Влад Листьев — человек, который изменил российское телевидение
Есть в истории российского телевидения разные удивительные люди. Некоторые умеют смешить, некоторые являются невероятно талантливыми корреспондентами и умеют общаться с разными интересными людьми, некоторые люди мощно продюсируют проекты, некоторые просто настолько харизматичные и нужные, что по уровню медийности находятся на уровне, где летают только орлы.
А ещё были времена более зелёной травы. Тогда ещё не было разных талантливых людей, Ургантов было двое и они были другие, Нагиев ходил в армию, Уткин – в университет, а один талантливый корреспондент – под стол пешком.
И тогда был Владислав Листьев, который умел всё перечисленное и был на высоте выше всех. И всё во времена более зелёной травы, ещё даже не выросшей. Какое-то время, на эту высоту, за выслугу лет, приписывали и Владимира Познера. Но потом все вдруг вспомнили всякое нехорошее про Познера и его почти отменили, потому что он старый и потому что он Познер.
Стало быть Листьев – номер 1 в истории российского телевидения. Первокурсники любого журналистского факультета каждого провинциального и не очень университета, при упоминании всуе столь большого таланта, должны немедленно закатывать глаза, взяться за сердце, и с восхищением и придыханием говорить о том, каким гениальным был Листьев.
Нужно это, чтобы прослыть знающими людьми и перестать слушать часовые нотации о том, что раньше трава была зеленее, вода – мокрее, журналистика свободнее, а Влад Листьев был невероятный талант, который проложил дорогу новому телевидению, после чего внезапно закончился. Всё было так, но от продолжительных нравоучений, понимания значимости талантливой фигуры у молодых журналистов часто не прибавляется.
В общем, хотелось бы это поправить и вспомнить ведущего “Взгляда”, первого гендира ОРТ и суперзвезду телевидения 80-х и 90-х Влада Листьева в его день рождения. Советую заварить чай и достать что-нибудь вкусное, чтиво будет не из коротких.
Кто такой Владислав Листьев?
Владислав Листьев — человек тяжелой судьбы. Настолько тяжёлой, что с такими вводными данными многие не смогли бы добиться чего-то большего, кроме как найти ближайший ножик, с которым можно было бы познакомиться поближе.
Он родился 10 мая 1956 года в Москве и долгое время жил в нищите. Папа с мамой работали на заводе “Динамо” в разных цехах и вынуждены были ютиться в полуподвальном помещении вместо квартиры. Потому детство Влада было спортивным и вне дома: он окончил школу-интернат спортивного общества "Спартак", стал чемпионом по бегу на километровую дистанцию среди юниоров и позже занял должность инструктора по физкультуре "Спартака".
Пока проходила учёба, жизнь закаляла характер Листьева: семья распадается, в 17 лет отец травит себя на совсем дихлорэтаном, в жизни появляется отчим-наркоман, мать пристрастится к алкоголю, а первенец от молодой жены умирает сразу после родов.
То есть, по всем признакам, из Листьева должен был получится, если не профессиональный спортсмен, то хотя бы физрук, который вполне мог подружиться со всяким запрещённым. Но определяющим стал выбор поступить в МГУ на специальность "журналист-международник".
В 1982 году Владислав оканчивает журфак и после удачной стажировки на Гостелерадио работает в Главной редакции пропаганды Всесоюзного радио редактором радиовещания на зарубежные страны - крыло вещания, считавшееся в те годы самым либеральным.
“Взгляд” – самая популярная передача в истории российского телевидения
Стоит отметить, что рассказывать о «Взгляде» в формате текста – дело неблагодарное: всё по данной теме не расскажешь. А рассказывать об этой передаче любят много кто. Можно попробовать рассказать немного про “Взгляд”, а также историю Влада Листьева в передаче.
Дебют Владислава Листьева на телевидении случился в 1987 году, когда он появился в качестве одного из ведущих программы "Взгляд", где поднимал темы, которые прежде на телевидении появиться не могли: открытое обсуждение власти, секса, западной культуры, Чернобыльской катастрофы и прочего.
