Устроился на работу в «Игрожур» и потерял должность
Наверное, для каждого увлечённого играми человека, попасть на работу в профильное игровое издание было своего рода мечтой — проходишь себе игры, пишешь статьи или создаёшь видео и получаешь деньги играючи. Лучшая работа в мире! Но не всё так радужно, как оно может показаться на первый взгляд. Я буквально пару дней назад со скандалом ушёл с должности автора игрового YouTube-канала и постараюсь во всех подробностях рассказать, как всё было, и куда меня это привело.
Предисловие
Я уже довольно давно пишу статьи об играх — за прошедшие несколько лет я поработал новостником и автором статей на портале Kinda.Media, затесался в news-мейкеры на Игромании, а также неоднократно брал награды «Лучший блог недели» на StopGame.ru. Кроме этого, я веду YouTube-канал, на котором периодически публиковал разные обзоры, и Twitch-канал.
В общем, опыта работы, как с текстом, так и с видео, у меня более чем достаточно. Так как на завод меня по физическим причинам не берут, а работать где-то нужно, я решил разыскивать работу, так сказать, по специальности. И нашёл... на Авито!
Вакансия и трудоустройство
Однажды, когда я в очередной раз от безысходности листал Авито, наткнулся на пустое объявление о поиске «Геймера-стримера» (дословно). Никаких фотографий, из описания только мутное «Нужно регулярно следить за статистикой и делать видео». Я, особо ни на что не надеясь, конечно же ткнул по кнопке «Откликнуться» и отправил своё резюме. Каким же было моё удивление, когда мне ответили!
Аудиозапись звонка:
Исходя из этого аудио можно выделить несколько задач:
- Создание обзоров и дайджестов свежих релизов игр;
- Проведение стримов.
Долго ли, коротко ли, тестовое задание было сделано и отправлено. В качестве него выступил мой обзор игры Wet:
Спустя какое-то время со мной связался «начальник» и предложил следующие условия:
Задачи кратно изменились, что уже должно было несколько насторожить. А уж расплывчатое «Постоянно думать головой, о том, как развивать канал» должно было вообще стать, как сейчас модно говорить, так называемым red flag, но я взялся.
Я спросил насчёт трудового договора, на что мне было отвечено, что «пока это всё на доверии, договор будет потом», конечно же, спустя время, трудового договора так и не появилось ни в каком из возможных вариантов.
О канале
А вот тут начинается самое интересное — непосредственно, канал! Знакомьтесь — GameWave, в девичестве GamePlayRu. 11к подписчиков и... околонулевые просмотры.
На моё справедливое недоумение и вопросы ответила ассистентка руководителя с объяснением «Ну, наш начальник входит в кураж и накручивает просмотры. Ему важны цифры, чем их больше, тем лучше. Он покупает тысячу, две, три и так по нарастающей».
Как вы понимаете, ситуация плачевная: канал, группа в ВК и прочее, накручено. Такой контент YouTube продвигать ни за что не станет. А делать что-то нужно.
Школа ремонта YouTube-канала
Взглянув на всё творящееся, я решил начать с самых простых вещей:
- Связался с дизайнерами, и мы с нуля разработали новый дизайн канала.
- Избавился от кринжовых музыкальных вставок в «Новинках месяца» и полностью переделал формат рубрики.
- Начал выпускать регулярные обзоры тех игр, которые оплачивались.
С дизайном всё просто — от кислотно-синего Paint-style канал перешёл на стиль а-ля IGN и прочие игрожур-каналы.
Конечно, акцент на ДЕВОЧКАХ лично мне не нравился, но шеф пожелал, чтобы на логотипе и ключевом арте канала обязательно была девушка.
А вот превью — это прям моя личная победа, они стали кратно лучше:
Понятное дело, что дизайн — это всё дело субъективное, кому-то подобный стиль понравится. Кому-то — нет. Но, на мой вкус, превью и обложка канала определяют его лицо. И оно стало в разы лучше, при всех прочих равных.
Про кринжовые вставки в «Новинках месяца» и говорить нечего — достаточно включить какое-нибудь видео и постараться изо всех сил пережить первые секунды. Открою секрет — большинство пользователей не переживали и выключали ролик в самом начале, о чём очень красноречиво говорит статистика просмотров.
В связи с чем, рубрика была полностью переделана. Да, не совсем понятно, кому этот календарь релизов нужен, но эти ролики выходили «не первый год», поэтому я был вынужден работать с этим форматом.
Обзоры стали регулярны, и под ними стала появляться живая аудитория.
Таким темпами я стал регулярно получать зарплату, по-прежнему без договора, и все вроде бы были довольны, я делал контент, для чего изначально и был нанят, проводил стримы вместе со своей женой и получал удовольствие от того, что работаю по специальности, о которой давно мечтал. Но вдруг...
«Мне нужны подписчики! Любой ценой, но бесплатно!»
Помимо очевидных проблем в продвижении канала — это и накрутка просмотров и комментариев, и отсутствие чёткой направленности – тут есть контент буквально обо всём. Вот про Доту, вот про OverWatch, вот про Tarkov, вот про Денди, появилась ещё одна — фантазии начальства!
Я в самом начале задавал вопросы — каким образом вы планируете монетизировать канал в 2023ем году, при отключённой в России монетизации? Если я/мы должны привлечь интеграции, то с какими компаниями? Кто наша аудитория? Какой её видит начальство?
Как вы думаете, какой ответ на всё это я получал?) «ХЗ»!
