Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Иногда они возвращаются.

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Первая часть поста о моих злоключениях на пути к изданию триллера/хоррора «Пресс-тур» была написана 7 декабря, полгода назад, и я очень признателен читателям ДТФ, что меня тогда поддержали. Мне писали в комментарии и личку, хвалили выложенный отрывок, говорили не останавливаться. Сегодня книга наконец-то увидела свет – сначала в электронной версии, на ЛитРесе и других электронных платформах, дальше ожидаем аудиокнигу, выход печатной версии тоже возможен. И я все мечтаю про продажу прав на экранизацию.

Как и в прошлой части, я хочу рассказать не сколько о самой книге, сколько о своем опыте ее издания – от момента выхода прошлого поста до сегодняшнего дня.

Второй заход

Итак, остановились мы на том, что я отчаялся искать издателя на печатную версию книги. Через несколько дней, приободренный фидбеком пользователей ДТФ, я решил зайти на второй круг. Все-таки, с момента отправки рукописи в крупные издательства прошел уже почти год.

Что интересно – изучая в декабре сайты издательств, я обнаружил, что срок рассмотрения рукописей снизился до 2-3 месяцев (против шести в разгар короны). Ок, подумал я, рассылаю, жду до 1 марта, если ничего не выходит, точно иду на литрес или другие электронные платформы. Кроме того, я решил «продать» книжку через всяких медийных личностей, что как-то касались хоррора.

Ну вот, например, в начале 22 года проходил фестиваль хоррор-кино. Я посмотрел кто там в жюри, нашел известного журналиста, с которым знаком через одно рукопожатие – и написал ему на фейсбук с вопросом не знает ли он кого из издательского бизнеса, кому такое может быть интересно. К моему удивлению, ответил он мне почти моментально и вежливо – сказал, что никого нет, но он будет иметь в виду. Писал и всяким личностям из хоррор-фандома и литературных тусовок. Кто-то игнорировал, кто-то делал весьма странные предложения в ответ, в общем, ничего не получилось, но попытаться стоило.

Дни шли, прогресса не было, но, что тоже интересно – в этот раз издательства отвечали активнее. Писали, что, к сожалению, не подходит в их портфель – или отвечали в соцсетях, что пошлите через форму на сайте (что это такое смотри в ч.1). Возможно, рост интереса связан с тем, что я прикладывал к письмам и сообщениям ссылку на первую часть поста на ДТФ – и они могли видеть 5к прочтений и положительные комментарии.

Приближался мартовский дедлайн, что я сам себе поставил. Я тихонько писал вторую книгу, написал ещё один рассказ и отправил на литературный конкурс, изучал электронные платформы для продвижения. В феврале печатный книжный рынок охватил очередной кризис – начала дико дорожать бумага. А потом начались всем известные события 24 февраля. Я понял, что ждать чуда хватит и надо идти в онлайн.

Все-таки ЛитРес

После недолгих раздумий я выбрал литрес самиздат – у меня к тому времени уже появились там личные и рабочие контакты. Издавался я как все люди с улицы – пошел и изучил список сервисов на сайте. Итак, что мне было от них нужно:

- работа редактора

- работа корректора

- создание обложки

- пиар/рекламное продвижение книги

Рассмотрим эти этапы поподробнее.

Редактор и корректор

У каждого приличного автора есть редактор. Это – одна из самых дорогих платных услуг, но я знал, что брать ее надо обязательно. Если заказываешь у них редактуру – тебе дают персонального менеджера, который будет тебя сопровождать на этапах подготовки к изданию книги и возьмет на себя процесс по ее публикации. Стоимость зависит от количества знаков.

В целом, редактор мне понравилась. Она не пыталась перелопатить весь мой текст, но указала на многие корявые места – повторы, нелогичные описания, смысловые ошибки. Работа строится так – тебе редактируют первую главу в режиме правок, если ты не хочешь продолжать – деньги возвращают. В тестовом куске я с чем-то был согласен, с чем-то нет, но решил продолжить.

По итогу, могу сказать, что текст стал качественней и я не жалею. Но не радикально качественней, редактор оставила такой отзыв:

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Выходит, текст был уже неплохой на старте и править надо было не так много. Так что решайте сами нужна ли вам такая услуга если вы начинающий автор. Она недешевая – и, если вы уверены в качестве своего текста, можно и сэкономить.