Задумка такой передачи, как «Взгляд», с высоты сегодняшних лет, выглядит бесхитростной: обсуждение текущих новостей простым и понятным народу языком в декорациях, стилизованных под кухню. Однако появилась она в Союзе только в апреле 1987, по желанию ЦК КПСС создать новую молодежную (тогда молодёжным на тв считалось примерно всё, что не было пропагандой компартии) вечернюю пятничную передачу, – и уже в октябре того же года программа впервые вышла в эфир.
Первоначально проект не имел своего названия – имя «Взгляд» хоть и было практически сразу предложено Эдуардом Сагалаевым, одним из авторов программы, но многим не нравилось и казалось не современным. Однако вскоре, не найдя более подходящего варианта, команде программы пришлось смириться, что они делают программу «Взгляд».
Дабы программа отличалась разительной свежестью в сравнении со среднестатистической программой советского времени, в ведущие был выписан радио-коллектив Иновещания: в начале, их было четверо: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский (который после пары выпусков взял самоотвод), затем в программу пришёл Александр Политковский.
Четверка журналистов, которую впоследствии прозвали «Битлами перестройки», произвела на телевидении настоящую революцию. Дикторы открыто общались со зрителями, а те в ответ снабжали их интересными сюжетами: через почту и звонки в редакцию. Ведущие комментировали любые темы от сталинских репрессий до аварии на Чернобыльской АЭС.
Одной из притягательных фишек программы был показ модных зарубежных клипов – по тем временам это гарантировало приток молодёжи к телеэкранам, ранее поток западных музыкальных клипов на советском тв был просто немыслим из-за цензуры и литовки (заверение материала через партийную номенклатуру), и часто ограничивался на исполнителях из Германии и Италии, и то по большим праздникам.
Также, «Взгляд» влиял на советскую музыкальную сцену, в частности, программа прославила группы «Кино» и «Nautilus Pompilus», выступавших в студии программы с завидной частотой.
Синтез беспроигрышных комбинаций и невероятной доселе открытости во «Взгляде» обеспечило ему статус самой популярной передачи в истории российского телевидения и самый высокий рейтинг в мировой истории – «Взгляд» смотрело до 180 миллионов советских граждан, это практически всё взрослое население страны, куда добиралась телевизионная связь.
В результате ключевые ведущие "Взгляда" (Листьев, Любимов, Захаров) приобрели статус народных героев, “мушкетеров перестройки”. На фоне зрительного и коммерческого успеха коллектив “Взгляда” создаёт телекомпанию "ВИД" ("Взгляд И Другие"), производящую многие передачи для Первой программы Центрального телевидения, а потом и "1 канала "Останкино".
«Взгляд» прославил всех причастных, но больше всего именно Листьева. Рецепт прорыва заключался в постоянном прогрессе – он харизматичнее остальных находил контакт контакт с людьми, выцеплял интересные истории и выдавал остроумие более остальных в эфире.
Показательна история из цикла «Взгляда», когда, после закрытия, он ненадолго вернулся в эфир во время путча ГКЧП: в то время, как все вокруг готовились к штурму Белого дома, Влад Листьев брал интервью у мирно сидевшего на защите здания уже пожилого маэстро Мстислава Ростроповича.
Или из каноничного: самым трогательным считается сюжет Влада Листьева о Петре Малышеве, который спас коня от смерти на бойне и поселил у себя дома, чтобы вылечить. История о простом юноше, искренне любившем лошадку, понравилась миллионам зрителей. Однако конец истории оказался трагичным: Петр погиб, отправившись добровольцем воевать в Югославию. Его лошадь передали конноспортивному комплексу.
«Взгляд» был духом перемен и стал отправной точкой в создании нового российского телевидения: в 1992 году рассыпавшаяся команда разошлась по своим проектам.
