Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

Фото писателя Стивена Кинга
Фото писателя Стивена Кинга

Великий и ужасный Стивен Кинг, конечно же, не нуждается в особом представлении. Из-под его пера вышло более пятидесяти романов и около двухсот рассказов. Он пробовал себя в разных жанрах, но именно благодаря хоррору получил признание миллионов читателей и прозвище «Король ужасов», причём второй после не менее известных гениев данного жанра - Говарда Лавкрафта и Эдгара Аллана По.

Его произведения, а также некоторые экранизации вроде "Кэрри", "Сияние", "Оно" до сих пор остаются востребованными среди читателей и зрителей, а по одному из циклов произведения "Тёмная Башня" - «Противостояние» в 2014 году вышли комиксы под названием "Противостояние: Капитан Шустрик / The Stand: Captain Trips".

К тематике "Тёмной Башни" Кинга обратился в своё время и рок-музыкант Валерий Кипелов, который 29 сентября 2017 года в третий студийный альбом под названием «Звёзды и кресты» включил песню с одноимённым названием.

Но вот о том, что всемирно известные компьютерные игры явно черпали вдохновение из произведений Кинга, слышали немногие. Да и не придавали этому особого значения. Давайте тогда разберёмся и проведём обзор этих вселенных.

1. Сайлент Хилл

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

При упоминании этого названия у кого-то возникнет ассоциация с одноимённым фильмом с окутанным туманом и белым пеплом зловещим городом, а кто-то мысленно начнёт напевать знакомые строки из группы Климбатика: "Не плачь, Алесса, не плачь! Твои кровавые слёзы не стоят этого мира людей!", посвящённые как раз героине данной вселенной.

Но что роднит Сайлент Хилл со Стивеном Кингом? Сейчас я Вам о том поведаю. Но обо всём по порядку. Напомню только, что по данной вселенной было снято два канадских фильма ужасов - 2006 и 2012 года.

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга
Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

Если первый, хоть и получил весьма неоднозначные отзывы, но всё же понравился зрителям, то второй получил исключительно негативные отзывы критиков, отметивших неправильное понимание исходного материала, обрывочность появления большинства второстепенных персонажей и общее снижение качества по сравнению с первой картиной.

Похвалы удостоились только визуальные эффекты и образ главной героини. Оба фильма - это экранизация одноимённой компьютерной игры, созданной в далёком 1999 году японской кампанией Konami Computer Entertainment Tokyo.

Преданные поклонники игры сразу же заметили разницу в сюжетной составляющей фильма: так, персонаж из первой части - Гарри Мейсон, который у обочины дороги обнаружил новорождённую девочку - светлую часть Алессы Гиллеспи и усыновил её, а потом отправился на её поиски, в фильме был заменён на новый женский персонаж - Роуз Де Силва.

Героиня Роуз де Сильва из первой части фильма ищет свою дочь Шэрон
Героиня Роуз де Сильва из первой части фильма ищет свою дочь Шэрон
Персонаж Гарри Мейсон из оригинальной игры по вселенной Сайлент Хилл
Персонаж Гарри Мейсон из оригинальной игры по вселенной Сайлент Хилл

Однако, во второй части фильма данный персонаж был упомянут - как псевдоним приёмного отца Шэрон - Кристофера, который скрывался от потусторонних сил города-призрака, и пытался всеми силами защитить свою дочь.

Также имя светлой части Алессы изменили с Шерил на Шэрон, а во втором фильме вообще смешали с героиней Хизер, которая, хоть и была реинкарнацией Алессы, но её единственное сходство было в том, чтобы стать матерью Божества. Противником её была героиня Клаудия Вульф, которая в детстве дружила с Алессой, а потом вдруг ни с того ни с сего решила продолжить чёрное дело её матери.

В фильме же Клаудия - верховная жрица Ордена Валтиэля — секты, когда-то правившей Сайлент Хиллом. Но теперь, когда Алесса вернулась, они вынуждены прятаться от неё в подземельях.

А Хизер/Шэрон — единственный шанс уничтожить демона, коим являлась Алесса, и освободить секту. Также Хизер попадает в город не только из-за кошмаров, но и из-за того, что её отец пропал. В оригинале же персонаж погиб в автокатастрофе.