Начальник со временем начал предъявлять претензии, что подписчики на канал привлекаются не так активно, как должны. На это я предложил купить рекламу у разных блогеров, разработал рекламное ТЗ, цвета бренда, текст рекламной интеграции и связался с каналами. После чего... был выделен бюджет на ОДИН (!!!) преролл, а какие-то мелкие рекламные активности, в духе покупки рекламы в ВК оплачивал совершенно другой человек из своего кармана.
Кроме этого, шеф начал предлагать довольно странные идеи продвижения канала. К примеру:
Для незнающих, я поясню. По версии начальника я должен был общаться с некими блогерами, втереться к ним в доверие и таким образом заполучить аудиторию. Надо ли объяснять, почему идея провальная? Во-первых, у плюс-минус известных блогеров есть менеджеры по рекламе, и напрямую взаимодействия с ними ВОТ ТАК ВОТ СХОДУ нет. Во-вторых, у нашего канала просто отвратительная репутация — накрутки, кринжовые видео (которые нельзя удалять или скрыть) и многое другое. Всё это было сделано до моего прихода, и любой уважающий себя контент-мейкер, взглянув на канал, с первых секунд поймёт, что что-то здесь не так. Да и какой смысл крупному каналу или известной персоне тратить свой медиа-ресурс на раскрутку малоизвестного YouTube-канала? Я прямо так и вижу «Эй, привет Куплинов! А давай я буду вместе с тобой стримы делать? Ну как друзья, дружочки, корешочки!» Любому ясно, что никакой дружбой тут и не пахнет — просто какой-то малоизвестный канал хочет по-быстрому заиметь аудиторию.
Попутно начались претензии, что я мало вкладываюсь в канал. На моё вполне справедливое замечание о том, что я один пишу сценарии, прохожу свежие релизы, озвучиваю, монтирую, стримлю и занимаюсь вообще всем контентом на канале, мне тыкали, мол, ты должен искать нам рекламу и интеграции, бесплатно, потому что, вкладываться начальник не готов, так как не видит смысла.
Это просто взаимоисключающие параметры. У любого крупного ресурса или канала есть отдельные люди, которые занимаются SMMом, кроме того, есть те, кто пишет сценарии, озвучивает и монтирует. У IGM это вообще отдельные люди! Здесь же всё было повешено на меня. В самом конце у канала появился некий «менеджер по социальным сетям», но даже он оплачивал рекламу из своего кармана.
Последней каплей стало вот это сообщение:
С чего бы тут начать...
Ну, снова давайте вернёмся к тому, что канал накрученный и никакого «взаимного»™ продвижения там быть не может. Любой киберспортсмен/блогер/контент-мейкер/стример с IQ чуть выше единицы поймёт, что дело максимально мутное.
Игровые фесты в России практически вымерли. Игромир — умер. КРИ — ещё раньше. Стримфест — вроде бы жив. Мы должны продвигать канал и хантить людей на съезде лучших геймеров Поволжья? Для крупных игровых выставок нужно получать пресс-бейджи. Это касается как игровых сайтов, так и блогеров. Как, учитывая все вышеперечисленные факторы, канал сможет получить допуск на выставку? Правильно — никак. Да и, судя по настроению, мы должны туда ехать, либо за свой счёт, либо в половину. Да и кто эти самые «мы», если всё за последние девять месяцев делал я?)
Эти же мысли и были отправлены в общий рабочий чат.
И тут понеслось. Вместо того, чтобы хоть что-то ответить на всё вышеописанное, в ответ мне пришло следующее:
Подобного отношения к себе я, конечно, стерпеть не смог и тут же ливнул из всех чатов и групп, пожертвовав своим ближайшим авансом в 15к рублей. Учитывая, что весь последний контент на канале сделан лично мной в одно лицо, GameWave на данный момент остался без контент-мейкера вовсе. Вместе со мной ушёл дизайн, купленные игры — все они тоже приобретались без договора и на мой личный аккаунт, переходы в видео и все проекты. Таким образом, на данный момент, проект мёртв.
Какие можно сделать выводы? Во-первых, всегда подписывайте трудовой договор с чёткими условиями и должностными инструкциями. Иначе вы можете, как и я, из контент-мейкера трансформироваться, внезапно, в SMMщика, а затем в зазывалу-кореша, с максимальной заинтересованностью™. Во-вторых, сама идея игрового YouTube-канала с нуля с чётким прицелом на деньги в 2024ом году без вложений — выстрел себе в ногу. Складывается впечатление, что идея создания канала GameWave закралась под впечатлением от летсплееров и обзорщиков, «Ну вот они же канал с прохождениями и стримами сделали и зарабатывают, значит и я могу!», но никто в расчёт не берёт то, что когда они всё это создавали, и конкуренция была ниже, и YouTube, в целом, иначе был устроен, и даже те самые интеграции были другими. Сейчас не выйдет просто коллабиться с другими каналами, искать «друзей» и лутать деньги. Нужно плотно заниматься серьёзным маркетингом. Что говорить, большинство блогеров на рекламное предложение отвечают простым и весьма лаконичным «YouTube-каналы не рекламируем».
Ну и заключительное, если хотите заниматься чем-то подобным, созданием видео или стримами — лучше развивайте свои собственные площадки. Большой босс, который секунду назад обещал прислать вам аванс, уже в следующий миг может отнять у вас все доступы к его каналам, просто потому, что ваше мнение не совпадает с его видением, положением звёзд у Сатурна или миром единорогов.
Напоследок — я сейчас нахожусь в активном поиске работы, так что, если вам нужен человек с моими навыками, напишите об этом в Telegram или VK! Надеюсь, волшебная сила DTF восстановит справедливость и поможет мне обрести новое, крутое место работы с людьми, которые чётко понимают, чего хотят и какие цели преследуют! Увидимся!
Мои трансляции можно посмотреть здесь!
Мой авторский YouTube-канал