Зарождение капитал-шоу «Поле чудес»
Будучи генпродюсером, а позже президентом ВИДа, Листьев быстро набирает ход и становится как автором, так и ведущим новых передач, как, например,«Поле чудес», идея создания которой принадлежит самому Владу, его коллеге по телевидению Алексею Мурмулёву и журналисту и со-автору “Взгляда” Анатолию Лысенко.
"Поле чудес" стало первым сольным проектом Листьева. По легенде, Анатолий Лысенко отдыхал в Париже, где посмотрел популярную американскую телепередачу «Колесо фортуны» («Wheel of Fortune»). Так ему захотелось создать нечто подобное на отечественном вещании.
Сначала он рассказал о задумке Листьеву, тот - Алексею Мурмулёву, сотруднику музыкальной редакции Гостелерадио, после совместно собравшись делать новое шоу. Тогда телекомпания «ВИД» решила выкупить лицензию на формат, но не получилось. Получив отказ, Листьев и Мурмулёв взяли лучшее из зарубежных игровых программ и создали свое, новое. Также, именно Листьев взял из сказки про Буратино название шоу.
Первый выпуск самой народной телевикторины страны «Поле чудес» вышел 26 октября 1990 года. Изначально вести передачу должен был актер Игорь Угольников, но тот отказался из-за съемок программы «Оба-на!». Тогда ведущим стал сам Владислав Листьев.
Так как основателем «Поля чудес» является телекомпания «ВИД», то и одними из первых гостей были все оттуда: Александр Любимов, Дмитрий Захаров, Александр Политковский и другие.
К слову, в то время «Поле чудес» была не совсем та передача, которую мы знаем сейчас: изначально, шоу позиционировалось как интеллектуально-развлекательная программа - капитал-шоу, программа, в которой играют на деньги.
Неосведомленному человеку трудно будет узнать в первых сериях ту самую передачу. Даже студия выглядела иначе – она отсылала к названию из «Золотого ключика», поэтому декорации были соответствующими: старая мебель, домашняя техника – весь хлам со склада («полем чудес» в сказке называли пустырь с мусором).
Владислав Листьев был ведущим «Поля чудес» около года. Он не только разработал концепцию, но и систематизировал работу капитал-шоу: сам ездил за призами, сам договаривался с рекламодателями, сам вел передачу, сам рекламировал ее во «Взгляде» (к слову, так и нашлись первые участники не из коллектива программы).
Чтобы раскрутить программу (на дворе был 1990-91 год и денег не было нигде), Владиславу Листьеву пришлось впервые находить спонсоров самому, рискуя своей репутацией - например, в какой-то момент ключевым спонсором стала печально известная финансовая структура “МММ”.
Спонсоры «Полю чудес» были нужны как никому, ведь формат предполагал призы участникам. Дарили в основном бытовую технику, посуду, одежду, косметику, сувениры, ну и, конечно же, автомобиль. Листьеву пришлось ехать в Тольятти и лично договариваться с ВАЗ, чтобы уже в первом выпуске разыграть машину.
Тем не менее, по итогу, Листьев решил передать свой пост тогда мало кому известному штатному сценаристу Молодёжной Редакции – Леониду Якубовичу. От нынешней, та программа отличалась не только внешне, но и внутренне. Не было такой явной направленности на личность участников – такая задумка появилась уже при Леониде Якубовиче, как условие, при котором он согласился сменить Листьева в роли ведущего шоу.
В 1994 году Владислав вернулся на один выпуск в программу со звездными гостями, в качестве подарка шоу на 1 апреля, чтобы, как оказалось, красиво попрощаться с ним насовсем.
“Тема” – первое ток-шоу российского телевидения
На фоне популярности “Поля чудес”, Листьев продолжал своё шествие на телевидении. В середине 1991 года Влад Листьев принял решение уйти из «Поле Чудес», чтобы работать над своим новым проектом — ток-шоу «Тема». Это было первое шоу такого формата на российском телевидении – сам термин «ток-шоу» был изобретен в своё время одним из главных лиц в телекомпании «ВИД» Иваном Демидовым.
