Почему жанр сюжетных шутеров от 1 лица сдулся
Движки, бюджеты и блэкджек
Раньше разработать культовый шутер от 1 лица могла и небольшая команда. Конкуренции в жанре было меньше, Duke Nukem 3D спокойно мог сосуществовать рядом с Quake. Дебютный Half-Life открыл дорогу студии Valve и многим другим студиям. Разработчики с охотой предоставляли лицензию на свои движки. Процесс удешевлял разработку сторонних игр. Движок Quake 3 использовался в Return To Castle Wolfenstein, Medal of Honor Allied Assault, Jedi Knight 2 и других. Затем настал черед преуспеть Epic Games с Unreal Engine 2. Движок имел физику тел и предстал во всех частях Splinter Cell, Swat 4, Postal 2. Затем настал черед Half-Life 2 и Vampire The Masquerade Bloodlines и Dark Messiah of Might and Magic. Больше всего игр вышло и до сих пор выходит на Unreal Engine 3. Помню впервые увидел этот движок впервые в Tom Clancy’s Rainbow Six: Vegas, прямо поразившим меня пост-эффектами и картинкой. Правда в 2009 году Epic перешли на бесплатную модель движка UE 3 с отчислениями, это ознаменовало собой скорое перенасыщение рынка играми на этом движке, что в итоге привело к тому, что каждая вторая игра была сделана на UE3, что отразилось на неконкурентоспособности многих достойных игр. В шутерах перестало преобладать такое понятие, как ПК-экслюзив. Заметьте, продажи большинства шутеров начали падать еще с начала 2010 года. Singularity, Bulletstorm и многие другие одиночные шутеры категории Б на движке Unreal Engine 3, бюджеты которых вряд-ли превышали 25 млн $. К слову, типичными и успешными играми того поколения были шутеры с укрытиями, поначалу даже с мрачной и серой цветовой палитрой. Конечно чуть позже цветовая гамма улучшилась. Даже один из лучших шутеров поколения, да и вообще всех времен, Bioshock Infinite не был большим хитом в плане продаж. Бюджет такой игры составлял уже 50 млн $.
Не секрет, что сейчас разработать большой шутер от 1 лица стоит 100 миллионов долларов. И для большинства компаний это риск. Проще выпустить игру по лицензии, допустим авторам первого F.E.A.R - Monolith Production, доверили разработать экшен от 3 лица по лицензии, вроде Middle Earth Shadow of Mordor / War. Клон сами знаете чего. Разве что разработка от студии из СНГ, вроде 4A Games, это обойдется дешевле, с учетом сделок на временную экслюзивность. По прошедшим отчетам, игра быстро окупилась. Факт, что бюджет Control составляет 30 млн евро, а его разрабатывали 3 года (пусть это и шутер от 3 лица). Так что можно представить бюджет Metro Exodus / S.T.A.L.K.E.R. 2 от вышеуказанной суммы, без учета временной экслюзивности. Вряд-ли бюджеты этих игр превышают 50 млн $. Некоторые разработчики рарабатывают шутеры чуть ли не в одиночку, на примере Bright Memory Infinite. Да и середняки, вроде Necromunda, все еще изредка выходят.
Выход игр на закате прошлого поколения
Как уже писал, всегда удивляет, что иногда на консолях прошлых поколений выходят довольно технологичные шутеры, которые остаются в тени некстгена, вроде того-же Black или Urban Chaos Riot Response для PS2/Xbox, вместо выхода сразу на PS3/Xbox360. В общем, многие шутеры заката 2005-2006 годов были бы достойны выхода и на более свежих платформах. Перенесемся на закат поколения PS3/Xbox360. Допустим тот-же недооцененный Crysis 3 вышел на PS4 только недавно, а издатели могли еще тогда перенести релиз на полгода, чтобы выйти сразу на 4-5 платформах в конце 2013 года.
Выход игр на начале нового поколения
Стартовая линейка шутеров от 1 лица так-же может стать жертвенным агнцом на только вышедших консолях, где еще отсутствует база игроков. Допустим кто-то вспоминает выход Resistance на старте PS3? Или Killzone Shadow Fall на старте PS4? Куда успешнее у Sony выходят игры от 3 лица, не удивительно, что компания ушла от этого. Halo Infinite в принципе может повторить их судьбу. Другое дело, как повлияет на игру модель подписки. Напомню, что Halo 3 и Halo 5 вышли только спустя 2 года после старта консолей. Хотя сюжетная кампания и выходит ближе к 2022 году.
