Ассоциация юристов России предложила Госдуме и Совфеду начать регулировать рекомендации в соцсетях и онлайн-кинотеатрах
По мнению экспертов, алгоритмы могут создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение.
С таким предложением Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России обратилась в Госдуму, Совет Федерации и министерство цифрового развития РФ.
Юристы предлагают прописать в законе «Об информации» термины «рекомендательный сервис» и «оператор рекомендательного сервиса». Эксперты предлагают регулировать сервисы, у которых более чем 100 тысяч пользователей в сутки и более 500 тысяч обрабатываемых данных российских пользователей.
В Ассоциации уточнили, что пользователи должны иметь возможность отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Эксперты также предлагают проводить независимый аудит самих алгоритмов, чтобы выявлять аномалии или противоречия законодательству.
Алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать аномальный интерес к товарам и «погружают человека в информационную оболочку в соответствии с его убеждениями».
Руководитель корпоративных коммуникаций Mail.ru Group Сергей Лучин возразил, что предложенные комиссией меры приведут к излишнему регулированию отрасли и могут нанести ущерб всей цифровой экономике.
По его словам, обязанности подобных сервисов уже закреплены в законодательстве — будь это маркировка контента по возрасту или мониторинг запрещённого контента. Лучин считает, что любое вмешательство в рекомендательные алгоритмы привёдет к тому, что пользователь получит менее качественный контент.