Также в подарок шла аннотация, но она мне не зашла, в итоге я взял из нее лишь пару формулировок и написал свою.

Работа заняла у редактора месяц, ещё неделю я сравнивал ее правки с исходным текстом, с чем-то соглашаясь, а с чем-то нет. За пять недель очередная итерация текста – для передачи корректору – была готова.

С работой корректора все просто – этот человек тупо вычитывает твой текст на орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки. Стоимость зависит от количества знаков. Работа заняла менее трех недель. В общем, людям с абсолютной грамотностью тоже можно сэкономить, но это не про меня.

Обложка

Параллельно шла работа над обложкой. Нет, вы можете нарисовать и свою картинку, или знакомый художник сделает это за бутылку виски, или даже взять бесплатную из интернета, но мне хотелось качественной иллюстрации, как у хороших изданий в книжных магазинах (даже если до печатной версии не дойдет – в онлайне будет на уровне, кроме того, она нужна для продвижения книги в сети). У них есть несколько вариантов коммерческого создания обложки, я выбрал самый дорогой, ведь это – лицо всей книги, по обложке во многом принимается решение о покупке. Дальше рассказываю о нем.

Естественно, литресовский художник не читает все книги, к которым рисует обложки. Поэтому сначала вы заполняете для него форму-бриф – о чем ваше произведение, какие у вас есть идеи для оформления, просят выбрать несколько примеров из референсов для понимания ожиданий заказчика. Дальше начинается работа из нескольких этапов, когда тебе присылают варианты на выбор, а ты даешь комментарии и правки. Через неделю примерно присылают новый вариант. У нас таких этапов было около пяти.

Создание обложки началось одновременно с редактурой и завершилось примерно к середине корректуры. То есть месяца полтора можно закладывать. Если вы планируете какие-то хвалебные цитаты на обложку – не повторяйте моей ошибки, имейте их на руках заранее, иначе окончание работ может затянуться.

Финальные штрихи

Ещё я мучал персонального менеджера по интересующим вопросам, их было немало:

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Когда вы считаете, что ваша рукопись готова к публикации, остается момент верстки – для размещения текста в популярных форматах. Сделать это можно и самому, но стоит это какие-то копейки, я бы посоветовал отдать это профессионалам. Кроме того, чтобы опубликовать книгу, надо зарегистрироваться и завести личный кабинет – прислать кое-какие персональные данные и фотку с паспортом, проверка длится несколько дней.

Честно скажу, верстка подзадолбала меня и похоже, что менеджеров, которым я писал, тоже. Дело в том, что документ верстается в формат fb2, в котором, упрощая технические детали, нельзя все сделать красиво как в печатных книгах, например, там нельзя сделать «разрыв страницы» – в итоге текст отображается по-разному на разных устройствах и читалках, и все время норовит куда-нибудь уехать или поменять форматирование и шрифт, особенно, если у вас есть в начале цитаты, таблица и посвящение как у меня (одна из рекомендаций точно должна заинтересовать читателей ДТФ – чек ит аут). На один не очень красивый в плане верстки момент я в итоге забил, а то править можно было бы бесконечно. Готовый fb2 уже грузится на платформу, с которой, из карточки книги, можно скачать произведение во всех популярных форматах типа fb2, epub, pdf, txt, mobi итд.

Дальше следует само размещение (опять же, можно самому, но в моем случае это делал менеджер), где вы проставляете жанры и теги, о чем книга, выбор длины бесплатного отрывка, модерация в течение нескольких дней – и, вуаля, ваша нетленка опубликована.

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Запуск

Ок, это были всё важные моменты про шлифовку и красивую упаковку произведения. Теперь его надо доставить читателю (если вы хотите какой-то авторской славы, а 99% писателей хотят). Возможно вы уже набили популярность на author.today, звезда хентайных фанфиков, или просто популярный блогер с фигурками фанко. Тогда вопросов с первыми покупателями и читателями у вас не возникнет.

