«Майор Гром: Чумной доктор» — удачный российский блокбастер, сделанный по всем канонам Голливуда
Оригинальных идей почти нет, но время вы наверняка проведёте хорошо.
С выхода короткометражного «Майора Грома» прошло аж четыре года. За это время издательство Bubble успело полностью поменять концепцию полнометражного фильма, а заодно сменить и режиссёра, и исполнителя главной роли.
Продюсеры за последние годы не раз говорили о своих планах на полноценную киновселенную, и эти заявления до сих пор казались несколько самоуверенными. Точно так же о светлом будущем своей франшизы рассказывали авторы перезапуска «Мумии» с Томом Крузом, и мы помним, чем всё закончилось. Но если Universal сразу же села в лужу, то у авторов «Майора Грома» первый полноценный шаг получился убедительным: они сняли блокбастер, у которого есть все шансы на солидные кассовые сборы и народное признание.
Действие фильма разворачивается в альтернативном Санкт-Петербурге. Город охвачен паникой из-за таинственного Чумного доктора, объявившего охоту на недобросовестных чиновников, банкиров и других представителей элиты.
Это дело пытается раскрыть майор полиции Игорь Гром — бескомпромиссный идеалист, верящий в силу правосудия. Со временем ставки растут, а противостояние Грома и Чумного доктора переходит из борьбы умов в борьбу идеологий.
История фильма основана на одноимённой сюжетной арке комикса «Майор Гром», и, если верить фанатам, адаптация не сильно отличается от оригинала. Я не знаком с оригиналом, но источники вдохновения создателей картины лежат на поверхности: Чумной доктор уж слишком сильно походит на главного героя «V — значит Вендетта», а характер постановки драк явно подхвачен у «Шерлока Холмса» Гая Ричи.
На этом заимствования не заканчиваются. Полицейские в фильме и весь полицейский участок словно взяты из какого-нибудь американского сериала. Сцена в казино, которого в нашем Петербурге не может быть по определению, и вовсе как будто взята из Бондианы. Да и во всём остальном режиссёр Олег Трофим явно ориентировался на фильмы Marvel — герои тут раскрываются в основном с помощью шуток.
Но всё это не мешает наслаждаться фильмом. «Майор Гром» — действительно качественный блокбастер, который хочется сравнивать с голливудскими: здесь, например, нет обидных ляпов или плохой актёрской игры. Все элементы картины работают почти без нареканий, а главный твист если вас и не удивит, то точно захватит своей подачей.
В контексте российского кинематографа, где уже были попытки создать супергеройское кино вроде «Чёрной молнии» или «Защитников», «Майор Гром» и вовсе можно воспринимать как некое откровение. За экшен-сценами интересно следить, операторская работа изобретательна, герои вызывают симпатию, да и мораль не такая уж чёрно-белая — герой и злодей не сильно отличаются друг от друга.
В этом заслуга не только команды сценаристов, но и актёров. Тихон Жизневский, несмотря на все опасения, неплохо смотрится в образе Игоря Грома, да и злодей получился ярким. Персонажи запоминаются и не сливаются в памяти в бесформенное нечто, как это часто бывает в других российских блокбастерах.
После просмотра я поймал себя на мысли, что «Майор Гром» во всём напоминает своего главного героя. Это искренний, прямолинейный фильм, идущий к зрителю напролом. В него создатели добавили всё, что показалось им «крутым»: начальные титры в сопровождении кавера «Перемен» Виктора Цоя, пафосного злодея с речами в духе Роршаха из «Хранителей», саундтрек из песен Дельфина и других популярных музыкантов. И, как ни странно, всё это работает.
Если вы давно хотели посмотреть массовый российский фильм без «чернухи» и депрессивной атмосферы, то «Майор Гром» — для вас.
Авторы явно знали, какой фильм они хотят снять. Это бесконечно оптимистичная лента, где правосудие одерживает верх над беззаконием. Где полицейские действительно работают во благо граждан, а мирные жители могут надеяться на торжество справедливости.
Нереалистично? В нынешних условиях — да, безусловно. Но «Майор Гром» показывает иную реальность, к которой хочется стремиться всеми силами, в лучших традициях супергеройского кино. В конце концов, в Marvel хорошие парни всегда побеждают плохих, и здесь это тоже смотрится более чем уместно.
Конечно, фильм всё равно далёк от идеала. Чрезмерное копирование западных лент сильно бросается в глаза, и авторам всё же стоило привнести побольше собственных идей. Третий акт кажется немного поспешным, словно режиссёр вырезал несколько сцен для уменьшения хронометража. А вся концовка строится на сценарных условностях, без которых сюжет не закончился бы так, как надо.
Но всё это, пожалуй, не так важно. «Майор Гром» можно воспринимать как некий экспериментальный полигон и фундамент для будущей киновселенной Bubble. С героем-полицейским получилось удачно — теперь ждём фильмы о Бесобое, Иноке и других персонажах издательства. С них спрос точно будет выше.
Что понравилось
- Яркий и стильный визуальный ряд.
- Хорошие актёрские работы и запоминающиеся герои.
- Постановка выгодно выделяется на фоне других российских блокбастеров.
- Два с лишним часа пролетают незаметно — фильм интересно смотреть.
Что не понравилось
- Слишком много заимствований из голливудских фильмов.
- Третий акт получился скомканным: сценарий в сценах ближе к концовке построен на условностях.
- Клише, клише, клише. Ход сюжета легко предугадывается.