Причина появления «Темы» была крайне проста: «Поле Чудес» никогда не воспринимался Листьевым всерьез – это был эксперимент, попытка поработать в другом амплуа, но которое неумолимо тянуло его из героев Перестройки куда-то вниз к разной заурядности. Раз «Взгляда» больше нет, нужна программа, с которой Листьев мог бы доказать, что он по-прежнему важный и сильный журналист.
В общем и целом, «Тема» — это базовое ток-шоу: в студии зрители и гости программы обсуждали актуальные проблемы современности, вели разговор о том, что интересно всем. Самое главное – в отличии от современного уровня ток-шоу, «Тема» занималась не скандалами и светской хроникой, а поднятием и рефлексией важных проблем российского общества 90-х.
К примеру названия первых выпусков «Темы»: «Развод семей», «Расизм в России», «Богач — бедняк», «Внешность», «По обе стороны закона», «Жестокость в семье», «Легализация ношения и хранения оружия», «Смертная казнь»… Остросоциальность передачи при Листьеве спустя 30 лет любопытна, многие проблемы, озвученные в «Теме» актуальны до сих пор.
«Тема», имея в своем реноме факт первой оригинальной сольной программы Владислава Листьева и первого ток-шоу на российском ТВ, имеет, вероятно, статус самой забытой во всей карьере Листьева.
Однако именно с «Темой» в своё время он станет человеком №1 на телеэкранах России, своим для всех: после «Взгляда» – для политически активной аудитории, после «Поле Чудес» – для массового зрителя, и с «Темой» – для образованного общественного зрителя. Кроме этого, он выполнял функции продюсера и одного из сценаристов передачи.
Владислав Листьев оставался ведущим программы до апреля 1994 года, когда он нашёл для себя, по итогу, последнюю программу. После того, как он покинул программу, ведущей "Темы" стала Лидия Иванова. Кроме Ивановой ведущими “Темы” успели поработать журналист Дмитрий Менделеев и кинорежиссер Юлий Гусман. В эфире ОРТ "Тема" оставалась до марта 2000 года.
“Проект Влада Листьева”: передачи с гарантией качества
Но прежде чем перейти к той самой последней передаче, поговорим о Листьеве как о талантливом продюсере.
Помимо того, чтобы вести передачи, Листьев передачи создавал: в период своей работы в телекомпании «ВИД» Листьев был создателем программ «Звёздный час», «L-клуб», «Серебряный шар» и «Угадай мелодию». Коротко пробежимся по ним.
“Звёздный час” Сергея Супонева
«Звёздный час» стал первым продюсерским проектом Влада Листьева. Ему хотелось развивать на первой кнопке не только серьезные «взрослые» шоу, но и детские программы, дать возможность детям проявить себя, также расти вместе с телевизором, сбегая от тяжёлой реальности 90-х.
И ему это удалось. Хотя “Звездный час” выходил с 1992 года, ведущие там постоянно менялись. Наконец, в 1993 году Листьев привел в «Звездный час» Сергея Супонева. Это был настоящий успех. На его харизме шоу продержалось с отличными показателями вплоть до 2001 года, когда ведущий трагически погиб, разбившись на снегоходе.
Фактически, придумав «Звёздный час», Листьев создал того Супонева, которого с теплотой вспоминают дети 90-х, указал ему вектор развития дальнейшей успешной карьеры.
“L-клуб” Леонида Ярмольника
Развлекательная игра, которую вел актер Леонид Ярмольник, тоже появилась на свет благодаря Владиславу Листьеву. Это программа, которая хотела стать похожей на «Поле Чудес» и «Что? Где? Когда?», но не смогла. Вместе с Якубовичем тот хотел создать новое познавательно-развлекательное шоу, но пилотный выпуск вышел не слишком интересным.