У меня ситуация была обратная: нулевая узнаваемость и медийность за пределами профессиональной тусовки (зато понимание как что работает и нужные коннекты). Кроме того, в момент подготовки книги к публикации, я успел обсудить возможность издания ее печатной версии. Мне сказали, что в первый месяц надо сделать хотя бы 500 продаж – тогда этот вариант рассмотрят. Сложная история, но не невозможная.

Собственно, книга вышла вчера, а сегодня стартует рекламная и пиар-кампания, которые будут работать хотя бы на те самые 500 продаж. Не знаю на сколько она выстрелит и на сколько моя модель продвижения повторима для других людей, но расскажу о ней подробней.

Все построено примерно в равных долях на личных связях, понимании работы пиара и бюджетах. Про деньги я хочу попробовать сделать отдельно третью часть поста через месяц-два, по итогам первых продаж книги – напишу подробно про все траты и прибыли (надеюсь).

Для себя я определил следующие каналы продвижения:

Блогеры

- книжные блогеры, связей с которыми у меня нет, а значит какому-то количеству точно надо будет платить. Это я отдал через знакомых на аутсорс специальному человеку в теме

- лайфстайл и IT-блогеры, где у меня есть связи, а значит что-то можно сделать по дружбе

СМИ

- цитата на обложку для привлечения внимания. Ее я так и не получил (выше в драфтах обложек есть версия с цитатой, как это должно было выглядеть по моей задумке). Одно довольно известное СМИ сначала обещало дать, но потом куда-то слилось, а сроки поджимали - у кампании по продвижению есть месячный график. Ещё я предложил это популярному автору, но идея пришла мне в последний момент, так что по срокам мы не успели, не зависимо от его желания (отзыва я пока не получил, но он обещал ознакомиться).

- лайфстайл- и книжные СМИ, где определенные связи есть и их может потенциально заинтересовать публикация о моей книге на бесплатной основе (СМИ тоже надо о чем-то писать)

- баннер и новость (или рецензия) на профильном сайте про хорроры

Кроме того, я рассчитываю на определенный интерес людей из журналистской и блогерской тусовки, с которой знаком, и которых у меня много в соцсетях в друзьях.

ЛитРес

- внутренние инструменты продвижения платформы (вроде рассылок и баннеров)

- дополнительная подсветка: буктрейлер на странице книги

Собственные каналы

- собственные соцсети: ВК, роскомнадзорные и мой крохотный канал на Дзене

- рекомендации от лидеров мнений

- UGC-платформы, как ДТФ и вот этот пост

- друзья и знакомые (просьбы шеринга в соцсетях, отзывов никто не отменял)

- телеграм-канал, что я завел для продвижения книги и сбора читателей в одно коммьюнити – завязывать с писательством я не планирую, а значит хочу иметь выход на людей, которым понравилась книга, в будущем.

Добавлю про маркетинг литрес – у них прекрасные ребята, что помогли с дополнительным пиаром и блогерами. Кроме того, через них вы также можете закупать рекламу.

Буктрейлер

На буктрейлере остановлюсь чуть подробнее. Это относительно новое явление – трейлеры к книгам. Я встречал двух видов – в одном автор просто сидит и рассказывает про книгу, в другом снимают короткий фильм, передающий настрой книги, или экранизирующий ее сцену. Вот тут подробнее:

Я решил совместить оба формата. Часть с говорящей головой (мной) мы сняли с двух раз на телефон в городке писателей в Переделкино (прекрасное место, рекомендую). Почему с двух раз? В первый я, как в американских комедиях, вошел там в начищенную до полной прозрачности стеклянную дверь и разбил очки. А художественную часть сделал мой друг режиссер, что помог из "говна и палок", что я наснимал на телефон, создать что-то приличное. Сейчас, когда я это пишу, буктрейлер ещё не готов, монтируется, он появится в течение пары дней на странице книги.

<i>Городок писателей в Переделкино</i>
Городок писателей в Переделкино

Если же охватывать всю картину возможного продвижения вашей книги, то посмотрите на этот чеклист. Я его захватил на какой-то книжной ярмарке несколько лет назад, а теперь он мне и пригодился (хоть я и расписывал свою стратегию сам, но свериться с ним было не лишним).

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Немного про деньги

Собственно, если вы хотите продавать книгу, а не просто выложить ее бесплатно для всех желающих, то надо решить вопрос с ценой. Делать платно или бесплатно для меня вопрос не стоял – я хочу именно с показателями по продажам на руках знать могу ли я на что-то рассчитывать для издания в печатке.

