«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

Ответы на вопросы пользователей о комиксах в России, манге и влиянии фильмов Marvel на популярность этих историй.

Совладелец московского магазина комиксов «Чук и Гик» стал гостем рубрики «Гость DTF» и в прямом эфире ответил на вопросы пользователей, а мы выбрали из его высказываний главное.

«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

О стоимости комиксов

Комиксы в России — это довольно требовательное к финансам хобби. Если их активно покупать, коллекционировать — это серьёзная нагрузка для бюджета. Но, на самом деле, в России комиксы всё ещё дешевле, чем, например, в Америке.

Самый распространённый в России формат — это сборник, в который входят несколько одиночных выпусков, обычно пять или шесть. Там нет рекламы, это единый сюжет, который можно прочитать сразу, не дожидаясь выхода новой части. Комикс такого формата стоит [в США] от шести долларов и может доходить до двенадцати. Средняя цена на такой комикс в России — четыреста рублей.

Я сам отчасти перестал коллекционировать комиксы на английском языке, потому что после падения курса рубля в 2014 году цены на них стали неподъёмными, невменяемыми. Это, кстати, одна из причин того, почему наш рынок немного вырос в 2014-2015 годах — люди перестали покупать комиксы на английском, а отечественные издатели очень активно компенсировали эту утрату и нарастили темп.

Как формируется цена на комиксы и на книги вообще. Есть цена издательства, то есть, то, сколько для издателя стоит этот комикс. Сюда заложена стоимость печати, стоимость прав на произведение, зарплата сотрудников издательства. По этой цене издательство производит продукт, делает небольшую наценку и отдаёт его оптовым посредникам — то есть, издателю нужно не просто отдать его за себестоимость, а что-то заработать. Оптовый посредник тоже работает не за идею и делает наценку, но на каждую конкретную книгу эта наценка небольшая. И финальная точка — интернет-магазин, который тоже должен себя содержать.

«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

О ведении бизнеса

Не все отдают себе отчёт, сколько мелких трат должен совершать интернет-магазин. Например, мы присылаем вам смс о статусе вашего заказа — и все эти уведомления совершенно не бесплатные. Они не очень дорого стоят, но подобных штук очень много, и они значительно повышают стоимость содержания интернет-магазина.

В России наценка на комиксы очень маленькая. По сравнению с другими товарами они очень низкомаржинальные. Она около 50% — вы видите в магазине комикс за 150 рублей, значит, магазин с него имеет 50 рублей. Маржинальность обычной книги гораздо выше.

Где-то в районе 2014 года российские издатели заключили негласный пакт. Было принято такое решение: мы сохраним низкие цены, потому что если мы их повысим, то люди от нас уйдут. Но эти цены были на уровне демпинга — в эту маржинальность в 50% не заложена возможность нормально развиваться для магазина, заниматься рекламой, делать более крупные тиражи.

Непопулярное мнение: комиксы в России должны стоить немножко дороже, чтобы индустрия могла чуть лучше развиваться. Сейчас у многих был непростой год, непростая финансовая ситуация, я знаю магазины комиксов по регионам, которые либо закрываются, либо реорганизуются, либо переформатируются во что-то. Я понимаю, что это непопулярное мнение, потому что покупательская способность в России, к сожалению, падает, и люди очень неохотно тратят деньги на развлечения, но вот так получается.

Комиксы и так дорожают весь год, но не из-за того, что издатели решили нарушить свой негласный договор. Это происходит из-за повышения НДС на 20%. Сами комиксы, как книгопечатная продукция, либо не облагаются НДС, либо облагаются налогом в 10%, но средства производства — чернила, бумага, транспорт, — это повышение затронуло.

Выход из этой ситуации был бы, если бы мы продавали большие тиражи комиксов и таким образом компенсировали повышение затрат. Но в последние полтора года объёмы продаж падают. Сейчас мы либо чудесным образом находим в России ещё больше людей, которые покупают комиксы, которые почему-то раньше не знали, что надо к нам ходить, либо мы просто делаем их дороже.

Комикс может стоить дешевле, если у него большой тираж. Сейчас в России суперсложно продать книжку тиражом больше двух-трёх тысяч экземпляров. Или же если у него бумага сильно хуже — но тут уже нас не поймут люди, для которых комикс — объект коллекционирования.

О магазине

Мы в какой-то момент поняли, что «Чук и Гик» не будет ориентироваться на коллекционеров. Потому что если коллекционеру надо, он сам для себя всё достанет.

Чтобы открыть свой магазин комиксов, нужно выбрать хорошее место, куда будут заходить прохожие. Потому что только на фанатах комиксов выехать, к сожалению, не получится. Не нужно никаких гайдов про то, как зайти в подворотню и нажать 150 кнопок на домофоне. Также рекомендую быть осторожнее с торговыми центрами, потому что там по будням магазин будет простаивать, а аренду никто не отменял.

