Женщины, которые создают российскую индустрию комиксов прямо сейчас
В канун 8 марта мы решили поговорить с самыми заметными женщинами отечественной комикс-индустрии. Прямо сегодня они определяют настоящее и формируют будущее российских историй в картинках. Кто-то из наших собеседниц создает собственные истории, кто-то — проводит фестивали, ведет издательскую деятельность или читает лекции. Но каждая имеет огромное влияние на комикс-сообщество.
Работают наши героини интенсивно и напряженно — некоторых из них по причине высокой загруженности мы отлавливали и ждали неделями. Но оно того стоило!
Мы спросили их о том, как они выстраивают свой день, какое место в нем занимают комиксы и какими станут российские истории в картинках через 10 лет. Делимся тем, что узнали.
Ольга Лаврентьева: «Работаю в режиме 45\15»
При вопросе о наиболее заметной женщине в отечественной комикс-индустрии сразу на ум приходит имя Ольга.
Во-первых, она один из самых известных авторов. Ее комиксы «ШУВ», «Сурвило», «Своя Атлантида» издаются и переиздаются завидными тиражами, как в России, так и за рубежом.
Во-вторых, Ольга щедро делится своими наработками и знаниями в соцсетях, встречается с любителями комиксов по всей стране, ведет курсы. На фестивалях самых разных уровней Ольга рассказывает, как создать историю в картинках, которую полюбит читатель.
А свои «не фестивальные» будни художница проводит в жестком тайминге 45/15.
«45 минут работы и 15 минут на перерыв. Если ленюсь и не ставлю таймер, эффективность в этот день резко снижается — сто раз проверено», — рассказывает художница.
С утра она отвечает на письма и отправляет документы, то есть делает, по ее словам «всякое противное социальное». Потом время умственной работы, например, разработка концепции или сценария.
«Далее физическая работа — то есть рисование, обычно под аудиокниги. И на вечер остается тупая механическая работа типа сканирования, обработки сканов или сбора референсов. Между этими делами надо как-то впихивать ведение соцсетей, самопродвижение, но я уже в глубине души смирилась, что я блогер-неудачник. Ненавижу писать в соцсети и особенно снимать видео. А иногда целый день туплю, не могу заставить себя ничего сделать», — признается известный автор.
«Уйдет слово «комикс», Аскольд Акишин останется»
По словам Оли, давать прогнозы — дело бессмысленное. Но для нас она согласилась сделать исключение и поделиться мыслями, каким станет отечественный комикс через 10 лет.
«По-прежнему будет царить Аскольд Акишин с его перьевым рисунком. Комиксы будут очень разные, и, хотя, единого русского стиля не возникнет, появятся много красивых и масштабных проектов на тему отечественной истории.
Возможно, уйдет само слово комикс. Уже сейчас подростки не говорят «читаю комиксы», они читают мангу, манхву, вебтуны. Возможно, для русского комикса придумают какой-то специальный термин.
Вероятно, за десять лет появится хоть один проект с популярными героями, который зацепит разные аудитории и станет «лицом» русского комикса. Сейчас такого нет, и даже супер успешные проекты с большими тиражами, по сути всё равно остаются нишевыми», — делает осторожный прогноз Ольга.
Она считает, что продолжат активно развиваться русские вебтуны, и все больше читателей будут готовы платить за чтение онлайн.
«Подавляющее большинство авторов составят девушки, тут можно не сомневаться», — завершает беседу Оля.
Татьяна Алисова: «Ждем экспансии BUBBLE на экран и в геймдев»
Татьяна Алисова — художник, дизайнер, преподаватель, завотделением дизайна Факультета дизайна и медиакоммуникаций ИОН РАНХиГС и ключевой организатор главного российского фестиваля комиксов «КомМиссия». В прошлом году она запомнилась участникам фестиваля тем, что в реальном времени провела битву Midjourney с художниками.
Будьте спокойны: победили художники. Но победа им далась нелегко. Ведь нейросеть в руках такого профессионала, как Татьяна — оружие мощное.
«Обычный «обычный» день у меня начинается с «погулять с собакой», потом завтрак, затем университет и занятия со студентами. Там мы работаем над разными проектами, от визуальных исследований до разработки игр. И комиксами, конечно. Отдельно я преподаю моушн и анимацию, креативное программирование для дизайнеров и остальное по-мелочи.
Во второй половине дня — я уже заведующая отделением дизайна, там тоже все очень интересно. На прошлой неделе были семестровые просмотры с прямой трансляцией и живыми выступлениями. Сейчас активная пора преддипломной работы, поэтому предзащиты, консультации, допзанятия и много всего другого», - делится описанием своих будней Татьяна.
Ключевые задачи для нее — спецпроекты, такие как фестиваль «КомМиссия». С прошлого года внутри Академии уже собралась небольшая команда, которая помогала с проведением фестиваля и организацией выставки в Зарядье.
«Сейчас мы уже начали работу над следующим «выпуском» — но не буду давать спойлеры, следите за соцсетями «КомМиссии», — рассказывает Татьяна.Вечером у нее тренировки по бразильскому джиу-джитсу и работа над своими проектами. Сейчас, по словам Татьяны, ее особенно интересует мультимедиа-дизайн и геймдев.
