Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Друзья, перед вам обзор одной из самых влиятельных работ в жанре «денпа». Ее можно назвать по-настоящему легендарной – даже спустя много лет после выхода, «Сайонара» имеет огромную фан-базу и пользуется пылкой народной любовью. А чем она заслужила такую популярность, мы с вами выясним в этой статье.

Содержание:

Введение

Денпа… Под этим загадочным словом скрывается очень интересный пласт японской культуры. Если описать его вкратце, то «денпа» — это истории об одержимых людях, теряющих связь с реальностью под влиянием невидимых сил. Например, из-за воздействия радиоволн и прочих таинственных излучений. Ещё для жанра характерно внимание к ментальным расстройствам - таким как депрессия, паранойя или навязчивые идеи. И вообще ко всему, что может посеять панику и сумасшествие среди обывателей.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

В мире визуальных новелл «денпа» занимает особое место. К ней легко можно отнести такие популярные работы как «Saya no Uta» или «Subarashiki Hibi». Но сегодня я поведаю вам о куда менее известной жемчужине жанра, появившейся на свет в далеком 2001 году. Она называется «Sayonara o Oshiete» и рассказывает о юном безумце, чей разум пожирают темные фантазии. Предупреждаю сразу – впереди много спойлеров и травмирующего контента. Если вас все это не пугает, тогда давайте начинать наш учебный день.

История и персонажи.

Молодого студента Хитоми каждую ночь терзает один и тот же кошмар. Ему снится милая девушка в объятиях мерзкого чудища, проникающего в нее своими щупальцами. Несчастная бьется в агонии и отчаянно пытается вырваться, но её мучитель лишь сильнее сжимает хватку. Испустив последний вздох, красавица умирает, а на следующую ночь все повторяется заново…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Измученный Хитоми не понимает за что ему досталось это наказание. Ведь он никогда не страдал от душевных расстройств и вёл тихий, ничем не примечательный образ жизни. С трудом поступив в педагогический ВУЗ, парень стал практикантом в небольшой школе, почти полностью состоящей из юных учениц. В этом «цветнике» Хитоми начал преподавать историю, ежедневно отчитываясь об успехах наставнице – строгой девице по имени Такашиме Семина.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Холодная красотка сразу же невзлюбила подопечного и принялась заваливать его бессмысленными отчетами. При этом всегда восхищая студента своей стройной, подтянутой фигурой…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

К счастью, прочие сотрудницы школы оказались куда добрее к новому учителю. Особенно тепло к нему отнеслась Омори Тонаэ – бойкая медсестра, заведующая небольшим врачебным кабинетом.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

В её компании Хитоми стал коротать свободное время, куря сигареты и беседуя о том о сём. Как-то раз он даже поведал девушке о своих кошмарах, надеясь вместе с ней выяснить их причину. Но Омори оказалась неважным психологом и помочь страдальцу ничем не смогла. Вместо этого она начала флиртовать со стажером, невзначай демонстрируя ему свое шикарное тело. И постоянно намекая на то, что им стоит узнать друг друга поближе…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Кроме Омори и Семины студент познакомится еще с несколькими школьными обитательницами. Зайдя покурить на крышу, он увидит Нозоми – грустную девушку, мечтающую летать словно птица.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Ей нравится смотреть на город в лучах заката, воображая, что он весь залит пламенем. С юной фантазеркой у парня завяжется робкая дружба, омраченная её постоянной тоской. Нозоми считает себя бесполезным ничтожеством и не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Хитоми не знает, как подбодрить бедняжку и поэтому просто болтает с ней о всякой ерунде. И ещё он может угостить Нозоми сигаретой - такой вот «заботливый» преподаватель!

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Спустившись вниз, наш герой встретит Миюки – скромную отличницу, целыми днями корпящую над книгами.Она заведует школьной библиотекой и хорошо знает каждый фолиант на её полках.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Девушка проводит за чтением почти все своё свободное время, совсем не обращая внимание на окружающий мир. К Хитоми она относится настороженно и не желает подолгу находиться с ним наедине. Так что студенту останется лишь наблюдать за стеснительной ученицей, гадая почему она стала такой недотрогой.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Совсем по-другому юношу примет Махиру - шкодливая непоседа, частенько шалящая на школьном дворе. Когда-то давно она жила по соседству с Хитоми и с тех пор крепко к нему привязалась.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Проказница привыкла считать парня своим старшим братом и потому старается всячески ему угодить. Её забота очень льстит одинокому стажеру, совсем отвыкшему от женского внимания. Озорная Махиру напоминает ему маленького котенка, с которым он любил играть в детстве. Такой же милый комочек, обожающий Хитоми всем сердцем – ну как не захотеть его приласкать?