Хизер/Шэрон
Хизер/Шэрон
Тёмная Алесса из второго фильма
Тёмная Алесса из второго фильма

Алесса же в фильме стала жертвой обстоятельств: по сюжету, её доверчивую мать Далию, неожиданно ставшую протагонистом и, подобно Люси Баркер из фильма Тима Бёртона/Бартона про цирюльника Суини Тодда, сошедшей с ума бродяжкой, обманули сектанты и чуть было не сожгли заживо дочь, пытаясь предотвратить Апокалипсис, и лишь случайно проезжавший мимо инспектор Томас Гуччи спас несчастную девочку на горящих руинах общины.

К тому же ещё Алесса является бастардом, то есть - ребёнком, рождённым вне брака, за что её все и возненавидели.

Актриса Дебора Ангер, сыгравшая роль Далии, называла свою героиню безумным, немного загадочным пророком, обретшим мудрость через страдание, и сравнивала её с героиней Античности - вещей Кассандрой, предрёкшей Троянскую Войну по Гомеру и персонажем Джоном Проктером из фильма "Суровое испытание/The Crucible".

Мать Алессы - Далия Гиллеспи из первого фильма
Мать Алессы - Далия Гиллеспи из первого фильма

На самом же деле именно Далия по сюжету оригинальной игры целиком и полностью была ответственна за то, что произошло с её дочерью. Она показана как типичнейший маньяк-шизофреник, которому место в психиатрической клинике - мало того, что она была религиозным фанатиком, так ещё и пыталась ЗАЖИВО СЖЕЧЬ СОБСТВЕННУЮ ДОЧЬ, и поддерживала её в изувеченном состоянии ради того, чтобы добиться рождения Божества, но потерпела неудачу, когда в результате ритуала Алесса превратилась в эдакого двоедушника, раскололась на светлую и тёмную сторону, которые при слиянии образуют Инкубатор.

Такой Далия выглядела в оригинальной игре
Такой Далия выглядела в оригинальной игре

А спас Алессу водитель грузовика по имени Тревис О’Грейди из горящего дома. Данный персонаж из пятой части игры под названием "Silent Hill: Origins(Silent Hill Zero)" появляется в конце второй части фильма про Сайлент Хилл, когда Шэрон/Хизер и её парень умоляют его увезти их подальше от гиблого места.

Тревис выносит обгоревшую Алессу Гиллеспи из полыхающего здания
Тревис выносит обгоревшую Алессу Гиллеспи из полыхающего здания

Другой же новый женский персонаж из фильма - верховная жрица - сектантка Кристабелла - был основан сразу на двух героинях саги- самой Далии и Клаудии Вульф, а имя ей досталось от героини комикса "Silent Hill: Dying Inside" - убитой религиозными фанатиками девочки.

Кристабелла из первой части фильма вселенной Сайлент Хилл
Кристабелла из первой части фильма вселенной Сайлент Хилл

Также в фильме убрали как садистскую линию матери-сектантки, так и беременность Алессы Богом, превратив мрачную и таинственную, почти детективную, историю от первого лица, рассказанную различными случайно оказавшимися на территории Сайлент Хилла персонажами, в некое назидание, предостерегающее от религиозного фанатизма.

Но, несмотря на все эти расхождения с первоисточником, как я уже сказала, первая часть фильма, основанная на первой части игры, была оценена по достоинству.

Тёмная Алесса из первого фильма
Тёмная Алесса из первого фильма

Но на сей раз сюжет второго фильма был конкретно основан на третьей части оригинальной игры, вышедшей в свет в 2003 году. Пришло время снимать продолжение — и злюки-глюки, видать, опознали цель по черным корням волос! И теперь героине Хизер, перекрашенной в блондинку, вместе с новообретенным другом Винсентом (актёр Кит Харрингтон) придется вернуться в город из своих кошмаров, где заправляет зловещая жрица Клодия (актриса Кэрри-Энн Мосс), по улицам шастают демоны из параллельных измерений, а с неба вечно падает белый пепел, навевая нам знакомые строки из одноимённой песни Александра Маршала или группы Otto Dix

На мой взгляд, и первый-то фильм был из серии "начали за здравие, закончили за упокой". Сиквел, за который взялся сценарист и режиссер вполне достойного "Соломона Кейна", вселял некоторые надежды. Увы, Майкл Джей Бассетт наступил на все грабли, щедро разбросанные на пути экранизации знаменитой вселенной.

В результате действие быстро вырождается в коряво увязанный набор сменяющих друг друга локаций с нелепо мельтешащими персонажами второго плана, а когда необходимо что-то объяснить, герои делают пафосные лица и гонят пургу типа: "Так было предначертано!"

