Работа за границей. Переезд

Предисловие

Долго не мог собраться с мыслями, чтобы наконец написать о заключительном этапе пути по поиску работы за границей – переезде. Думал, что смогу написать еще до Нового Года, а в итоге праздники были насыщенными и сесть за написания поста не получилось.

Так как пост последний, то дам тут ссылку на другие посты по теме:

А теперь, перейдем непосредственно к переезду.

Вводная часть

Когда я подписал трудовой договор и пришло время заниматься переездом – заряд позитива был настолько сильный, что этот этап прошел для меня легче всего. Оглядываясь назад, я бы точно не назвал этот этап поиска «простым». С момента получения предложения о работе у меня ушло 3 месяца прежде, чем я переехал. Все это время я почти каждый день занимался делами, так или иначе связанными с переездом.

Переезд мог быть гораздо сложнее, если бы не релокационное агентство, которое нанял мой работодатель. Эта компания, по сути, вела меня с момента, как я подписал трудовой договор и стало ясно, что я буду работать в стране до момента, как я нашел постоянное жилье и моя жена также получила все необходимые документы.Так как многое что происходило параллельно и планы менялись на ходу, то, чтобы как-то систематизировать рассказ я буду опираться на те этапы и подэтапы, которые выделило агентство:

  • Иммиграция
  • Аренда жилья
  • Обустройство
Три ключевых этапа переезда
Три ключевых этапа переезда

Иммиграция

Первый этапом, выделенным агентством, была «Иммиграция». Сюда входили следующие блоки:

  • Ознакомление с информацией и сбор документов
  • Подача заявления на ВНЖ
  • Одобрение ВНЖ
  • Получение визы D
  • Получение ВНЖ
Подэтапы "Иммиграции"
Подэтапы "Иммиграции"

В части ознакомления с информацией по правилам иммиграции в страну сильно помог портал агентства, так как помимо возможности загружать туда документы и общаться с личным консультантом, тут еще была куча полезной информации, которой я иногда пользуюсь до сих пор. По сути, это просто гигантский справочник обо всем, что связано с жизнью в стране, разбитый на тематические блоки. Конечно, какие-то вопросы могли остаться за рамками справочника и тогда на помощь приходил гугл.

Что касается документов, то тут список вариативный и зависел и от требований самой страны, и от типа визы. Даже рабочих виз в стране несколько типов и для них был разный перечень документов. В моем случае агентство само решило какую визу будем оформлять мне, а какую жене. Когда это было решено, то запросили следующие документы:

  • Текущее резюме – предоставлял то, что использовал для отклика на вакансию
  • Документы об образовании со всеми приложениями – предоставлял апостилированный перевод своих дипломов о высшем образовании вместе с оригиналом
  • Документы о работе – предоставлял апостилированный перевод выписки из электронной трудовой книжки вместе с оригиналом, а также сам оффер на новую работу
  • Сертификаты о знании языка – не предоставлял, так как подходили только за последние 5 лет, а их не было
  • Сертификаты о дополнительном профильном образовании – также не предоставлял, так как таковых не было
  • Справка о несудимости – предоставлял апостилированный перевод стандартной справки вместе с оригиналом
  • Российский и загранпаспорт – тут не потребовалось свидетельство о рождении, хотя в изначальном перечне документов оно было
  • Фотография по требованиям страны
  • Свидетельство о браке - предоставлял апостилированный перевод свидетельства вместе с оригиналом
Базовый перечень документов
Базовый перечень документов

Супруге соответственно также необходимо было предоставить ее паспорта, ее дипломы и справку о несудимости.

После того, как все документы были отправлены в агентство – они еще раз перепроверили каждый из них, где нужно задали уточняющие вопросы и на этом первый этап сбора информации был завершен.

Далее, в дело полноценно вступило агентство: они подготовили форму заявления на получение ВНЖ и подали ее от моего имени в миграционные органы. Стандартное время ожидания одобрения составляет 10–12 недель. В моем случае ответ пришел через…2,5 недели! Даже агентство было удивлено скорости ответа госорганов, ну и я был конечно же рад этому обстоятельству.

Тут стоит оговориться, что подавались мы с супругой на ВНЖ по очереди. То есть сначала ВНЖ должен был получить я, а только после того, как я получу свое ВНЖ и найду постоянное жилье могла подаваться она. От нашего выбора зависели требования предъявляемые при подаче заявки.

