Никто и никогда не вернет 2011 год: Обзор на китайскую консоль прямиком из 2011 года: JXD 5000
Всем привет! Прошли целые сутки без нового контента от меня - и не просто так. Те, кто следят за моим профилем, уже поняли - как я угораю по старым китайским консолям на Android и на самопальных системах. Ведь в них так много общего и одновременно так много разного. Сегодня пришло мне целых 3 консоли за 550руб, т.е каждая консоль в среднем за 190руб. Интересно? Добро пожаловать в статью!
Продавец сразу написал что консоли на запчасти, а поскольку я обожаю копаться в старых девайсах - решил заказать для себя. Встречам - JXD 5000!
Скажу честно - сначала я подумал что это JXD A1000 - они практически один в один. Но нет, глянул на серийник - это 5000.
История и описание
Продавец не заглянул в слоты для MicroSD и оставил для меня подгон - две карты, на 8 и 16гб . Обе карты абсолютно рабочие - я уже проверил, на них лежат ромы и игры. Никаких личных данных типа фото и видео на них нет - но возможно они есть во внутренней памяти - в этом и разберемся позже.
Визуально консоль копирует сами знаете кого :) Однако дисплей, по моим ощущениям, здесь заметно больше по диагонали, чем у своего старшего брата. Разрешение же выше в два раза(!) - 800x480. Консоль вышла в 2011 году - на самом пике популярности PSP, и активных слухах про виту и китайцы конечно же, копировали либо PSP, либо делали маленькие кирпичики в форме старых геймпадов:
Это - легендарная Dingoo A320, выйдя в 2009 году, и обладая функциями не только эмулятора, но и мультимедиа комбайна, да еще и при цене в 2-3 тысячи тех рублей(это не так дорого, PSP 11 новая стоила) - стала настоящим хитом. Конечно же китайцы захотели повторить её успех, развелось огромное количество достаточно мощных мультимедийных чипсетов(из тех что я знаю - ChinaChip CC, SunPlus SPMP8000 и Ingenic 4760) архитектуры MIPS(кроме SPMP - он armv5). Были как официальные и полуофициальные клоны Dingoo - Gemei A330, Dingoo A380, так и совершенно нонейм консоли, которые закупались и брендировались корейской Ritmix для Российского рынка. Затем уже подтянулся и DNS с брендингом, и еще миллион брендов аля EXEQ, FUNC. Одной из таких консолей в 2009 году стал и JXD A1000 - нонейм. На тот момент.
Насколько я знаю, производители чипсетов писали большую часть прошивки сами(обычно беря RTOS аля ucos, ecos, nucleus rtos(привет старым подделкам под айфон) за основу, интерфейс в случае сабжа тоже не сами писали - а взяли nano-x, ранее известный как microwindows). Кроме того, производители чипсетов давали возможность запускать произвольные бинарники и давали SDK, позволяя писать нативные игры под их консоли производителям.
Эти чипсеты обычно были полноценными SoC - в них было ARM ядро архитектуры MIPS или ARMv4/ARMv5(схожая архитектура использовалась в КПК), причем далеко не самое слабое - обычно от 200мгц до 600мгц, часто - с возможностью разгона. Был в них контроллер дисплея(нескольких типов. Кстати это давало возможность реализовывать HDMI выход с помощью специального чипа конвертера, нативно чипсеты HDMI обычно не держали), ТВ выход, DSP ядро для декодирования звука и видео(обычно h264), а так же декодирования JPEG, контроллер внешней SDRAM, возможно контроллер питания(но это не точно). С виду это кажется очень сложным, но на самом деле, с такой компоновкой штамповать консоли гораздо дешевле - что и пзволило добиться цену в 2-3 тысячи за хорошие комбайны. Некоторые чипсеты поддерживали OpenDingux - порт линукса(Ingenic как минимум), позволяя писать софт на них используя любой mips компилятор.
Однако, как я уже узнал сейчас( - эта консоль работает на Linux, и использует MIPS проц. Скачав прошивку, я увидел so библиотеки для поддержки эмуляторов. Читаем заголовки с readelf'ом и...