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

А вот с дерзкой Коери отношения у студента сразу же не заладятся. С ней Хитоми столкнется в клубе кюдо, где девушка занимается стрельбой из лука.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Заносчивая спортсменка тут же начнёт подшучивать над юношей, намекая на его нездоровую страсть к своим сверстницам. Кажется, что она знает все тайные фантазии героя и с удовольствием над ними потешается. Однако поставить на место выскочку Хитоми не в силах – уж слишком ему нравится её кукольная внешность и та меткость, с которой Коери поражает свои цели. Как-то раз он даже попросит красотку научить его искусству кюдо и с удовольствием выпустит парочку стрел по мишеням.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Последней ученицей, с которой сблизится Хитоми, станет прекрасная Сугимо Муцки. Встретив её в кабинете Омори, студент обомлеет – это же она, та самая девушка из его снов!

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Милый невинный ангелочек, еженощно умирающий в тисках чудовища. Но как ей удалось выбраться из кошмара и оказаться рядом с ним в школе? И значит ли это, что и монстр тоже где-то рядом? Эти вопросы заставят Хитоми усомнится в собственной здравости. Общаясь с Муцки он попытается, что есть силы казаться нормальным, опасаясь ненароком выдать ей свою тайну. И лишь иногда, оставшись в тишине классной комнаты, стажёр будет выводить на доске одни и те же иероглифы: монстр и ангел, монстр и ангел, монстр и ангел…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Вот так и будет тянуться школьная практика нашего героя. Скучные уроки, нескончаемые отчеты для Семины, посиделки с Омори и общение с такими разными ученицами. Казалось бы, сплошная тишь и благодать. Однако эта идиллия продлится совсем недолго…

Безумства героя

Со временем Хитоми начнут все чаще обуревать странные фантазии. Стресс от занятий сильно ударит по психике юноши, и без того истощенной кошмарными снами. Смотря на своих подопечных, он будет невольно представлять их нагишом, готовыми ублажить его по первому зову. Юные тела девушек станут настоящим наваждением для студента, ежедневно сгорающего от стыда и похоти.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Такие красивые, такие стройные, такие доступные… Почему бы не потрогать их - ведь школьницы наверняка и сами не против. Иначе зачем им надевать эти короткие юбки и обтягивающую форму? Точно, ему просто надо быть смелее и не стеснятся своих желаний! Но кого же из учениц выбрать? Печальную Нозоми, умницу Миюки, зазнайку Коери или шалунью Махиру? А быть может…быть может даже сама Муцки не против его объятий! Ведь не зря же она пришла к нему из кошмарных снов, полных слизи и крови! Несомненно, что они созданы друг для друга - как учитель и ученица, как мужчина и женщина, как красавица и чудовище…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Эти жуткие мысли быстро захватят все существо Хитоми. Фантазии и реальность сольются воедино в его больном разуме, породя нечто страшное. Из подсознания парня на свободу вырвется безжалостный монстр, готовый терзать тех, кто его окружает. Но вот так чудо – что бы он не делал со своими жертвами, на следующей день они ведут себя так, будто бы ничего не произошло. Словно не их хрупкие тела Хитоми осквернял накануне. И даже суровая Семина никак не озаботится его поведением, заставляя стажера гадать почему ему все сходит с рук.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Зато чуткая Омори сразу поймет, что с её новым знакомым творится нечто неладное. Хитрая медсестра начнет вести с ним все более откровенные беседы, пытаясь выяснить что гложет юношу. Используя для этого все возможные средства – включая даже свое горячее тело. Но её ласки никак не помогут отчаявшемуся герою, все глубже падающему в бездну своих девиаций. А все потому, что на самом деле Хитоми…

Создатели новеллы

Но о том, кто такой наш герой мы поговорим немного позже. А сейчас пришло время обсудить геймплей новеллы, вместе с её графикой и звуком. И разговор нам предстоит непростой…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Для начала немного истории. За разработку «Sayonara o Oshiete» отвечала небольшая студия «Craftwork», закрытая как раз из-за коммерческого провала игры. Основную работу над ней проделали два человека: Нагаоке Кензо, отвечавший за сценарий и визуальный стиль и Саппоро Момоко, ставшая композитором саундтрека. В 2001 году издатели выдали парочке огромный бюджет, с указанием сделать хитовую «эроге», наподобие гремевшей тогда «Kanon».

