«Комиссии и запутанность»: как конкурируют магазины приложений в Китае

«Комиссии и запутанность»: как конкурируют магазины приложений в Китае

На протяжении последних лет мобильные сервисы Китая показывают колоссальный рост. Среди операционных систем наиболее популярна Android, но из-за санкций и внутренних ограничений, в устройствах отсутствует официальный магазин Google. Это привело к распространению целого ряда альтернативных сервисов.

Аналитик Бенедикт Эванс в своём Твиттере поделился информацией о них, представив документы, опубликованные в ходе судебного заседания Apple и Epic Games.

  • В настоящее время в Китае функционирует около 700 миллионов устройств на Android без сервисов Google.
  • На рынке присутствует более 100 различных магазинов приложений. Консолидация происходит вокруг самых популярных — Tencent, Huawei, 360, Oppo, VIVO, MIUI и Baidu, но есть и более мелкие игроки.
  • У магазинов разные требования к разработчикам — от разрешения изображений на странице загрузки до способов внутренней оплаты. Для выпуска мультиплатформенного приложения разработчикам приходится размещать APK на сервере, либо передавать его на аутсорсинг издателям.
  • Отличаются и комиссии. При этом, несмотря на конкуренцию, они зачастую выше чем в Google Play, где 70% получает разработчик, а 30% — платформодержатель. Для сравнения, в Tencent My App Store доход от игр и приложений с выручкой до 5 миллионов юаней распределяется в соотношении 60 на 40, а всё что выше этой суммы — аж 30 на 70. В Baidu и 360 Mobile Assistant прибыль свыше 500 тысяч юаней делится 50 на 50.
  • Что происходит, если на телефоне установлено несколько магазинов? Они «сражаются» друг с другом за обновления. Приложения постоянно мониторят свои версии и инициируют апдейты в обход ОС.

  • При этом OEM-производители, такие как Huawei или Xiaomi, стараются переманивать пользователей в собственные магазины, предупреждая о небезопасности аналогов и внедряя официальные рекомендации в интерфейс смартфона.

  • Разработчикам приходится обходить эти ограничения, используя WebView. Это системный компонент на базе Chrome, который позволяет приложениям Android отображать веб-контент.

«Комиссии и запутанность»: как конкурируют магазины приложений в Китае
  • Из-за большого количества фоновых процессов, в Китае очень популярны утилиты для быстродействия — их использует около 550 миллионов пользователей. Такие программы добавляют виджеты для быстрой «очистки» девайса и автоматически приостанавливают работу приложений.

  • Интересна и ситуация с пуш-уведомлениями. У разработчиков по сути есть несколько вариантов для их реализации — поддерживать тесный контакт с OEM-производителями, используя SDK, «заставлять» приложение постоянно работать в фоне или пользоваться услугами сторонних сервисов нотификаций. Ещё можно попасть в так называемый белый список, но это привилегия лишь для максимально популярных приложений, типа WeChat.

  • Из-за большого количества магазинов, для разработчиков остро стоит вопрос безопасной дистрибьюции приложения. Хакеры могут скопировать APK, поместить в менее известный магазин и заменить реквизиты оплаты на свои. Это до сих пор довольно популярный в Китае нелегальный бизнес.

  • Для предотвращения несанкционированных действий при разработке используется обфускация (то есть сознательное запутывание кода) или библиотеки динамической загрузки (DCL).

  • OEM-производители сильно обеспокоены популярностью WeChat от Tencent и пытаются перевести пользователей на другие сервисы. Известно, что Smart Push от Huawei на некоторых устройствах Honor Magic активно мониторит сообщения и даже переводит некоторые фрагменты текста (например, названия ресторанов) в ссылки, которые ведут в другие приложения. Стороны постоянно судятся на этой почве.

  • Более того, MIUI9 от Xiaomi ещё и мониторит P2P-платежи внутри WeChat. Когда происходит транзакция, Xiaomi фиксирует её от имени пользователя и добавляет информацию о ней в различные сервисы, включая Mi Assistant и «Мои расходы». Остаётся загадкой, к чему бы привела аналогичная политика Google или Apple.

«Комиссии и запутанность»: как конкурируют магазины приложений в Китае

С одной стороны, представленные тезисы демонстрируют специфику китайских потребительских технологий с активным вмешательством регуляторов. С другой, это наглядный пример, чем может обернуться внедрение альтернативных магазинов приложений как для пользователей, так и для разработчиков.

109109
82 комментария

китай как великая помойка, где выживает самый прыткий и наглый.

71
Ответить

интересно, что же мне это напоминает...

18
Ответить

Комментарий недоступен

47
Ответить

Это что же получается, в тоталитарном аду конкуренции и рыночка больше, чем в святом граде на холме - США, где всего две платформы всё между собой делят? 😯

31
Ответить

Комментарий недоступен

42
Ответить

 Это что же получается, в тоталитарном аду конкуренции и рыночка большеВ США была аналогичная ситуация лет 15 назад, когда каждый телефон имел свой магазин приложений, а потом пришел андроид и захватил рыночек. Китайцы же этот андроид, не пустили туда решение от гугла, поэтому и родилась эта ситауция с кучей говеных конкурирующих сервисов. 

 США, где всего две платформы всё между собой делят?Назови китайские платформы.

19
Ответить

Там нет конкуренции. На андроиде гугл.плей, на айфоне эппстор и эти два магазина не конкурируют. Конкурируют сами смартфоны и ОС)

15
Ответить