Progressive rock tour #1: Норвегия

Пришел к смежному формату плейлиста с подборкой ярких коллективов в жанре. В общем, расчехлив свой плеер, вытащил некоторую фундаментальную классику и современных hidden gems. Каноничный прог-рок, отголоски скандинавского фолка, драйвовый фьюжн, спейс-рок и все-все-все.

Progressive rock tour #1: Норвегия

Так почему Норвегия? На самом деле все просто: устал от современного британского прога, душа требует чего-то экзотического (да и просто нужен был повод для тематической подборки). С сим порывом и отправился "мировое" турне за поиском локальных талантов, которые где-то да есть всегда.

Скандинавия в целом, с ее бесконечной кладезью самой разной музыки - это прекрасный претендент на такое "исследование". А так как личный плейлист по Норвегии заполнился быстрее всего, на ней сегодня и остановимся. И да, я обойду стороной часть безусловно крутых прог групп с мировой известностью (Leprous, Gazpacho, Motorpsycho, Airgbag), ибо ценность компиляции, из которой никто не может вынести чего-то нового, стремится к нулю.

Folque (Spotify/YM/iTunes)

С чего еще стартовать подборку про Скандинавию, как не с фольклорной музыки? Группа начала свою деятельность в первой половине 70-ых и по сей день считается неизменной классикой жанра и важнейшим звеном в становлении прог фолка Норвегии. На этапе формирования коллектива, музыканты, во главе с основателем группы Мортен Бингом, ориентировались на традиционный фолк: английскую народную музыку в сочетании с норвежскими мотивами и народными песнями под аккомпанемент гитары, банджо, мандолины и цимбалы. Но затем так сошлись звезды, что к звучанию группы добавились электро-гитара, бас, скрипка и бам! это уже неповторимая рок группа. Первостепенные аналогии: французкая Malicorne и британская Fairport Convetion (и тут сразу выстраивается целый ассоциативный ряд из банд с туманного Альбиона, плотно оккупировавших жанр в 70-ые).

Что послушать: состав группы начал тасоваться уже после первого альбома "Folque" (1974), что не могло не сказаться на их творчестве, а наиболее заметным стал уход ведущей вокалистки Лизы Хельесен после третьего альбома. Именно первые две пластинки я и рекомендую к прослушиванию.

Soup (Spotify/Deezer/YM - дискография на PA)

Резко съедем с сельского фолка прошлого века на современность. К группе, которая сподвигла начать плейлист именно с Норвегии. Не хочу характеризовать творчество этого прекрасного коллектива рамками поджанров, лучше опишу эпитетами: волшебная, меланхоличная и по своему уютная, но при этом всегда с эпическим настроем музыка. Душевный мужской вокал, с проникновенно длинными партиями гитар, сливающихся в единую симфонию c пианино - главный рецепт супа. Одним словом - идеальное средство для расслабления.

Что послушать: затруднительно назвать явно провисающие альбомы, все работы очень ровные и без каких-либо неожиданных экспериментов (что, возможно, в какой то степени и минус), так что можно смело включать любую пластинку, но я все же посоветую "Remedies" (2017) (ну и у нее просто балдежная обложка).

Seid (Spotify/YM)

Space Pirates Return! Безумно крутая, малоизвестная банда, вдохновленная спейс-роком 70-ых, а аналогия с Hawkwind просто железна, однако будь это просто очередной закос под легенд жанра - я бы их тут не упомянул. Индивидуальность Seid кроется в их умении удивлять: на поверхности лежит классический синтезаторный спейс-рок и неиссякаемый вайб, чуть углубившись вы найдете любопытную психоделику, потом вдруг заметите джазовые мотивы и регулярные обращения к альт-року, а под конец начнете вникать в далеко нетривиальную аранжировку некоторых композиций.

Что послушать: вершиной звучания группы я назову пожалуй "Magic Handshake" (2012), а следующий и последний альбом "Weltschmerz, Baby!" (2018) - это скорее шаг в сторону и больший упор на спейсе и психоделике.

Gåte (Spotify/YM/iTunes)

Именно в тот момент, когда ты как Траволта в растерянности начинаешь озираться по сторонам в поисках современного норвежского прог-фолка, ситуацию спасает Gåte. Нет, конечно мы имеем точечные залеты в жанр Ulver, раннее творчество White Willow, но в общем и целом все остальное скатывается в жанровые самоповторы 60-70-ых. Сверх популярная группа в Скандинавии и Германии, победители норвежского Грэмми 2002г., около 100 тысяч проданных копий альбомов за первые 5 лет существования, тем не менее не набравшие сопоставимой популярности за пределами своего таргет региона. Коллектив под предводительством безумно талантливой вокалистки Ганнхильд Сундли (по репертуару вокала так и тянет провести аналогию с Бьорк, но нет) и ее брата Свейнунга (скрипка, клавишные), занял нишу хэви-прога с элементами фолка, взяв за основу народные песни и адаптировав их под современный лад. Красивейшая музыка, как с нотами чистейшей проникновенной лирики, так и с полноценными взрывными рок композициями.