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Однако творцы поступили по-своему и создали максимально странное произведение, ужаснувшее как критиков, так и простых игроков. В результате продажи у новеллы были просто ничтожными, что не помешало ей со временем заслужить культовый статус и стать эталоном настоящей «денпы». А почему народ так сильно полюбил «Сайонару» мы сейчас с вами и разберемся.

Что в ней плохо

Сразу отмечу, что произошло это точно не благодаря её геймплею. Новелла целиком состоит из длинных простыней текста, в которых иногда появляются бессмысленные выборы. «Сайонара» даже не пытается быть интерактивной историей и ведёт игроков за ручку от начала и до конца. Какое-то значение в ней имеет лишь один вопрос Омори, неверный ответ на который приведет к плохой концовке. И все! Как ни старайся, а истинный финал всегда будет один и тот же.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Ситуацию усугубляет еще и жуткая однообразность новеллы. Контента в ней немного и большую его часть можно увидеть на первом прохождении. Оно займет примерно десять часов, которые могут показаться настоящей вечностью. Одни и те же диалоги, скучные локации, отсутствие хоть какой-то динамики – все это не добавляет «Сайонаре» реиграбельности. Страшно сказать, но тут даже нельзя пропускать уже прочитанный текст. Мотать можно только весь сюжет сразу, что чревато пропуском полюбившихся ранее сцен. Иначе как безобразием, назвать такие решения трудно.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Кроме того, игра халтурно переведена на английский. Ошибок в тексте настолько много, что иногда его приходится додумывать самостоятельно, пытаясь угадать, что там было в оригинале. Но, возможно, эта ситуация скоро изменится – в текущем году фанаты обещали выпустить новый, доработанный перевод. Плюс в работе уже давно находится русская версия «Сайонары», о которой в последнее время почти нет новой информации. В общем, надежда на лучшее есть, но пока читать новеллу довольно непросто.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

И так же непросто её слушать – уж не знаю, что за сейю занимались озвучкой, но к своей работе они подошли спустя рукава. Нормальные голоса в игре есть у трех персонажей – Омори, Семины и Миюки, а вот речь остальных героинь – это настоящее издевательство над ушами. Девчонки пищат так, словно их за хвост дергают, дико раздражая неприятными интонациями. Почему «Craftwork» поскупились нанять для них нормальных актеров - непонятно, ведь деньги-то у студии были. Но увы, что есть, то есть.

А что хорошо

Итак, давайте суммируем все вышесказанное. Перед нами старая, тягучая новелла, со скверным переводом, плохой озвучкой и отсутствующим интерактивом. Но есть у нее и плюсы – например потрясающая графика. Сказать, что здешние персонажи прекрасно выглядят – это значит не сказать о них ничего. Одного взгляда на Коери, хватает что бы обомлеть от её красоты.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Остальные девчонки тоже не подкачали: все они очень милые и забавные школьницы. Жаль только, что их спрайты никак не анимированы: о чувствах героинь можно узнать только по коротким врезкам, иногда появляющимся на экране. Такой подход смотрится очень оригинально даже на фоне современных визуальных новелл.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

За все это великолепие стоит поблагодарить Нагаоке Кензо, собственноручно нарисовавшего девушек и их наряды. Так же его идей было окрасить игру в закатно - оранжевые тона, здорово подходящие её печальной истории. Поработал творец и над взрослым контентом – многие сцены 18+ вдохновлены его увлечением БДСМ эстетикой. И на пользу это им не пошло: из-за насилия и жестокости подобные эпизоды смотрятся довольно отталкивающе. Немного любви по согласию есть с Омори и Муцки, но и она выглядит странно из-за мерзкого поведения Хитоми.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Кстати, вот забавный момент – за всю новеллу мы так и не увидим лица нашего протагониста. Даже в интимных моментах появятся максимум его руки, а все остальное будет надежно скрыто мраком. Уж не знаю почему в «Craftwork» предпочли такой стиль – быть может для большой иммерсивности? Как бы там ни было, но внешность студента оставалась загадкой долгое время, пока Нагаока не запостил в твиттер вот эту картинку:

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Оказалось, что Хитоми — это милый патлатый кунчик, с которым поклонницы со всего света ринулись рисовать фан-арт. Так, что милые дамы берегите свое сердечко, пока этот горячий бисенен его не украл.