Тогда концепция сменилась, идею позаимствовали у американской программы The Price Is Right (один из прототипов для раннего «Поле Чудес»). Шоу было увлекательным, но никогда не било зрительских рекордов. Поэтому Листьев с легкостью передал ее на другой канал. Она выходила до 1998 года, пока Ярмольник не ушел ради другого просуществовавшего недолго проекта – «Золотая лихорадка».
“Мой серебряный шар”
Идею передачи собрали Листьев и Виталий Вульф, который и стал бессменным ведущим этой программы. Она выходила с начала 1994 года.
В разные годы героями передачи становились Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Вивьен Ли, Одри Хепберн, Фаина Раневская, Татьяна Пельтцер, Франсуаза Саган, Олег Даль, Грейс Келли, Марлен Дитрих. Любопытно, что многих из них Вульф встречал и знал лично.
Программа никогда не была популярным шоу, но имела свою аудиторию преданных поклонников. Новые выпуски выходили раз в несколько недель, руководство считало ее слишком элитарной, чтобы показывать часто – но свой путь она закончила только вместе с Виталием Вульфом уже в нашем веке.
“Угадай мелодию” и Валдис Пельш
Идею для передачи вновь позаимствовали на американском телевидении, у шоу Name That Tune, добавив российского колорита.
Первым кандидатом в ведущие был солист «Браво» Валерий Сюткин. Тот отказался, но посоветовал продюсеру присмотреться к группе «Несчастный случай». Сначала на роль ведущего хотели взять Алексея Кортнева, а в итоге пригласили Валдиса Пельша. Но выпускать проект пришлось уже другим людям, так как дело было в начале 1995 года.
“Час Пик” – апогей Листьева
Взойдя на вершину славы, всякий профессионал своего дела выбирает одну из дорог: эксперимент, самоповтор или работа мечты. Владислав Листьев последовательно выбирал каждый вариант: если «Поле Чудес» можно назвать экспериментом, «Тему» способом повторить формулу «Взгляда» уже в соло, то «Час Пик» был проектом мечты.
В её основу ведущий взял шоу американского тележурналиста Ларри Кинга, причем Листьев подобрал не только идею программы, но и образ ведущего – настолько ему хотелось быть как Ларри Кинг. Тот всегда вел свою программу без пиджака, в рубашке и подтяжках. Но думаю, важным аспектом, за который и зацепился талантливый журналист заключалась в неформальности бесед Кинга и его гостей – и Листьев тоже отказался от разных формальностей при общении со своими гостями.
Тема двадцатиминутной программы, как правило, выстраивалась вокруг какого-либо информационного повода, связанного с событиями в политике, экономике, культуре или спорте. В отдельных случаях гость мог быть приглашён и без особого повода. Ключевыми критериями для появления гостя в кадре являлись не его известность или раскрученность, а профессионализм гостя и интерес для зрителя.
Важное новшество: впервые Листьев выходит в прямой эфир каждый будний день, чем бетонирует заработанный за прошлые годы успех. Из удивительного: вступает он в эту передачу, будучи гендиректором телекомпании «ВИД», а затем ОРТ – и на всё это руководство нужно было каждый день находить время.
Выпуски “Час пик” выходили почти в течение года – с конца мая 1994-го по 1 марта 1995-го, когда он в последний раз вошёл в кадр.
ОРТ – проект жизни и смерти
И вот здесь мы подходим к решающему проекту в жизни Листьева.Но поскольку речь идёт уже не о передаче, а о целом канале, то придётся добавить контекста.
В конце 1994 — начале 1995 годов “1-й канал “Останкино” начал терять свои позиции, популярность его программ резко падала.
Например, информации с передовой первой российско-чеченской войны, подаваемой из “Останкино”, зрители не доверяли; по степени доверия программа «Время» в те годы была самой невостребованной среди зрителей. Социологические опросы показывали, что телеканал значительно уступал в дневное время каналу “2x2”, в вечернее время — “НТВ”. Новогодняя программа первой кнопки собрала аудиторию вдвое меньшую, чем караоке-шоу на НТВ.
