Игровое «железо» 2018 года — успехи, неудачи и тренды
Неформально и субъективно подводим итоги.
2018-й прошёл заметно тише, чем на то могли рассчитывать фанаты игрового железа. Основные консольные игроки «отстрелялись» годом раньше и готовят новое поколение, а на рынке ПК-железа всё было слишком неоднозначно, чтобы выбирать лидеров без кучи «но».
Консоль года — Xbox One X
Год назад «самая мощная консоль в мире» могла удивить разве что железом, качеством сборки и тишиной работы. Да, несомненно, XOX была великолепным инженерным достижением, но играть «мускулами» ей было негде.
Однако этой осенью Xbox One X смогла запустить Red Dead Redemption 2 в нативном 4K — да ещё и с более высокой производительностью, чем PS4 Pro, выдающей половину этого разрешения. Тут засомневались даже самые отъявленные скептики. Впрочем, одной RDR 2 дело не ограничивалось — почти во всех мультиплатформенных играх года XOX опережала PS4 Pro по всем параметрам.
Кроме того, Microsoft наконец-то довела до ума поддержку HDR в своих играх. Достаточно взглянуть на визуально сногсшибательные Forza Horizon 4 и Sea of Thieves.
А недавнее обновление ОС консоли добавило в неё поддержку Dolby Vision (более продвинутая версия HDR 10) и FreeSync (синхронизация частоты обновления дисплея с частотой обновления картинки, выдаваемой консолью), чего на PS4 Pro, похоже, даже не предвидится.
Если эксклюзивы вам не важны, а собирать новый ПК дорого, то Xbox One X — лучшая консоль 2018 года для мультиплатформы. И такой она, судя по всему, останется уже до конца следующего поколения.
И One X выделяется не только «железом», но и сервисами, главный из которых — Game Pass. Подписка позволяет получить доступ к огромной библиотеке игр за скромные деньги (на распродажах год Game Pass отдавали за 3600 рублей). Это особенно удачное предложение для тех, кто покупает себе консоль впервые и хочет попробовать лучшие игры платформы с минимальным количеством затрат — вам разом достанутся почти все главные релизы для Xbox последних лет.
Плюс Xbox One X не воет одиноким волком и не пытается взлететь при попытке поиграть в Red Dead Redemption 2, что тоже вполне себе выгодное конкурентное преимущество.
Ну и не стоит забывать про обратную совместимость. Xbox One X — единственная современная консоль, позволяющая запустить Red Dead Redemption, да ещё и в нативном 4K.
Лучший лимитированный дизайн консоли — Nintendo Switch Labo Edition и PS4 Pro 500 Million Edition
«Картонную» версию Switch, к сожалению, нельзя купить, но в плане кастомного дизайна Nintendo легко обошла всех конкурентов.
Особенно удивляет внимание к деталям — небольшие дырочки на боку док-станции, надписи, стилизованные под маркировки на картоне, и красивая текстура.
Второй кандидат на звание лучшей лимитрованной консоли — версия PS4 Pro, приуроченная к продаже 500-миллионной PlayStation. Благодаря использованию прозрачного тёмно-синего пластика она выглядит очень благородно, а номер на корпусе напоминает о том, что в руках у пользователя находится уникальное устройство.
«Железо» года — Nvidia RTX 2080 Ti
Год у Nvidia выдался сложный, о чём мы поговорим ниже, но место в истории у линейки карт 20xx уже никто не отнимет. Наконец-то трассировка лучей в реальном времени, о которой мы говорили весь год, перестала быть набором хаков и костылей, а стала вполне себе реальностью, пусть и доступной пока не всем потребителям, но это дело времени.
Линейка Nvidia RTX, в сочетании с реализацией DXR в DX12, повторяет путь, который когда-то прошли GeForce 3 и DirectX 8. Третий «жираф» сделал шейдеры и бамп-мэппинг широко доступным стандартом, но сами карты на запуске купило не так много людей. Настоящий бум реализованных в «трёшке» технологий начался во времена GeForce 4. Похожая судьба, почти наверняка, ждёт и RTX c DXR.
Да, сегодня 2080 Ti — безумно дорогая карточка (свыше 1000 долларов). Да, это продукт для энтузиастов. Для рядового игрока это предложение не будет интересно ещё пару-тройку лет, прежде чем разработчики игр поймут, что им вообще делать с гибридным рендером, а производители видеокарт не удешевят RTX.
Но это уверенный фундамент, на котором будет в дальнейшем выстраиваться реалтаймовая графика, в том числе — в стане конкурентов. Пускай с потребительской точки зрения RTX 2080 Ti и выглядит немного глупо, на наших глазах творится история. Грех такое не оценить, а потому вопреки всем недостаткам 20-я линейка становится нашим «Железом года».
Но не всё так просто.
«Железное» фиаско года — запуск RTX
При всей революционности RTX как технологии, Nvidia очень сильно просчиталась с запуском новых ускорителей и демонстрацией трассировки лучей. Даже лояльные к производителю техноблогеры типа Лайнуса Себастьяна были ошарашены тем, что им попросту не на чем тестировать новые видеокарты.
Полноценная поддержка RTX появилась лишь в Battlefield V спустя несколько месяцев после начала продаж 2080 Ti, да и то не на релизе самой игры. Патч, добавляющий технологию сглаживания DLSS RTX в Final Fantasy XV, и вовсе вышел на днях.
Имплементация новых фич, что ожидаемо в играх «первой волны», тоже оставляет желать лучшего. Так что для полноценной демонстрации возможностей вашей новой карточки за 100 тысяч рублей придется подождать до февраля, когда в свет выйдет Metro Exodus.
Вопрос, который задают все рецензенты и блогеры прост: стоило ли вообще так торопить новое семейство на рынок, тем более если конкурент в лице Radeon всё равно не дышит в спину?
Игровое аудио года — SteelSeries Arctis Pro Wireless
Год назад мы отмечали в итоговом материале поглощение Astro гигантом периферии Logitech. В итоге проиграли, кто бы мог подумать, мы с вами. Российские игроки окончательно потеряли возможность купить Astro легально (компания ушла с нашего рынка), а каких-то качественных альтернатив дорогой, но безупречной A50 на рынке не появилось.
К счастью, весной SteelSeries выкатила на полки Arctis Pro Wireless, беспроводную версию своей чрезвычайно популярной линейки наушников Actis, да ещё и с беспроводной базой-миксампом. За комплект в рознице просят 33 тысячи рублей (ого!), но и A50 была немногим дешевле.
Заплатив такие деньжищи покупатель получает, что называется, «полный фарш». Здесь и достойный объёмный звук, и качественный микрофон, и свобода от проводов. Едва ли SteelSeries Arctis Pro Wireless можно назвать «народным выбором» (на рынке беспроводных игровых гарнитур этот титул прочно закрепился за HyperX и Sony), но у Astro A50 наконец-то появилась достойная альтернатива в рознице.
Лучший игровой гаджет года — Nintendo Labo
Да, мы хвалим картон. Картон за 5 тысяч рублей. А почему бы и нет?
Nintendo снова удалось умыть хейтеров и доказать, что с помощью креатива и грамотного маркетинга можно делать деньги из чего угодно. Плюс Labo — это действительно интересный и увлекательный конструктор. Он неплохо учит детей логическому мышлению, алгоритмике и мелкой моторике.
Автор этого материала совершил ошибку, за которую ему не сильно-то и стыдно. Купил перед новым годом стартовый комплект «для племянника», а в итоге племянник за это самое Labo натурально сражается со своим дядей.
Ещё один неочевидный аспект конструктора — Labo открывает безграничные просторы детского и взрослого DIY. Некоторые детища воспалённой фантазии фанатов вирусили на YouTube весь год. Кому на этом фоне интересны очередные «киберкотлетные» мышки и геймпады, когда Nintendo умудрилась так обыграть кусок прессованного дерева?
Самый неудачный игровой гаджет года — PS Classic
У Sony выдался фантастический год — её игры отлично продавались и собирали самые лестные оценки прессы. Но угольки под ёлку компания подложила себе сама, погнавшись за лаврами ретроконсолей Nintendo.