Впрочем, не только графика делает игру особенной. Главное её достоинство – это саундтрек, за авторством безумно талантливой Саппоро Момоко. Честно сказать я плохо разбираюсь в музыке – но то, что я здесь услышал потрясло меня до глубины души. Каждый трек композитора словно рассказывает собственную историю, сотканную из чувств и эмоций персонажей. Больше всего мне понравилась тема Нозоми, пропитанная её тоской и грустью. Давайте сейчас послушаем этот трек.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Берет за душу не правда ли?

Так же интересная мелодия звучит во время общения с Миюки – мне она показалась воплощением социофобии девушки.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Ну а при встрече с Махиру заиграет забавный мотивчик, хорошо подходящий веселому характеру непоседы.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Темы Коери и Муцки вышли не такими запоминающимися, но все равно очень достойными.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия
Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Еще у композитора здорово получился электронный трек, звучащий во время безобразий Хитоми – мне он почему-то напомнил первые альбомы «Prodigy».

В общем друзья, советую вам немедленно скачать саундтрек «Сайонары» в свой плей-лист. В нем обязательно найдётся парочка солидных хитов даже для самых искушённых меломанов.

Ну что же, мы выяснили, что в новелле хорошая графика и саундтрек. Но ведь этого мало, чтобы сделать её культовой! Красивый визуал и бодрая музыка есть во многих других проектах, лишённых недостатков детища «Craftwork». Однако у «Сайонары» есть ещё один большой плюс – невероятная атмосфера денпа-безумия!

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Её сюжет не только рассказывает о сумасшествии главного героя, но и позволяет активно в нем участвовать. Через нудный мрак школьной рутины новелла намертво втягивает в свой извращённый мир, покинуть который потом очень непросто. Эта история цепляет и остаётся жить где-то глубоко внутри – даже несмотря на свою спорную концовку.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

О ней мы поговорим в следующей части обзора, которая будет одним большим спойлером. Так что, если вы не хотите испортить себе впечатление от сюжета, то лучше сразу перемотайте на заключение.

Спойлеры!

Дебаты о концовке новеллы не утихают среди фанатов «Сайонары» и по сей день. Кто-то считает её глупой и поверхностной, а кто-то хвалит за логичное объяснение событий. Обе стороны по-своему правы - финал получился настолько неоднозначным, что трактовать его можно по-всякому. Итак, на исходе стажировки Хитоми игроки узнают, что…

На самом деле наш герой вовсе никакой не студент-практикант. Его школьная жизнь – это всего лишь фантазия, вызванная душевным расстройством. Настоящий Хитоми – пациент психиатрической клиники, оказавшийся там по воле своей старшей сестры. Той самой Такашиме Семины – опекающей юношу после гибели их родителей. На крайние меры её вынудили дурные наклонности брата: с раннего детства он полюбил истязать животных и как-то раз даже замучал соседскую кошку. А став постарше Хитоми начал воровать белье у сестры и подглядывать за ней в душе. Поняв, что тут недалеко до беды, Семина обратилась за помощью к подруге Омори, работающей психиатром в небольшой клинике. Случай Хитоми стал для неё интересным вызовом, и женщина с радостью взялась за его лечение. Решив использовать для этого весьма необычные методы…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Став пациентом Хитоми получил полную свободу: он мог спокойно гулять по стационару и приходить на консультации, когда ему вздумается. Но даже такие мягкие условия оказались для него невыносимыми. Юноша наотрез отказался принимать реальность и создал для себя новый мир - там, где он стал школьным практикантом, окружённым миловидными ученицами. На их роли Хитоми назначил все, что цепляло его взгляд в клинике: мозг в формалине, птицу на крыше, котёнка во дворе и куклу в спортзале.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Лишь только Сугимо Муцки не была его выдумкой – девушка действительно лечилась у того же доктора, борясь с тяжелой депрессией. В глазах Хитоми она стала невинным ангелом, чью чистоту ему сразу захотелось осквернить. Каждую ночь он мечтал о теле красавицы, прячась от себя за личиной похотливого монстра. А на утро терзался муками совести, не в силах отказаться от грязных желаний.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Страдания героя быстро заметила пытливая Омори, решившая немного подыграть пациенту. Ежедневно беседуя с юношей, она начала подтачивать его бред, намекая что «ангела» можно спасти ценой отказа от иллюзий. Но из терапии врача ничего путного не вышло: Хитоми лишь сильнее уверился в своих заблуждениях и с головой ушёл в извращённые фантазии. Мечты о школьницах сменились желанием причинять им боль, которое парень вымещал на больничной утвари. Разбивая банку с формалином, он представлял как убивает скромную Миюки, протыкая стрелами куклу – воображал расчленённую Коери, а замученные котёнок и птица стали для него Нозоми и Махиру. Наблюдая за этими безумствами Омори попыталась успокоить парня по-женски и дала ему то, чего он так давно хотел. Но горе-медик в очередной раз просчиталась, ввергнув пациента в совсем отчаянное состояние…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Откуда Хитоми с ужасом смотрел на крах своего иллюзорного мира. Его тихая школа менялась у него на глазах, медленно превращаясь в оккультное капище. Но самое страшное, что её одна за одной начали покидать ученицы, сказав наставнику лишь робкое «прощай» напоследок. Даже его милый ангел вознёсся на небеса, пообещав однажды увидеться с ним снова. И без её света в жизни Хитоми остался только кромешный мрак...

