Самое простое - присоединить нод "Gradient Texture" между нодами "ColorRamp" и "Mapping" с "Texture Coordinate":Связка нодов для получения градиента.В "ColorRamp" добавляете нужные цвета и цветовыми ползунками настраиваете градиент, также можно попробовать разные типы смешивания цветов (на скрине это "B-Spline"). Связка "Mapping" и "Texture Coordinate" обеспечивают дополнительные параметры настройки градиента. "Mapping" используется для перемещения, поворота и масштабирования.У нода "Gradient Texture" также есть настраиваемые типы градиента (на скрине это "Linear").Вместо нода "Gradient Texture" можно использовать, например, "Separate XYZ":Другой вариант нодов для получения градиента."Separate XYZ" разбивает вектор на отдельные компоненты. На скрине приведён элементарный пример: подобие горы, где то, что выше по оси Z, имеет серый цвет, а сама плоскость в изначальной позиции зелёная.Подобным образом можно сделать и градиент заднего плана:Связка нодов для градиента заднего плана.Нод "ColorRamp" можно сразу подключить ко входу "Surface" нода "World Output", но нод "Background" даёт дополнительную настройку силы света фона.Нод "Gradient Texture" также можно заменить нодом "Separate XYZ".И напоследок вариант использования градиента:Градиент сеток двух объектов, рендер "Cycles".Видео о создании градиента в Blender: