Complex Numbers Group и Victor Argonov Project

В этом посте хочу рассказать о крайне интересном музыкальном коллективе, на который я наткнулся в 2015 году, не только стабильно закрепившемся в моем плейлисте, но и довольно заметно повлиявшем на мироощущение.

Complex Numbers Group и Victor Argonov Project

В заголовке название двух проектов: Complex Numbers Group и Victor Argonov Project, которые близки не только в эстетическом смысле, но и в смысле состава: Виктор Аргонов входит в состав Complex Numbers Group, просто у него есть одноименный дочерний авторский проект. Для целей статьи эти нюансы, впрочем, неважны, и легче воспринимать оба проекта как единое целое.

Основная тематика -- наука, прогресс, трансгуманизм, причем темы эти освещаются как с философской (что есть "Я", риски искуственного программирования потребностей), так и с прикладно-технической точки зрения (например, какие конкретно физические законы приводят к той или иной проблематике) с большим тяготением в сторону философии, что, как мне кажется, хорошо, ибо чрезмерное сосредоточение на технических деталях просто замылило бы общую картину. Жанрово -- в основном синтпоп, ритмичный, бодрый, но не сказать, что веселый, я бы сказал "с тревожинкой". Но, вместо тысячи слов, лучше всего услышать характерную композицию.

За этим голосом -- хоть в сингулярность :)

Это композиция из технооперы "Русалочка". Большая музыкальная форма для НФ направленности -- редкость: если метал/рок оперы, скажем, классической фентези тематики относительно распространены (Avantasia, Эльфийские Рукописи, Последнее Испытание, Rhapsody of Fire), то вот синтпоп-опера с sci-fi смысловым наполнением лично мне не встречалась. А у коллектива их сразу несколько.

Первая -- "2032: Легенда о несбывшемся грядущем"

разворачивается в мире 2032-го года, где продолжает существовать СССР, который постепенно пришел к замыканию всех стратегически важных для страны процессов на искусственный интеллект (Автоматическую Систему Государственного Управление aka АСГУ). В произведении два главных персонажа: генеральный секретарь партии Малиневский и, собственно АСГУ, в диалогах между которыми ставятся разные проблемные вопросы, характерные для (кажущейся?) дихотомии человек/машина. Вопросов в опере довольно много, но основные лежат в области метаэтики и консеквенциализма: насколько человеку сложно разобраться, что из интуитивных представлений о морали и нравственности следует отбросить как атавизм, а что, наоборот, стоит оставить во что бы то ни стало, и в каком "фреймворке" вообще стоит рассуждать об этих вопросах. В произведении нет ответов на поставленные им вопросы, по крайней мере в явном виде, оно скорее является пищей для размышлений. Но кроме всех этих серьезных философских щей "2032" -- это еще и клевые синтвейв ритмы с заметным советским флером (переиначивая слегка один из комментариев под видео: "Sovietwave, появившийся задолго до того, как это стало трендом" )! Кстати, "2032" это еще и opensource: исходники оперы представлены под лицензией Creative Commons 3.0.

Далее идет уже упоминавшаяся "Русалочка".

Проблематика близкая к "2032", да и в целом для Аргонова характерная: столкновение старого, интуитивно понятного и нового, задающего вопросы, выходящие за пределы привычной области применимости старого. Снова сталкиваются человек и некое существо с "не нашей" аксиоматикой, но при этом весьма рациональное в аксиоматике своей; снова человечкская сторона представлена мужским голосом, трансцендентная -- женским. Сеттинг -- условная современность, Владивосток без каких-либо серьезных изменений кроме существования до поры тихо-мирно живущей подводной расы. Звук по сравнению с 2032 стал чище, несколько холоднее, что уместно, поскольку предыдущее произведение было стилизовано под советскую, пусть и футуристическую действительность, которая ассоциируется с некоторой потертой ламповостью даже у синтезаторов :).

На очереди у нас "Переосмысляя прогресс".