«В прогнозах на будущее могла бы быть длинная дискуссия о том, выживут ли бумажные комиксы. Но последние лет 20 показывают, что выживут, просто перейдут в разряд «арт-объектов» и коллекционных изданий. Поэтому, конечно, же классические графические романы останутся, как и «современные классики», такие как Аскольд Акишин или Ольга Лаврентьева.
В целом, жанр авторского комикса наполняется все больше - и приятно видеть что российские издательства поддерживают молодых авторов. С другой стороны, вряд ли кто-то в ближайшее время сможет составить серьезную конкуренцию вселенной «Баббл». Ждем продолжения их экспансии на киноэкраны и, может быть, в геймдев», — считает Татьяна.
Она, как и остальные эксперты, полагает, что продолжит расти популярность вебтунов. Но, по мнению Татьяны, они останутся нишевой историей.
«Зато будет больше авторов, разнообразных стилей, смешения жанров и форматов. С огромным интересом наблюдаю за всеми экспериментами, ведь комикс тем и прекрасен, что он живет и развивается вместе с нами - и всегда предлагает что-то новое и интересное», — предсказывает Татьяна.
Анна Коростелева: «Разгрузила 800 килограммов книг. Это очень напряжный процесс»
Анна настоящая «мать Тереза» для российских комиксистов. И это не мы придумали — так сами авторы называют Анну.
Она главный редактор и единственный сотрудник издательства «Комикс Паблишер», который дал путевку в жизнь многим замечательным художникам. Анна в своих блогах на разных площадках много рассказывает о том, какой должна быть история, чтобы ее опубликовали, о подводных камнях индустрии, об этике в общении участников издательского процесса… И еще многих вещах, помогающих выжить в бурном океане отечественных комиксов.
«Сегодняшний день — суббота, зима, снега, вьюга, прямо классический для меня по загруженности. Встала в 8 утра, отправилась в офис «Комикс Паблишер», потому что пришла поставка.
И мой день прошел под девизом из анекдота «тупые, но очень сильные»: я не посмотрела в накладную, не оценила объем, не осознала, что там 800 кг, и что накануне выпало много снега. Машина с комиксами подъехать поудобнее не может из-за снега, из-за него же нельзя взять тележку, она вязнет… Разнорабочих, которые за денежку мне бы помогли, тоже нет, они все чистят снег… Короче, это был очень напряжный процесс», — рассказала Анна нам об одной из своих обычных суббот.
По ее словам даже в выходные ей редко удается отвлечься от работы. Неделей ранее Анна была на ярмарке в Самаре, а сегодня, после разгрузки, работает с документами. Не забыть уделить внимание крауду, издательство собирает деньги на издание новой захватывающей истории «Фэшн».
И каждый день главред «Комикс Паблишер» общается в соцсетях и по почте, отвечает тем, кому срочно нужен ответ, игнорирует троллей (а иногда и нет), принимает правки к уже сданным комиксам и читает новые заявки.
И даже досуг у нее нередко связан с работой. Так, в уже упомянутую субботу Анна ходила на ужин с художницей комиксов. А потом, уже из дома — снова работа, бумаги, переписки, созвоны, планирование.
Со следующей недели начнется подготовка комикс-маркета, который теперь называется Бук-маркет «Авторский лист». Анна является главным организатором этого мероприятия и это очередная волна занятости.
«Что касается комикса в будущем... Скорее всего будет много вебтунов, они станут интерактивными. История с чтением комиксов в браузере, скорее всего, полностью уйдет. Останутся лишь приложения для смартфонов, планшетов и прочих гаджетов.
Я не очень верю в то, что появятся комиксы, полностью созданные нейросетями. Конечно, интерес к ним большой, и тренд очевиден, они войдут в нашу жизнь широко и плотно. Но без художника, который будет доводить дело AI до ума, не обойдется.
Книги тоже останутся, потому что это очень классная, тактильная штука. Но издаваться будут самые крутые и коллекционные истории, потому что печать постоянно дорожает.
Проходные вещи будут существовать в цифре, но даже и в ней будет возможность заработка для авторов.
Уверена, комиксы будут занимать в нашей жизни все большее место, я вижу такую тенденцию», — завершает беседу Анна Коростелева.
Послесловие
Это лишь часть текста, написанного группой соавторов (и мной, в том числе) для паблика сценариста комиксов Владимира Максимушкина. Полный текст:
Феноменальная новость 💫
Это всё нейронки к празднику лайкосы набирают. Почему не писать про это на постоянке?
Эм, очень странная подборка персоналий, если честно, даже если забыть, что это реклама паблика
При вопросе о наиболее заметной женщине в отечественной комикс-индустрии сразу на ум приходит имя Ольга.Ээээ... Нет? Мне лично только Bubble на ум пришел
Это издательство. Хотя, в нем конечно работают женщины. Но вы можете назвать их имена без Гугла?
Женщины
Может стоило посностью всё расписать. Нее, лучше говнорекламой занятся в стиле ...продолжение в источнике.