С названием «Чук и Гик» две проблемы. Во-первых, судя по всему, скоро люди не будут знать, кто такой Аркадий Гайдар. Во-вторых, люди старшего поколения всё время заходят и говорят, мол, у вас ошибка в названии — однажды даже кто-то исправил ручкой на вывеске. Плюс слово «гик» ассоциируется с чем-то вроде «Теории большого взрыва». Если бы я вернулся в прошлое, я бы как-нибудь по-другому назвал магазин.

«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

О манге

В нулевые манга была доминирующим видом комиксов в России. В десятые это изменилось, и она уступила позиции американскому комиксу. Сейчас происходит резкий ответный удар манги. У неё гораздо более высокий темп выхода томов и в два-три раза больше тиражи. Не очень понимаю, почему так происходит, учитывая, что многие издатели издают мангу не в таком доступном формате, с которым она ассоциируется. Думаю, что просто со второй попытки российские издатели научились лучше работать с аудиторией.

Читатели манги и читатели комиксов — это две разных группы людей, мне бы хотелось, чтобы они пересекались сильнее. Фанаты комиксов иногда интересуются мангой, но фанатам манги совершенно не интересны комиксы. Как их «пересадить» — я не знаю, а хотел бы знать, потому что их, судя по всему, больше.

За последние 10 лет на русском языке вышел практически весь золотой фонд американского комикса и немалая часть японского. Российский покупатель уже давно не чувствует себя обделённым, его проблема лишь в том, как найти на всё это деньги.

О влиянии фильмов Marvel на популярность комиксов

Фильмы Marvel и другие супергеройские фильмы, конечно, повлияли на узнаваемость супергероев как брендов и медийных личностей, но она не всегда конвертируется в продажи.

Хорошо конвертируется, когда вышел фильм по комиксу, и в нём один том — можно купить и прочитать. А вот например в этом году вышел «Мстители: Финал» — самый кассовый фильм в истории, — но комикса, по которому он снят, нет. Есть несколько комиксов, из которых сценаристы взяли определённые элементы. Но вот такого комикса, в котором Мстители проигрывают Таносу, и спустя пять лет страдают от посттравматического синдрома, его нет. И мы из-за этого переживали: нам было нечем отпраздновать успех этого фильма.

Когда выходил «Доктор Стрэндж», про которого не так много комиксов на русском языке, они пользовались успехом, потому что не было выбора. А вот когда выходил фильм «Чёрная пантера», и про этого персонажа тоже выпустили комикс — ничего не произошло.

Проблема с супергеройскими фильмами в том, что вот выходит фильм про Бэтмена, ты приходишь в магазин, а там три или четыре комикса про Бэтмена с надписью «том один». В большинстве из них описывается начало истории Бэтмена, и ты даже не знаешь, противоречат они друг другу или нет, и с какой серии начинать. Без подсказки ты тут не разберёшься, а я прекрасно знаю, что многие покупатели не любят пользоваться услугами консультантов, хотя они именно для этого там и существуют.

Фандом киновселенной Marvel — это отдельный фандом, участники которого зачастую комиксы не читают, не знают и не интересуются ими. Поэтому не нужно думать, что мы начали купаться в деньгах с тех пор, как Кевин Файги начал снимать свои фильмы.

«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

О российской индустрии

Самая быстрорастующая и процветающая сфера российских оригинальных комиксов — это инди, андеграунд, нон-фикшн, драма. Это ничего общего с фантастикой и супергероями не имеет. Там происходит масса всего интересного: самиздат, фэнзины, маленькие издательства, которые продвигают российских авторов.

Мы стараемся брать к себе почти всех независимых авторов; не берём только в случае совсем уж низкого уровня качества, который не оправдан художественным выбором, или если в комиксе транслируются убеждения, которые мы не можем транслировать в том числе и по закону.

Чтобы сделать крутой комикс, человеку нужно чем-то зарабатывать на жизнь, оплачивать квартиру и есть, потому что в среднем рисуется одна страница в день. Это очень медленное искусство: делаешь его очень долго, потом он выйдет, и, если не повезёт, его очень быстро задавят другие новинки. Поэтому российским комиксам не хватает интереса аудитории, чтобы была возможность получать заказы от издательств, чтобы издатели знали, что они смогут продать целый тираж такой книжки и оплачивали авторам работу.

Сейчас везде, кроме Bubble, этакие доверительные отношения. Мы, издатели, говорим художникам: мы с вами в одной лодке, давайте делить победы и поражения вместе. Мы не сможем дать вам много денег, но сделаем для вас всё остальное, что сможем, и постараемся, чтобы ваша книжка продалась как можно лучше. Не хватает индустриального фундамента.