Дайджест человеческой истории и попытка заглянуть в будущее в одном произведении, разбитом на 5 сегментов, каждый из которых является стадией раскрытия одной центральной темы -- направления прогресса. Структура семантическая отражена в структуре музыкальной -- единой нитью через все части идет главная тема в разных аранжировках: sovietwave, 16-битный чиптьюн, нездешний холодный пиксельный (sic!, подробнее -- тут) звук... Для полноценного ознакомления с симфонией необходимо не только слушать, но и смотреть, потому что на этот раз вокал присутствует только в относительно малой части произведения (5-м сегменте), зато остальные секции снабжены богатыми текстовыми комментариями и рядом из картинок, иллюстрирующих текст. В этой симфонии Виктор серьезно касается природы человеческого сознания (хотя и раньше он к этой теме обращался, например, АСГУ говорит, что ее в привычном смысле скорее просто нет, так что знак вопроса в предложении о дихотомии человек/машина я поставил не случайно), но пока в большей степени аспектов, относящихся к так называемым "простым" вопросам сознания (например, "Чем обусловлены наши ощущения?"), затрагивая, впрочем, и трудный ("Что же такое сознание и почему ощущения есть вообще?") через задачу локализации нейрокоррелята сознания (НКС). Трудная проблема сознания станет центральной в последней на сегодняшний момент опере CN "Мы, XXII век".

Первая из четырех часть оперы

К данной проблеме можно подходить с разных сторон, пытаясь вывести неизвестные свойства из известных, здесь, в качестве известного, стартового положения Виктор взял вполне осязаемое нами всеми ощущение дискретности сознания ("Я -- это я, а другой -- другой") при возможной(тут, насколько я знаю, у физики еще нет определенной до конца позиции) непрерывности материи. Одна из гипотез для разрешения этого парадокса -- панпсихизм, предположение о том, что сознание есть у всего сущего, оно едино, дискретна лишь память. Эта гипотеза с первого взгляда хороша тем, что решает вопрос причин неравномерного распределения сознания по материи (этой неравномерности в ней просто нет), смещая вопрос в сторону неравномерности распределения уже сугубо классически-физических вычислительных аппаратов памяти, однако, при пристальном рассмотрении тоже не идеальна, ведь все равно не ясно, как память "прикрепляется" к сознанию (почему два разных человека не воспринимают себя как один с "двойной" памятью, например), как будто бы здесь проблема прячется под ковер. Тем не менее, человечество из оперы воспринимает ее как рабочую, и автор показывает, каким оно будет по его мнению в таком случае. А еще снова ставится вопрос о смысле жизни: показано практически (не ясно, например, есть ли средства защиты от внешних угроз) идеальное общество с гедонистической точки зрения, но, глядя на него, задаешься вопросами "А это точно хорошо?", "А почему я задался предыдущим вопросом, все же счастливы и стабильны?".

Стоит упомянуть, что "Мы, XXII век" полностью оснащен классным анимированным видеорядом.

Операми творчество группы не ограничивается, есть и очень сильные единичные композиции, например, пронзительное "Последнее кольцо" и пробравшая меня до мурашек в первый раз "Неизбежность" (при неосторожном обращении способна превратить из блумера в думеры всего за 5 с лишним минут).

В древних работах группы присутcтвуют и вот такие экземпляры:

Ninja Gaiden 3 OST замискованный местами с риффами "Кино" -- лучшее из детства в России 90х!
На Синкаевский "Голоса далеких Звезд" легло идеально

На этом завершу свой обзор, для первого знакомства с группой информации, ИМХО, достаточно. Тем, кому интересна философская составляющая песен, советую заглянуть в ЖЖ Виктора, где некоторые вещи прокомментированы подробнее, даже имеются ссылки на его работы в рецензируемых философских журналах. Коллектив активен, так что можно ожидать больше крутых песен, погружающих в размышления на тему будущего.

1717
7 комментариев

Слышал у них немного, могу выделить "Над землею алеет закат" и "В звездном вихре времен" - годнота. 

3
Автор

Может тогда эта вещь зайти — здесь есть отсылочка к "Над землею алеет закат"

Какая же годнота! Спасибо тебе, автор, за наводку, от души!

1
Автор

рад стараться)

1

Интересный ракурс Владивостока

Помню их трек на ютубе "Неизбежность" или как-то так про тепловую смерть вселенной. Но не проникся.