Если бы мы подавались одновременно, то нам необходимо было бы уже на первом этапе предоставить властям подписанный договор долгосрочной аренды (минимум 2 года) на новом месте. Это бы означало, что поиск жилья происходил бы полностью онлайн без возможности пообщаться с собственником или оценить состояние квартиры каким-либо образом кроме как по фото/видео. В случае же, если подаваться по очереди (сначала я как основной заявитель), то для моей заявки не нужны были никакие документы о проживании.

Как только мне одобрили ВНЖ - пригласили подаваться на визу. Визу получить необходимо, чтобы иметь возможность въехать страну и уже там получить свой готовый ВНЖ. Для подачи на визу нужны были следующие документы:

  • Подписанная анкета на визу – мне нужно было только подписать, так как готовило анкету агентство
  • Оригинал и копия загранпаспорта
  • 1 фото по стандартам страны
  • Бронь авиабилетов
  • Медицинская страховка на время поездки – в данном случае, так как поездка была «в один конец», то страховка должна была покрывать один месяц с момента вылета
  • Распечатанное приглашение на подачу визы, которое прислали вместе с новостями о ВНЖ

В это же время я обсудил с будущим руководителем и HR, когда будет мой первый рабочий день, так как это было важно, чтобы правильно рассчитать с какого числа запрашивать визу и на какое число работодателю покупать мне авиабилеты и страховку.

Через неделю после подачи на визу – я уже забрал готовый паспорт. Виза в таком случае дается одноразовая (въездная), по сути, только для того, чтобы на месте получить ВНЖ. Далее эта виза уже не нужна – главное не выезжать из страны, пока не получил ВНЖ.

Последний этап в разделе «Иммиграция» — это получение ВНЖ. Он проходит уже по прилету в страну. Агентство записало меня на прием в местный аналог «МФЦ» и в назначенное время нужно было явиться по указанному адресу. Сам процесс получения ВНЖ проходил в два этапа: 1) первый раз нужно прийти и сдать отпечатки пальцев, 2) во второй раз я уже пришел за готовой карточкой.

На этом иммиграционная часть переезда заканчивается, разве что супруге также надо было пройти через все вышеописанные этапы.

Аренда жилья

Аренда жилья была, наверное, самым сложным этапом из трех, так как включала в себя необходимость поиска двух квартир. Первая квартира, которую предстояло найти – временная. В ней я должен был жить с момента приезда в страну до момента, как не перееду в квартиру с долгосрочным договором аренды.

Эту квартиру было не так просто найти, так как не каждая квартира подходила. Для получения ВНЖ необходимо было прописаться в квартире, а арендодатели на Airbnb или Booking не горят желанием прописывать всех подряд у себя в квартире. Также, жилье мне нужно было не на неделю, а на несколько месяцев, пока не будет найдена квартира для постоянного проживания и не будет заключен контракт.

Было несколько сайтов (например HousingAnywhere), на которых размещались подобные варианты для длительной аренды, но был ряд подводных камней:

  • Часть из них готовы были сдать квартиру минимум на 1 год, что мне не подходило.
  • Другая часть хотела получить депозит через SEPA-перевод, который я не мог осуществить, так как его поддерживают только банки из ЕС.
  • Ну и наконец те, что были согласны на перевод через SWIFT просто задирали сумму депозита в космос.

В итоге мне помогла HR, которая дала контакт частного риелтора, которая ранее уже сдавала квартиры другим сотрудникам компании, которые также переезжали в страну. Благодаря ей, я смог спокойно прилететь и не переезжать с отеля в отель в поисках жилья.

Параллельно с поиском временного жилья, пока я еще был в РФ, мы уже искали постоянное жилье. Тут агентство могло помочь (услуги по поиску временного жилья они не предоставляли) и поэтому процесс пошел легче. Здесь подключился второй консультант, которая специализировалась именно на переезде и рынке недвижимости. Она сразу уточнила все наши с женой пожелания и критерии и через некоторое время сделала первую подборку квартир.

Одна из подборок квартир
Одна из подборок квартир

К каждой квартире прилагалось описание, с подробностями расположения дома, плана квартиры, несколько фотографий, примерный расчет ЖКХ и время в пути до моего офиса.

Карточка одной квартир
Карточка одной квартир

Мы сразу смогли отсеять часть вариантов, где квартира была слишком маленькой или арендная плата была слишком высокой.