Ты можешь собрать сто комментариев ВКонтакте, в которых все напишут, что непременно купят у тебя этот комикс по никому не известным персонажам, потому что он топовый, не то, что вся эта шняга от Marvel и DC — после чего у тебя будет целый склад нераспроданных книг. Поэтому убедить издательство в том, что нужно потратить деньги на покупку лицензии, гораздо проще, если будет какой-то фильм, и этим абсолютно все руководствуются.

Российские художники комиксов, к сожалению, часто уходят в геймдев, потому что там гораздо больше платят. При этом, если честно, я не знаю, чем занимается российский геймдев. Я, конечно, не самый хардкорный геймер, но я не могу назвать из головы много российских видеоигр. Я люблю мобильные игры, признаю за ними право на существование, но всё-таки для меня это немножко не то.

Сейчас лицо российского мэйнстримного комикса — это некий синтез американской и японской школ. Аниме-стилистика, но не совсем японская, нечто динамичное и мультяшное. Вот это похоже на лицо российского комикса.

«Читайте комиксы, не стесняйтесь этого» — главное из общения DTF с совладельцем магазина комиксов «Чук и Гик»

О супергеройском жанре в России

«Защитники» — это просто копирование внешних элементов без внутренней сути. Если ты поймёшь, в чём внутренняя суть супергеройского произведения — пожалуйста, вперёд.

Хорошая история о российском супергерое обязательно будет завязана на социальную повестку дня, которую в российском кино стараются не трогать. Я не буду говорить, в каких конфликтах участвовал бы российский супергерой, чтобы наш стрим не прикрыли, но, по-моему, это очень понятно. Он занял бы одну или другую сторону, у него было бы политическое мнение. Было бы круто в таком плане их трактовать, но это боятся делать.

О пренебрежительном отношении к комиксам

Комиксы уже никогда не станут настолько же популярными, как фильмы и игры. Они были популярнее кино в Америке 30-х и 40-х, но с тех пор многое изменилось. Думаю, они останутся нишевой штукой. В Японии, Франции и Бельгии их читают люди всех возрастов, но даже в Америке, как мне кажется, к ним остаётся пренебрежительное отношение, несмотря ни на что.

После высказываний Мединского внутри нашей индустрии начался небольшой холивар, мол, не надо оправдываться. Один мой друг мне сказал: если тебя гопник в переулке прижмёт, ты будешь оправдываться или поставишь его на место?

Геймеров тоже много травили, сейчас вроде перестают. Вот, Екатерина Шульман за нас с вами вступилась, наконец-то. Может быть, за магазины комиксов тоже вступится.

Читайте комиксы, не стесняйтесь этого, не обращайте внимания на тех, кто занимется буллингом или является министром культуры.

183183
281 комментарий

 "Фанаты комиксов иногда интересуются мангой, но фанатам манги совершенно не  интересны комиксы. Как их «пересадить» — я не знаю... "

Да ни как, после манги читать комиксы не особо интересно.

65

Комментарий недоступен

57

Комикс — это для тех, кто не читает мангу. Я очень плохо отношусь к комиксам. Что такое комиксы? В принципе, как вам сказать, это не манга. Ориентация комикса должна быть на ребенка, который только учится читать мангу, до семи или восьми лет, но взрослому человеку читать комиксы — мне кажется это убожеством

7

Да ни как, после манги читать комиксы не особо интересно.

Обычно это пишут люди, в глаза не видевшие европейские комиксы, например. Которые сегодня щедро издают "в бумажном виде" и даже на русском языке.

Я добил Метабаронов и Инкала буквально вчера и ничего сравнимого в американской или японской библиотеке с этим творением нет. Ну Акира разве что, но он не сильно на классическую мангу похож, если уж на то пошло. Есть ещё Эрже (Тинтин прекрасен), Мёбиус... Да много кто ещё. Но в мозгу обывателя почему-то плотно сидит стереотип о том, что комикс - это обязательно манга или дисимарвел.

5

а посоветуйте что нибудь из манги человеку совершенно с ней незнакомому(знаю только про дезнот). чтоб вот сразу увлекло.

Ну почему, я, например, с одинаковым интересом читаю и то и другое. Комиксов у меня больше, из манги есть «Опус» Сатоси Кона и один ужастик, щас буду собирать «Акиру» и «Блэйм» хочу почитать.

1

Оооо ну да. Тут Азбука анонсила выход академии на русском, так в комментах настоящие холивары были "дайте нам еще одно переиздание наруто"... Вот уж после кого комиксы кажутся бездушной фигней, да?)