Сначала я потыкал в рандомные книги на литресе и решил поставить цену по средне-нижней границе: 179-199 рублей. Логика была проста – «книжка по цене кофе», больше народу купит. Но потом мне на почту свалилось исследование со следующим графиком:

Как я написал хоррор и проклял всё. Часть вторая

Получаются, что к дешевым книгам есть предубеждение – в глазах покупателя хорошее не может стоить дешево. Так что я поставил золотую середину - 249 руб.

Наконец, вам нужно выбрать лицензию. На скринах все показано. Ну тут все было просто - я не такой гигант книжной торговли чтоб брать неэксклюзивную лицензию и сам о чем-то там договариваться. Тем более, что она меняется в настройках в любой момент. А вот получить повышенные роялти в будущем не так просто - надо мало того что продать первую книгу нормально, так и завести ИП, и привлечь подписчиков на страницу писателя (честно, это кажется самым сложным пунктом для исполнения).

Завершение

«Пресс-тур», спустя два года, наконец-то вышел. Пока в электронном виде и частично в печатном – у литреса есть (сейчас не работающая) услуга print-on-demand, так что заинтересовавшийся читатель может сам заказать себе индивидуально напечатанную книгу.

Первые продажи начались в воскресенье - пока через друзей, знакомых и сарафанное радио. Статистика покупок скоро обновится - и мне очень интересно что там по цифрам. В целом, история с продвижением для меня, как писал в прошлой части, некоторый профессиональный стресс-тест: с книжным рынком я никогда не имел дел, и вообще не представляю как тут работают какие конверсии и правильный ли я дал прогноз по охватам. Может выстрелить, а может и закончиться для меня разочаровывающе.

Первый же день подарил некоторые лулзы. Например, посмотрите как продает книгу Озон. А какой-то книжный сайт "скрестил" меня с профессором по праву, так как при публикации книги я не указал отчество, а имя и фамилия у нас совпадают.

Что дальше в моих планах?

Программа-минимум – максимально успешно провести в ближайший месяц пиар-кампанию и попытаться достичь этих 500 продаж, после которых можно будет говорить об издании в печатном виде.

Кроме того, я хочу заняться вопросом аудио-книги: литрес сейчас активно сводит авторов и чтецов. Я уже подал заявку - если будут нормальные первые продажи и книга им зайдет, аудио-версия появится бесплатно, заявка на озвучку рассматривается в течение двух недель. А ещё хочу попробовать податься на литературные награды.

Программа средняя: издаться в печатке и хотя бы выйти на ноль в плане финансов. В издание я вложил свои деньги – и хотелось бы хотя бы их отбить.

Ну и программа-максимум: продать права на экранизацию. Всё новые прочитавшие говорят мне что из книги получился бы офигенный фильм или сериал, а на фоне ситуации с западным кино – тема благодатная.

Ну и конечно не переставать писать!

Продублирую ссылку на книгу и буду рад ответить на ваши вопросы и комментарии.

Спасибо за чтение и, надеюсь, до встречи в части 3, что будет через месяц-другой, где поговорим про развитие событий, денежную сторону вопроса вот такого самостоятельного издания и продвижения, и коммерческие результаты.

220220
114 комментария

В каментах попросили промокод для читаталей с ДТФ.
Запилено:

Промокод: DTF20.
Скидка 20% на книгу в течение 1 дня после активации.
Активировать можно до 31 июля включительно.

6
Ответить

Обложка как будто от инди-игры)

27
Ответить

Безумству храбрых поём мы песню. Примерно понимая, что сейчас представляет собой книжный рынок в России даже не хочется злорадствовать или как-то негативить. Я просто пожелаю тебе удачи. Если ты за месяц продашь в пятьсот экземпляров, то это будет безумный успех для тебя.

24
Ответить

спасибо!

5
Ответить

Статья интересная и сервис редактора стоит брать всегда и всем.
А вот обложка... может я конечно что-то не понимаю, но во первых выглядит как обложка для какой-то детской приключенческой книги, во вторых наверняка дешевле было взять несколько комиссий у годных художников и получить что-то более качественное и атмосферное.

22
Ответить