После первых двух успешных альбомов, в 2005г. группа неожиданно сделала "я устал, я ухожу". По итогу, это оказался лишь творческий перерыв, но длинною в 12 лет: в 2017г. Gåte выпускает ЕР, а уже на следующий год полноценный альбом. Очевидно, что камбэк не случился без жертв: сменилось добрые две трети состава коллектива, но важно, что идейное ядро (брат и сестра Сундли) осталось на месте.

Что послушать: Gåte до и после реюниона - это заметно разное звучание, но мне действительно трудно занять чью то сторону. Выбрать все же что-то нужно, поэтому посоветую начать прослушивание с Svevn (2018), наиболее многогранной, современной и тяжелой пластинки группы.

Junipher Greene

Практически первопроходцы норвежского прога (группа основана в 1966г.), но упомянул я их тут, естественно, не за одну единственную заслугу. Просто пару фактов о группе: в 1970-ом выступили на разогреве у Deep Purple; дебютная работа "Friendship" стала первым выпущенным двойным альбомом в Норвегии, в запись которого было вложено безумное кол-во средств (по некоторым данным это и вовсе рекордно дорогая музыкальная работа в стране на тот момент), а стоимость винила на сегодняшний день доходит до 1200€. Музыка Junipher Greene - это хэви прог с яркими гитарными хуками, бодренькими текстами и постоянным варьированием между джазовыми и фолк мотивами.

Что послушать: по сути единственной "каноничной" работой можно считать лишь дебютный "Friendship" (1971), после чего Хельге Грёйсли и Фредди Даль ушли в другие известные коллективы того поколения (Titanic, Ruphus). При всем при этом, вторую пластинку "Communication" (1973) нельзя назвать провальной (просто она заметно примитивнее) и в целом также достойна внимания заинтересовавшихся.

Elephant9 (Spotify/YM/iTunes)

Эта неординарная фьюжн вакханалия начиналась как сайд проект трех довольно известных имен: Торстэйна Лофтуса (Shinning - ударник), Столе Сторлёккена (Supersilent, Motorpsycho - клавишные) и Николая Хенгсле (бас-гитара), однако, в отличии от многих подобных проектов, группа не остановилась на одной-двух пластинках: на текущей момент за ее спиной уже 7 выпущенных альбомов и есть ощущение, что даже сейчас музыканты не исчерпали свой нескончаемый инструментальный репертуар. В основе формулы группы джазово-органное звучание 60-70ых c характерными джемами и до безумного драйвовый ударный ритм, а психоделические отрезки дают слушателю ценную передышку и погружают в атмосферу этой великолепной музыки.

Что послушать: Слон9 имеет в активе две совместных пластинки с небезызвестным гитаристом Рейне Фиске, что безусловно оставило свой след на звучании, но лично я не большой поклонник этих работ (яркое трио вполне хорошо себя чувствует и без гитары), поэтому выделю дебютный "Dodovoodoo" (2008), как самый "показательный" альбом группы.

Естественно, у меня не было цели охватить весь прог страны, хоть и сделать это было бы заметно проще, чем, скажем, относительно Финляндии или Швеции: прогрессивный бум 70-ых дался Норвегии значительно спокойнее и все интересные коллективы лежат на поверхности. Поэтому буду рад увидеть в комментариях новые имена, ибо более чем уверен, что в многообразии современного прога многое еще можно вспомнить по сабжу.

42
21 комментарий

(ну и у нее просто балдежная обложка).

Последние облоги Soup делал датский дизайнер и режиссёр Лассе Хойле, который уже дохуя лет работает со Стивеном Уилсоном и по сути ответственен за всю визуалку его проектов начиная с Porcupine Tree: обложки, буклеты, мерч, клипы, оформление концертов и их запись. Работал с Dream Theater, Opeth и группами помельче, вот вроде Супчика.

Несколько лет назад Soup меня привлекли именно его обложкой, и потом уже зацепила музлом) Это так, о значимости дизайна альбомов, хех.

2
Ответить

Ого, круто, не знал.
Да я кстати тоже первым делом зацепился за обложку (сначала просто кто-то на PA посоветовал Remedies, а уже ковер убедил последовать совету)

Ответить

Начал читать с мыслью о том, что, мол, я ж ничего не знаю про норвежскую прог рок сцену, а закончил на том, что таки идентифицировал половину перечисленных команд. Но все же спасибо за подборку.

1
Ответить

Палец вверх за Gåte. Правда, ранее творчество мне больше нравится.

1
Ответить

Зашли Gate (напомнили чем-то theodor bastard) и Junioer Greene (ну оч похожи на PinkFloyd; LED zeppelin и прочий прог тех лет);
В целом, благодарю. Нашёл повод проснуться сегодня.

1
Ответить

Спасибо за подборку, отличные коллективы!

1
Ответить

*не находит Seven Impale в списке*
[ГИТАРНЫЕ СТЕНЫ ШУМА И РЁВ САКСА В ОТДАЛЕНИИ]

1
Ответить