Это настоящая Linux консоль! Это значит, что мы можем найти UART на плате, подпаятся, и получить прямой доступ к консоли - выйдя в shell например.
Собственно, на этом тех. часть истории консолей закончена, думаю самое время переходить на обзор внешнего вида консоли.
Описание
Консоль, как я уже говорил ранее - явно копирует PSP, причём даже в вопросе стиков - он тут тоже один :) Однако консоль с таким дизайном хорошо лежит в руках, добротно собрана(никаких люфтов и скрипов нет) и в целом достаточно неплохого качества(за 12 лет только грибок стика облез, ну и есть небольшие жизненные потёртости).
Сзади же у консоли явное преимущество перед PSP - встроенный модуль камеры :) Как и принято у китайцев, на объективе написан размер линзы, фокусное расстояние и.т.п. Я не фотограф(и это видно по фото), поэтому если не прав - поправьте меня. Вместо отсека для АКБ - аккумулятор припаян внутри прямо к плате, а на месте дисковода для UMD расположился логотип компании и орнамент(прикольное решение если честно).
Снизу нас встречает слот под MicroSD, микрофон и MiniHDMI выход. HDMI заявлен аж до 1080p - это предстоит проверить!
Сверху у нас кнопка джек для звука, джек для аналогового ТВ выхода(! - киллер фича) и регулировки громкости.
Мультимедийные возможности
Перед играми конечно же мы проверим как проявляет себя девайс в мультимедии. Ведь он заявлен как мультимедийный комбайн, а не просто эмулятор. Встроенной памяти здесь 4гб NAND - весьма неплохо. А ещё с этими консолями JXD ложили DVD диски с различными ромами и прочим контентом - да, это не совсем легально, но для юзера весьма приятно. Ответственность за такое в случае чего могли переложить на "перекупа" в лице EXEQ, FUNC и.т.п.
Начинаем как обычно с музыкальных возможностей:
Плеер выглядит приятно, хоть и в каком то смысле копирует айфоновский интерфейс. Перевод на Русский корявый, но в целом это не особо мешает.
Плеер ищет музыку только в специальных папках, музыку на моей MicroSD пришлось выбирать через встроенный файловый менеджер.
Сам плеер выглядит стандартно, и вполне приятно. Управляется хардварными кнопками - ведь тача тут нет. Треугольник показывает громкость, кружочек управляет воспроизведением, крестик выходит на меню выше, а стрелки переключают трек.
Кроме того, есть очень серьезный аргумент в сторону мультимедийности девайса - эквалайзер. Да, с пресетами, но все таки это круто.
Есть разные типы перемешивания и повторов треков
Плеер корректно читает теги и показывает имя исполнителя на Русском
Ещё можно поменять тип визуализации. Как я понял, "стих" - это показ текста песни, а незадействованными стрелками вниз-вверх можно листать лирику.
Видеовозможности так же весьма впечатляют. Я смог посмотреть трейлер Драйва в 720p/30 FPS без каких либо проблем. Заявлена поддержка до 1080p. Причем забавно что видео работают куда быстрее чем интерфейс(он здесь достаточно тормозной).
Куда без теста HDMI? :)
Он тут полностью работает, без каких либо проблем. Однако чтобы его включить, нужно заходить в настройки - т.е попользоваться консолью с разбитым дисплеем не выйдет. В меню разрешение нативное, однако видосы воспроизводятся корректно(720p точно есть).
Ну чтож, я считаю что в мультимедийном плане, консоль выдержала испытание временем. Она отлично чувствует себя и сейчас, и хорошо впишется как плеер для старого не смарт телика на даче. Ну или если на работе есть моник с HDMI, но ПК нет - то почему бы не использовать консоль для таких целей? Кроме того, у консоли есть FM радио - тоже приятный плюс. Есть и читалка электронных книг. А игры?