Аудитория новостей “1-го канала Останкино” составляли, в основном, пожилые люди с невысоким уровнем образования и консервативными политическими взглядами. Другие программы “1-го канала Останкино”, в частности, «Человек и закон», также воспринимались молодыми и активными зрителями как устаревшие.
Канал испытывал серьёзные финансовые проблемы, связанные с недостаточным финансированием своих обязательств государственным бюджетом России, а также со сложной схемой демонстрации в эфире “1-го канала” рекламных блоков.
Дело в том, что, между программами, сериалами и фильмами ролики в них размещала само “Останкино, но внутри или же по ходу передач — разные тематические студии или же рекламные агентства-посредники, часть из которых была близка к производителям программ (им же причиталась и основная часть рекламных доходов): она была, на современный манер, интегрированной и вся реклама проходила прямо в эфир.
Нередко, чтобы расплатится с рекламодателями, канал отдавал на откуп рекламные слоты крупным продакшенам, а те сдавали рекламодателям их целиком, напрямую и без контроля.
Кроме того, на канале всегда были ещё и достаточно сложные отношения с производителями программ, многие из которых готовили свой телепродукт на технике “Останкино” и в арендуемых ею помещениях на безвозмездной основе (отсюда и схема интеграции рекламы внутрь программ).
Всему этому частично способствовала сама структура телерадиокомпании, представлявшая собой холдинг, где само «Останкино» являлось головной компанией, а не учреждённые им юридические лица. По итогу в первую половину 90-х вообще никто особенно на первой кнопке не понимал, кто за что отвечает.
В конце 1994 года РГТРК «Останкино» потребовала, чтобы негосударственные телекомпании «поделились» частью времени в прайм-тайме, что означало закрытие части программ негосударственных телекомпаний.
Тогда телекомпании «ВИД», «АТВ», «REN-TV» и «Класс!» создали Ассоциацию независимых телепроизводителей. Чтобы изменить текущую ситуацию, а заодно претворить в жизнь идею независимой журналистики, крупнейшие производственные телекоманды выдвинули инициативу Общественного Российского телевидения (ОРТ), большинство акций которого принадлежали бы разным представителям бизнеса. К нему и должно было перейти вещание на "1-м канале Останкино".
Решение было обоюдовыгодным для журналистов и государства, и 29 ноября 1994 года Президент России Ельцин издаёт указ, согласно которому вещание первого частотного канала телевидения передавалось акционерному обществу «Общественное российское телевидение».
Учредительное собрание акционеров этого акционерного общества состоялось 24 января 1995 года. Там и выбирают главу нового канала – Владислав Листьев практически единогласно становится первым гендиректором телекомпании "Общественное российское телевидение" (ОРТ), позже ставший "Первым каналом".
Листьев сразу покидает “ВИД”, чтобы приступить к новой работе. Олигарх Борис Березовский обозначается в качестве владельца контрольной (государственной) доли акций ОРТ, заместителем генерального директора ОРТ по коммерции становится его соратник Бадри Патаркацишвили.
Разработкой концепции, сетки вещания и творческих проектов ОРТ занимались, в числе прочих, Владислав Листьев, который возглавил телеканал как генеральный директор, а также Константин Эрнст, тогда ещё ведущий передачи “Матадор”, но большой любитель возиться со всякими техническими процессами.
20 февраля 1995 года объявляется о введении на “1-м канале” моратория на рекламу, до разработки новых этических норм — вынужденная мера для устранения последствий недальновидной рекламной политики «Останкино», а также способ привлечь новую аудиторию.