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

О дальнейшей судьбе героя поведает последний разговор Омори и Семины. Женщины обсудят состояние Хитоми, впавшего в почти полную прострацию.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Реальность оказалась настолько невыносимой для паренька, что он предпочел ей пустоту - без чувств, мыслей и эмоций. От больного осталась лишь одна оболочка – которую Омори твёрдо вознамерилась вернуть к жизни. Доктор по-прежнему верила, что Хитоми еще можно спасти, если вернуть ему надежду на новую встречу с «ангелом». Поделившись с подругой своими планами, она продолжит работу, а Семина покинет клинику, окончив тем самым историю «Sayonara O Oshiete»…

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Некоторые мысли о сюжете

Вот таким получился сюжет этой культовой «денпы». Надо сказать, что к нему есть ряд вопросов: например, чем занимался Хитоми в клинике? Неужели он действительно общался с кошкой и мозгами в банке? И почему Семина не заметила, что Омори – это худший доктор в мире? Ведь именно она окончательно разрушила психику парня! К сожалению, создатели игры никогда не комментировали эти моменты, лишь изредка извиняясь за то, что их детище получилось таким запутанным. Скорее всего они вообще не вкладывали в сценарий много смысла, оставляя игрокам простор для его интерпретации. А уж те не заставили себя ждать – фанаты «Сайонары» до сих пор обсуждают философский символизм новеллы, пытаясь понять, что вдохновило её авторов.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Из их поисков понятно одно: на «Сайонару» сильно повлияли японские нравы конца двадцатого века. В те годы страну будоражили преступления маньяка-отаку, убившего несколько девочек в пригороде Токио. Из-за него обыватели стали бояться таких людей как Хитоми – одиноких и странных затворников, живущих в мирах собственных фантазий. И творцы из «Craftwork» умело сыграли на этих страхах, рассказав жуткую историю о молодом изгое. Её нынешняя популярность вполне понятна: наверняка многие игроки увидели в Хитоми частичку себя самих. Ведь все мы в какой-то мере живем в собственных иллюзиях, страдаем от тайных желаний и страстно жаждем любви. Совсем как герой «Sayonara o Oshitе» - чья судьба может стать хорошим уроком для тех, кто хочет сбежать от реальности…

Заключение

Вот так странность – я разгромил геймплей новеллы в пух и прах, но тем не менее до сих пор не хочу с ней расставаться. Даже и не знаю, почему – то ли меня тянет к ее шикарному саундтреку и графике, то ли к глубокому психологизму сюжета. В любом случае, «Сайонара» обладает странным магнетизмом, который подействует на любого, кто попадет в ее мир. Это выдающаяся визуальная новелла – способная зацепить даже самого искушенного читателя. Да, местами она примитивна - но её эмоциональность и философский подтекст с лихвой нивелируют все недостатки.

Sayonara o Oshiete (2001): Японский симулятор безумия

Однако, несмотря на все обаяние «Сайонары», я не стану советовать попробовать ее прямо сейчас. Все-таки перевод новеллы оставляет желать лучшего и разумнее будет дождаться его новой редакции. Так что пока отметьте для себя игру от «Craftwork», – и когда настанет время, она станет для вас нечто несоизмеримо большим, чем просто интерактивным романом…

Текст написан по приказу голосов из микроволновки для конкурса Funpay.

Почитайте также прекрасную статью Kirasame Marisa про ту же новеллу.

48
2
1
1
29 комментариев