Шутеры-сервисы
Кто преуспевал в продажах в прошедшие годы в жанре шутеров, так это кооперативные игры-сервисы с прокачкой, вроде Borderlands и Destiny. Так-же просто командные шутеры, вроде Left 4 Dead, Overwatch и Rainbow Six Siege. То есть в Borderlands и Destiny игрокам выпадало много видов разных пушек. Этакий диаблойд от 1 лица. В Destiny была прокачка и принцип лута снаряжения. Rainbow Six Siege бесспорно неплоха, как стелс-аналог Counter-Strike. По собственному опыту, как минимум десяток часов было интересно провести в этой игре. Но для кого-то и сотни часов был не предел. Так-же никула не делись шутеры-сервисы, вроде Escape From Tarkov, в которые тоже играют. До сих пор пользуется спросом бесплатный Warface. Как и бесплатные баттрояли Call of Duty Warzone и Apex Legends.
Монополия крупных издателей
Есть "три кита", которые узурпировали рынок шутеров от 1 лица. Выкидывают из игры сюжетную кампанию, делая ее частью мультиплеера, либо растягивают одиночный сюжет на десятки часов. При этом предлог у издателей может быть любой, что игра против ботов ничего не дает, никто не проходит сюжетный режим, на который тратят половину бюджета. Продолжений Crysis 3 и Killzone Shadow Fall так и не последовало. Bethesda продалась Microsoft в том числе из-за провальных продаж одиночных игр. Так как в игровых механиках ничего нового. Каждый издатель отхватил свой кусок рынка, врубив маркетинговый хайп-трейн. Конечно серии, вроде Half-Life и Medal Of Honor ушли в область игр для VR, но все таки VR пока что не массовая технология, где люди скорее развлекаются в чатах и играют в казуалки. Даже Sony пока что отошли от этого. Только Resident Evil 7 имел поддежку VR на PS4. 8 часть серии отошла от этого.
По поводу монополии. Знаю людей, кто провел и по 1000 часов в сетевых шутерах, вроде Call Of Duty, разумеется поэтому нормальные сингловые шутеры от 1 лица почти не выходят от сторонних издателей. Так что раз не конкуренции, то зачем и стараться прыгнуть выше головы? Не считая Halo Infinite, кампания которой еще не вышла, мы имеем в 2021 году три рескина прошлых частей больших шутеров на тех-же движках (без учета Resident Evil 8, все таки эта часть сильно отличается от 7 части, больше кстати в сторону шутера). Три известных игры от больших издателей получили оценки в районе 70% на пк, а на актуальных консолях оценки даже ниже. Конечно может на играх сказалась самоизоляция сотрудников. Культура отмены и мягкотелость руководства так-же до добра не доводит. Высшее руководство издателей боится сказать лишнего и всем потакают сотрудникам, которые не хотят плодотворно работать. Сторонние активисты за права меньшинств создают токсичную атмосферу в коллективах, ценные кадры заменяются кадрами по повестке. Кресло руководителей шатается. Что называется, "когда крыша протекает, то и потопа не избежать". Можно сказать высший менеджмент сидит ровно на своих местах и аморфно терпят, боясь сказать лишнего. Монополизация своего куска в жанре все равно сделает знаменитой "троице" издателей существенные продажи в этом году, даже не смотря на довольно спорные оценки, причем на консолях местами даже ниже.
Press F?
На самом деле н�� все так плохо. Cyberpunk 2077 можно считать шутером 2021 года. А Resident Evil Village переизобрела шутерные механики с фентезийными боссами. Deathloop обладал большой реиграбельностью. В декабре выйдет кампания Halo Infinite. Так-же смело себя показали Bright Memory Infinite и Necromunda. 2022 год год обещает быть заметным в плане сюжетных шутеров от 1 лица в лице S.T.A.L.K.E.R. 2 и Dying Light 2. Возможно игроков порадуют и новыми анонсами. Так-же интересно, что получится из Starfield и Outer Worlds 2. Что называется при безграничных ресурсов можно вылепить конфетку. Даже Bethesda жаловалась на упадок в продажах одиночных шутеров, благо они решили эту проблему. Некоторые платформы успешны и без обилия жанра экслюзивных FPS, ограничиваясь изданием сторонних игр на платформе. Лично я еще лет 10 назад стал проходить старые и мультиплатформенные шутеры времен PS3 и Xbox360 и поколений ниже. Много еще не игранной годноты есть на ПК и PS2. Поверьте, шутеров еще играть, не переиграть, библиотеки игр хватит еще надолго. Особенно если играть не только в жанр шутеров от 1 лица. А какое мнение насчет одиночных шутеров у Вас?
P.S. Кстати Black занимает "всего-лишь" 324 место в списке лучших игр на PS2. Urban Chaos Riot Response и Cold Winter 550-560 места соответственно