Дальше тучи сгущаются и в истории идут разные мнения. Считается, что доходы частных рекламных компаний настолько обвалились, что на Владислава обрушилась лавина угроз. Вроде как Листьев не отступил от пути (мораторий был продолжен и без него, как и структурирование рекламного ТВ-рынка) и не стал нанимать телохранителей, мотивируя это бессмысленностью защищаться при достаточной подготовке.
1 марта 1995 года, возвращаясь поздно вечером со съёмок шоу "Час пик", в подъезде собственного дома Владислав Листьев был застрелен двумя киллерами. Ему было 38 лет. Убийство Листьева стало одним из самых громких дел 90-х и не раскрыто до сих пор.
И тут мы сделаем паузу. При нераскрытости дела, считается, что причина встречи с киллерами спустя месяц работы гендиректором ОРТ заключалась именно в моратории на рекламу: что на посту главного именно Владислав начинает и отвечает за борьбу с коррупцией и бесконтрольным ходом денег в “Останкино” и позже утверждает приказ о введении временного моратория на показ рекламы на ОРТ, и что в этой связи Листьев и нажил себе много врагов, как на ТВ, так и вне его, а до кучи и до этого.
Однако разные участники учреждения нового канала не раз утверждали, что решение по этому поводу принимал не Листьев, а значит и повлиять на него он не мог - мораторий на рекламу был решением заместителя по коммерции (Патаркацишвили), прошедшее согласие учредителей канала (Березовский): мера, о которой было заранее известно всем крупным игрокам рекламного рынка.
После жизни
2 марта вышел специальный выпуск «Час Пик», посвященный Листьеву, без ведущего и с закадровым голосом. Какое-то время программу поочередно вели друзья и знакомые журналиста.
После Листьева, генеральным директором ОРТ стал Сергей Благоволин, а генеральным продюсером – Константин Эрнст. Своё продвижение на канале Эрнст объяснял именно тем, что совет директоров знал о его причастности к созданию концепции канала, а потому хотел, чтобы изначальный вектор развития канала был сохранён.
Вещание ОРТ началось с 1 апреля 1995 года - и канал вышел в эфир без рекламы.
Вместо устаревшего канала, фактически являвшегося наследием советских времён, было принято решение делать канал «для людей», с большим объёмом новостного вещания, по примеру набиравшего популярность и пользовавшегося уважением зрителей НТВ.
Так вышло, что где-то тут программа «Угадай мелодию» стала последним проектом Владислава Листьева. Выхода первых выпусков он уже не застал: шоу впервые вышло в эфир как раз в марте 1995 года.
“Час Пик” продержалось на плаву меньше предыдущих программ Листьева – до 1998 года. В таком жанровом шоу как телеинтервью всё-таки наиболее важно, кто это интервью берет. Никто из друзей Листьева не смог подменить его так, чтобы шоу не потеряло свой лоск. Именно в таких программах люди важен талант личности, за которой будет идти гарантия успеха.
В наши дни при такого таланта, как Владислав Листьев, не забывают, в первую очередь, в журналистских кругах. Каждый юбилей последнего эфира выходит пачка документалок о Листьеве, особенно в этом преуспел “Первый канал”. Их вы можете найти сами без особого труда.
В заключение, хочется сказать, что Влада Листьева действительно можно назвать лицом российского телевидения времён Перемен. К многим из программ, изменивших понимание россиян о телевидении и известных даже сегодня, приложил руку именно он, что позволило перевернуть страницу истории отечественного телеэфира и вывести его на новый уровень. Чтобы потом всё упустить, но это было потом и уже без Владислава Листьева.
На этом всё! Спасибо, что дочитали до конца. Пишите, как вам история Листьева, что вы о нём думаете? А может вы помните, как смотрели его по телеэкрану? Пишите в комментариях!
Текст помогали мне собирать Андрей Назаров и Даша Сидоренко, спасибо большое им!
Больше материалов про Листьева (хотя куда больше) и не только можете найти в моём телеграм-канале "Эффект старого телевизора", там интересно.
Обнимаю заочно и заглазно!