Когда же я приехал, то процесс пошел еще быстрее, так как была возможность вживую посмотреть квартиры. Мне было доступно 6 посещений квартир с консультантом (одному можно было ходить сколько угодно). Суммарно, я посмотрел порядка 30 объявлений онлайн и побывал на 4 просмотрах вживую вместе с консультантом.

Стоит сказать, что без консультанта процесс был бы сложнее, так как не все риелторы (а именно с ними шли просмотры) владели английским на нормальном уровне.

Когда, мы определились с квартирой, то предстоял следующий этап – подготовка договора аренды. По закону, процесс выглядит следующим образом: потенциальный арендатор высылает заполненное предварительное соглашение на съем жилья, подписанное со своей стороны -> у арендодателя есть 2-3 рабочих дня на сбор таких предварительных соглашений от всех заинтересованных кандидатов, после чего он должен выбрать своего арендатора -> арендодатель высылает финальное предложение по аренде и арендатор либо принимает его, либо нет.

Проблема в том, что арендодатель может решить поменять условия аренды после того, как вы подписали предварительное соглашение. Вы, конечно, имеете право отказаться от новых условий, но по закону у вас не может быть подписано более одного предварительного соглашение одновременно. Соответственно, вы сначала будете ждать, ответа первого арендодателя с его новыми условиями, а только потом сможете отказаться и подписать новое соглашение с другим арендодателем.

Так и произошло в моем случае. Я выбрал квартиру, показал ее по видео жене, нам все понравилось, мы были очень довольны и планировкой, и расположением, и ценой. Подписали предварительное соглашение. Перед этим я и консультант также уточнили у риелтора о размере депозита и необходимых документах.

Частая практика тут – предоставление трех последних payslips (бумажка от работодателя о размере заработной платы за последний месяц). У меня такого подтверждения быть еще не могло, так как я не успел отработать 3 месяца в новой компании, поэтому моим подтверждением заработка являлся трудовой контракт.

И вот через 3 дня приходит ответ от риелтора: квартиру сдать готовы, но вместо стандартного депозита в размере 4-х арендных плат просим 6 арендных плат, так как нет payslips’ов, а в трудовом договоре есть испытательный срок. Мол, переживают они, что меня через месяц уволят, а контракт у нас на 5 лет заключен и я платить не смогу.

Пришлось от этого варианта отказываться и искать другой – благо нашелся вариант еще лучше и за меньшую цену. Тут уже арендодатель не стал ничего выдумывать (так как это была крупная компания, а не частное лицо, как в предыдущем случае) и мы смогли спокойно подписать договор аренды. Перед подписанием зафиксировали все недочеты, которые были в квартире, включая мусор, который обещали убрать.

Заезжать нужно было не сразу, а в начале месяца, а перед этим дали бесплатно 2 недели на перевоз вещей из временной квартиры в новую и обустройство, поэтому никакой спешки вообще не возникло. На следующий день после подписания договора, я уже заказывал мебель в Икее и закупался бытовой техникой. Нужно было только решить вопрос с Интернетом и ЖКХ.

С первым опять помогло агентство. Консультант дала номер мастера-установщика, который пришел и за 15 минут все подключил. Еще и дал скидку в 50% на первый год!)

С ЖКХ тоже было все просто – тут все списания проходят автоматически и нужно было просто предоставить данные банковского счета трем компаниям: одной, которая отвечает за электричество, второй, которая отвечает за отопление и воду, и третьей, которая взимает налог за ТВ-антенну.

Дальше думать об оплате платежей по квартире вообще никогда не нужно – все списывается раз в один-два месяца автоматически с указанного счета. На этом этап переезда можно считать завершенным.

Работа за границей. Переезд

Обустройство

В заключительный блок «Обустройство» агентство поместило все то, что не подходило под первые два блока:

  • Открытие банковского счета
  • Страхование жилья
  • Подключение интернета
  • Получение прописки
  • Подключение радио/тв-антенны
Перечень задачек, которые предстоит решить, чтобы обжиться
Перечень задачек, которые предстоит решить, чтобы обжиться

Про интернет и антенну, я уже рассказал ранее, поэтому повторяться не буду. Что касается страхования жилья, то это обязательная часть долгосрочной аренды, которая сводится к тому, что надо опять же дать данные своего счета и оплатить страховку на год вперед. Дальше о ней можно забыть!)