Игры
У консоли есть два вида игр: нативные и эмуляторы. Изначально консоль как бы предполагается для GBA, но поддерживает и PS1, и SNES.
GBA
Я попробовал три игры, поскольку это самая тяжелая консоль для эмуляции после PS1(именно для этой консоли. На самом деле n64 тяжелее ps1).
GTA Advance работала в меню, но вылетала при начале игры с ошибкой "неверный файл". Полагаю, битый ром.
Какая то игра из серии Lord Of The Rings шла отлично. Кадров 60, звук тоже шёл хорошо
Metal Slug Super Vehicle-001 идет так же хорошо
Super Mario Advance идет так же отлично. Никаких проблем с звуком нет.
SNES
SNES ромы консоль поддерживает так же без проблем, в фулл спид и с ровным звуком. Настраивать ничего не надо(да и нет возможности), но ромы запускаются не все
Какая-то игрушка из серии Dragon Ball
Легенда SNES Chrono Trigger - лучшая jrpg по мнению... любителей jrpg. Я же не особо фанат этого жанра, но скажу точно - идет она отлично.
PS1
А теперь к самому интересному - PS1. Я попробовал несколько 2D и 3D игр. И скажу честно, результаты интересные. До этого я думал, что Crash Bandicoot - относительно несложная игра для ps1. Как же я ошибался...
Стоит подметить что у консоли нет 3D ускорения, всё она рисует в софтрендере.
Crash Bandicoot идет уверенно в меню, но в игре выдаёт 5--10 кадров. Увы. Я попытался понизить разрешение, вместо апскейла, но эффекта это не дало
Quake 2 - стоит подметить что это очень тяжелая игра для ps2 с динамическим освещением. Но скрипя-пердя консоль её запустила. На "улице" 15 кадров, в помещении 5-10
Консоль не умеет cue, поэтому поиграть в реймана я не смог(зависон если выбрать track 01)
GTA 1 пошла нормально, со звуком проблем нет, FPS 25.
Заключение
Консоль весьма неплоха как мультимедийный комбайн. Неплоха и по прямому назначению - однако, только для 2D игр или очень простенького 3D. Из существенных минусов - нет поддержки SMD(что странно), ну и вообще, эмуляторов как-то очень мало. Здесь есть нативные игры, но найти мне их пока не удалось(а с встроенной памяти они были удалены). Её главная киллер-фича - HDMI и ТВ выход, что позволяет ей стать неплохим мультимедийным центром и поиграть во что-то под пивко. Кроме того, девайс весьма экономен к батарейке - судя по спецификациям, здесь стоит 1650МаЧ. Высаживает он ее тоже не так уж и быстро(учитывая что моя наверняка изношена), а при желании можно хоть 3000МаЧ воткнуть, места в корпусе должно хватить, и получится отличная консоль в дорогу. Возможно консоль поддерживает OTG - надо попробовать. А вам как?
Комментарий недоступен
Вишня, че переименовался?
Фотки бы получшего качества, тогда вообще шик будет
Это специальная фишка, чтобы точнее 2011 год прочувствовать 😆
Комментарий недоступен
Стоит добавить, что раз консоль на Linux - её можно "взломать". Сейчас я вижу два пути, как это можно сделать - либо на плате найти UART(был опыт в поиске uart на консолях jxd - они заботливо распаивают и помечают его на плате аля "я здесь!"), и на ней будет висеть консоль(хотя более вероятно, там будет висеть dmesg). Либо, во внутренней памяти есть три библиотеки отвечающие за эмуляторы. Можно запилить их альтернативы, и при загрузке с нашей же стороны запускать произвольный код(как вариант - прибить оболочку и вывести консоль на экран), а из нее перенаправить UART на обычную консоль вместо дмесга.
ну и в целом не стоит забывать что таким способом можно запустить любой произвольный код, т.е условный квейк под MIPS собрать и directfb - и можно попытаться запустить на этой консоли как нативное приложение.
А вообще хуй знает, может тут уже opendingux стоит, и можно попытаться запустить библиотеку дингу приложений