения японского психоделического рока. Такааки Терахара известен в первую очередь как композитор и постановщик рок опер в театре Tenjo Sajiki (а чуть позже организовал собственную труппу Banyu Inryoku), но в целом его творчество принимает разные формы: саундтреки к аниме/фильмам, саундтреки к театральным постановкам, полноценные рок альбомы, бесконечные компиляции и тд. Как и формы исполнения, сама музыка также на протяжении времени обретала различные стилистические очертания (от цойла до традиционного симфоник прога), но в основе него почти всегда лежит психоделический оперный рок под покровом восточного фолка и театрального хора.
Far Out и J. A. Ceasar - это безусловно глыбы японской музыки, о которых надо писать в учебнике, а не в жалких тематических подборках, но просто не мог проигнорировать один из любимых альбомов золотого поколения прога и персону, которая заставила ближе познакомиться с явлением рок оперы.
Что послушать: лучше подойти к ознакомлению с творчеством очень выборочно, ибо среди обширной дискографии много различного рода театральных лайвов, где *очень много чето говорят по японски* и музыкальной составляющей в них не так много. Поэтому советую начать с самого известного альбома "Kokkyō Junreika" (1973г), потом перейти уже на очень бодрую современность "バルバラ矮星子黙示録 -アルセノテリュス絶対復活とオルフェウス絶対冥闇-" (2017г) и изящно-поэтичную работу "寺山修司劇中歌少女詩集" (2016г).
Где: какие то крохи есть на Spotify/YM, часть самых известных работ на youtube, остальное, увы, на приватных трекерах/физ носителях.
Что еще: после такого бати японской психоделики, можно советовать только других бать жанра - Flower Travellin' Band.
Unbeltipo
Наконец добрались до авант-прога - другого огромного японского лагеря, взявшего бодрый старт на границе 80-ых, и где сконцентрировалась буквально вся экспериментальность, неординарность и оппозиция рока в стране - самый настоящий андеграунд. И на этом моменте я должен был нафигачить из список из десятка любимых групп, ноо... нет, отношения с авангардным течением у меня сложились как-то не очень. Максимально сложные ритмические структуры, пренебрежение мелодичностью, непонятные аранжировки и отсутствие цельности привели меня к тому, что я абсолютно перестал различать между собой бесконечное множество японских новаторов (виноват, естественно, лишь мой узколобый музыкальный вкус!)
Поэтому встречайте Unbeltipo - одна из немногих авант групп, засевших у меня в плеере, в первую очередь потому что не пренебрегает классически красивым звучанием в ущерб своей эксцентричности. Объяснение этого исходит от основателя группы - Цунео Имахори, бывшего участника довольно известной Tipographica, которая также играла вполне доступный авант-прог с весомым налетом джаза.
Что послушать: однозначно "Pheasantism" (2007г) и с чуть меньшей уверенностью предыдущий альбом "Joujoushka" (2004г).
Где: перечисленные альбомы есть на публичных трекерах, остальное на приватных.
А что еще: Tipographica и Katra Turana (не назову себя особым поклонником второй, но тем не менее это действительно яркий коллектив авангардной андеграунд сцены).
Опять же, много интересного по прогрессивному року просто не уместилось, а со многим я наверняка банально не знаком. Плюс сейчас осознал, что каким-то образом оставил за бортом новые коллективы, а за последнее десятилетие прог сцена Японии совсем не стоит на месте и там тоже есть про что рассказать. Так что вэлком, предлагать в комментариях своих любимых артистов.
И слушайте хорошую музыку!