Анонс PS Classic не предвещал беды. Cписок из 20 игр нравился не всем, но с библиотекой масштаба PS1 очень сложно угодить каждому. Консоль стоила аж 99 долларов, но и в комплекте шло 2 геймпада с длинным проводом. Блок питания «зажучили», но через USB ретро-машина работала от любого телевизора.
Парад провалов начался уже ближе к дате выхода, когда на руках у журналистов оказались первые экземпляры приставки. Выяснилось, что игры эмулируются плохо, часть библиотеки — это заметно более медленные PAL-образы, а в качестве эмулятора Sony использует фанатскую разработку с открытым исходным кодом.
Чуть позже оказалось, что подключив к приставке USB-клавиатуру можно вызвать меню эмулятора просто нажав на ESC. Ну и вишенка на торте: через какую-то пару недель консоль с концами взломали.
На момент написания этого материала PS Classic уже отдают с большой скидкой, хотя не прошло даже месяца после её дебюта на магазинных полках. Может это не самый худший гаджет года, но уж точно самый громкий и показательный провал 2018.
«Да умрет ваш VR через год» года — PS VR
В отличие от PS Classic, у другой «железной» инициативы Sony год прошёл просто замечательно. На протяжении 2018-го для PS VR выходили прекрасные игры, и у владельцев шлема даже успел скопиться небольшой бэклог.
Astro Bot, Beat Saber, Moss, The Persistence, Tetris Effect, WipeOut VR — вот лишь самые громкие и дорогие проекты, ради которых не стыдно взять шлем от Sony. Отдельной строкой стоит упомянуть «Радугу 6 для VR» Firewall Zero Hour, которая вдохнула вторую жизнь в контроллер PS Aim.
Рынок VR за пределами PlayStation тоже развивается, пускай и без оглядки на игры. Шлем Oculus Go, к примеру, стал настоящим хитом.
Негативный тренд года — невероятно дорогое новое поколение «железа» для ПК
Новое поколение видеокарт за сто тысяч рублей? Оперативная память за 15 тысяч рублей? Добро пожаловать в 2018-й год, когда игровая машина среднего звена обойдётся в 60-70 тысяч, да и та — с кучей компромиссов.
Едва ли ПК-игроков можно испугать ценами на апгрейды, но в этом году обновляться на актуальное железо дорого даже в долларах. Ситуации не помогает как глобальный кризис в производстве оперативной памяти, так и нежелание Nvidia навести порядок в своей линейке. Десятая серия не только не дешевеет, но даже дорожает на фоне ещё более «кусачих» RTX. Не радует и Radeon, чьё желание на равных конкурировать с «зелёными» окончательно сошло на нет и мы наблюдаем на рынке видеокарт все побочные эффекты монополии.
Позитивный тренд года — прошлое поколение чипов стало дешевле, но не стало хуже
Но есть здесь и позитивные моменты. Лопнувший криптовалютный пузырь хорошо сбил цены на вторичном рынке, при условии, что вы внимательно тестируете видеокарты при покупке.
Не пропали из продажи процессоры Ryzen и Intel предыдущих поколений, которые может и послабее своих более актуальных собратьев, но все еще достаточно хороши, если у вас не очень толстый кошелёк.
2019-й год обещает быть веселым для ПК-игроков, потому что свои новые процессоры грозятся представить как Intel (Sunny Cove), так и AMD (Zen 2). В гонку видеокарт может включиться и Radeon с новой архитектурой Navi, а трассировка лучей станет доступнее с выходом RTX 2060.
Для консольщиков же 2019-й почти наверняка пройдёт максимально спокойно, так как у всех трёх игроков карты были выложены на стол еще в 2017-м. Новые релизы AMD, в свою очередь, смогут приоткрыть завесу тайны над примерным составом начинки следующих версий приставок. Особенно интересно будет взглянуть на архитектуру Navi, которая, по слухам, создаётся с оглядкой в первую очередь на консоли от Sony и Microsoft.
Традиционно, мы не смогли уместить все интересные новинки в узкие рамки номинаций. Какие устройства в этом году больше всего запомнились лично вам и чего вы ждете от наступающего 2019 года?