Интересны тут как кажется только два пункта: банковский счет и получение прописки.

С пропиской все просто: нужен документ от собственника квартиры по установленной форме, где он впишет свои данные и поставит подпись, что разрешает вас регистрировать по указанному адресу. Вы со своей стороны тоже заполняете информацию, подписываете, приносите в местный «МФЦ», отдаете и взамен получаете лист А4 – аналог нашего штампа о прописке в паспорте.

С банковским счетом я ожидал некоторых трудностей, но на деле все тоже прошло быстро и просто. Консультант обратилась от моего лица в три банка с просьбой выслать свои коммерческие предложения по открытию банковского счета. Через пару дней все три откликнулись, два предложили год бесплатного обслуживания, один предложил открыть на общих условиях.

Сравнив условия, я выбрал тот банк, что был наиболее демократичен по цене обслуживания со второго года и который рекомендовали консультант и HR. Дальше пришел с паспортом, полученным ВНЖ, пропиской и рабочим контрактом и уже через 20 минут был счастливым обладателем банковского счета. Еще через 5 минут внес на него средства, а через пару дней в почтовый ящик положили две банковских карты: дебетовую и кредитную. Собственно, вот и все. Дальше можно было пользоваться хоть Apple Pay, хоть карточкой, хоть инвестиционный портфель открывать, хоть чертовы SEPA-переводы осуществлять (благо теперь, я наконец имел к ним доступ). Никаких проблем или ограничений при открытии счета или пользовании им (тьфу-тьфу-тьфу) не возникало.

На этом обязательная программа того, что нужно было сделать для переезда была выполнена и оставалось ждать, пока жена сможет пройти тот же путь по части получения всех документов и открытия счета. После этого, можно было бы сказать, что наш переезд в Австрию был завершен.

Итоги

Конечно, это далеко не весь перечень того, что нужно было сделать до/во время переезда. Была еще куча других мелочей, но текст и так получился длинным, поэтому возможно, если кому-то будет это интересно, о всех остальных мелочах, с которыми пришлось столкнуться чуть меньше чем за год, расскажу позже в отдельном посте(-ах).

Своим циклом постов, который я начал еще в прошлом августе, хотелось помочь тем, кто думает или уже пробует найти работу за границей. Дать парочку дельных советов или просто некий пример того, что может получиться.

Может мне не везло, но все на что я натыкался за 2 года своих поисков, были либо «невероятные истории успеха», как кто-то за 2 часа нашел работу с зарплатой 300к+ долларов в секунду или истории отчаявшихся людей, которые через несколько месяцев поисков теряли надежду. Я тоже ее много раз терял за время поисков, но потом приходило новое приглашение на собеседование, и надежда снова зарождалась, пока однажды мне не прислали долгожданный оффер.

Желаю всем, кто уже ищет или только планирует начать поиски работы найти работу своей мечты, не важно в какой стране, главное, чтобы вам было в кайф!)

108108
66
22
11
11
232 комментария

Не поддерживаю релокации, но уважаю, когда человек валит продуманно и основательно.
Если при этом еще и гражданство сменит, то вообще ноль претензий.
Уходя уходи, как говорится)
Без негатива.

46
10
2
1
Автор

Я считаю, что каждый волен выбирать то, что ему по душе. Живем мы один раз, поэтому если кому-то хочется уехать - пусть уезжает, если хочется остаться - пусть остается, захочется вернуться - пусть вернется. Не вижу никакой проблемы вообще. А по поводу основательности - добавил бы еще осознанность. Многие уезжают не понимая всех минусов (а они безусловно есть) от этого решения и потом очень быстро страдать начинают.

60

Не поддерживаю релокацию

Сторонник крепостного права откуда-то вылез

38
1

-человек валит
-Без негатива

Ты определись уж, человек переезжает или все таки валит, это немного разные вещи

20
Автор

Ну а гражданство менять или второе получать - это вообще отдельная тема. Уезжают люди по разным причинам, и если причина просто в карьерном росте, то смена гражданства или получение второго - лишняя морока

7

Поддерживаю релокации

4

Согласен, совсем охуели... Налоги и там и у нас платят, хотя инфраструктурой не пользуются. Надо их всех, насильно гражданство отобрать и бабушкину квартиру, чтобы неповадно было!

2