Что же касается дизайна, то эта сборная солянка из образов, надерганных из "Восставшего из ада", "Тумана", "Хеллбоя" и еще невесть откуда, наверно, и правда хороша в видеоигре. А в кино демонические медсестрички не производят должного впечатления без возможности шмальнуть по ним из плазмомета или "тесла-гана"! Видимо, все-таки лучше делать видеоигры по фильмам — а не наоборот.

В чем же сходство Сайлент Хилла со вселенной Стивена Кинга, спросите вы? Дело в том, что сюжет оригинальной игры, а не фильма, по мотивам которой он и был снят, просто изобилует отсылками и сюжетами, похожими на романы Кинга. Здесь вам и различные постеры, развешанные по всему городу, и знаменитые фразы из фильмов и даже некоторые монстры, которые словно сошли со страниц книги этого известного писателя.

Как будто разработчикам мало было намекнуть на ту же «Безнадёгу», «Сияние», «Мёртвую зону», "Туман" в конце концов, они в довершение назвали одну из улиц именем Ричарда Бахмана - секретного в своё время псевдонима Кинга, под которым в свет вышли запрещённая ныне "Ярость" о теракте в школе, из-за которой в реальной жизни начали происходить трагедии, причём это было задолго до Колумбайна, «Бегущий человек», «Худеющий»... В этих историях есть лишь циничная, неприятная правда о людях в частности и обществе в целом.

Тон повествования всегда резок, раздражён и преувеличено откровенен: так говорит человек, застрявший в чёрной полосе, не видящий выхода и желающий уколоть своей болью и собеседника. Одним словом, это - невероятно тёмное альтер-эго писателя.

Как Вы уже догадались, история Алессы Гиллеспи - это вольное переложение знаменитой "Кэрри" Стивена Кинга - есть в игре и зловещий культ, и девушка со связью с иным миром, а также её фанатичный родитель...

Алесса Гиллеспи, кадр из фильма
Алесса Гиллеспи, кадр из фильма
<b><i>Кэрри Уайт</i></b> в исполнении Сисси Спейсек
Кэрри Уайт в исполнении Сисси Спейсек

У обеих героинь - подростков со сверхспособностями - что у Кэрри Уайт, которая в оригинале далеко не была симпатичной стройной девочкой, да к тому же ещё и никогда не следила за своей гигиеной из-за религиозных убеждений, что у Алессы Гиллеспи - были деспотичные матери-сектантки, над обеими издевались в школе, и в обоих случаях ничем хорошим для обидчиков это не закончилось.

Разница лишь в том, что если мать Кэрри - Маргарет Бригхэм - просто воспитывала дочь в строгости и запирала в чулане в знак наказания, то мать Алессы - Далия...О ней я уже выше рассказала.

Разве что, способы возмездия у девочек разные - одна при жизни мстила, устроив массовое убийство на выпускном с помощью телекинеза, а вторая считай что умерла, когда её дух раскололся надвое: тёмная Алесса осталась в Сайлент Хилле, а светлая переродилась в девочку Шерил, которую потом удочерили...И после её гибели в мире начали происходить страшные и необъяснимые вещи, от которых люди либо погибали, либо сходили с ума.

Кстати, Кэрри была показана в игре Сайлент Хилл - плакат с её изображением висел напротив антикварного магазина «Зелёный лев».

И тут возникает вопрос, является ли Алесса Гиллеспи вторичным персонажем, подобно Тане Гроттер, раз была целиком и полностью списана с персонажа Кэрри? Что это - отсылка или пародия? Некоторые поклонники игры даже уличили разработчиков в плагиате вселенных Стивена Кинга и солянке из его произведений - так, чрезмерно увлёкшись разного рода пасхалками, как принято называть отсылки к знаменитым произведениям, они откровенно перенимают у Короля Ужасов сюжеты, задумки - все, вплоть до характеров персонажей с других фильмов, книг и т.п. Как сказал персонаж Питер Гриффин в одной из серий, в которой была показана вариация на Мизери, Побег из Шоушенка и тд: "Спасибо тебе, Стивен Кинг, увидимся в суде".

Мало кто знает, что и сама Алесса Гиллеспи также оказала своё влияние на героиню другой игры - F.E.A.R. - Альму Вейд. У обеих девочек никогда не упоминается один из родителей (мать Альмы и отец Алессы), а от рук другого они обе перенесли ужасные мучения, и обе позднее использовали свои психические способности, чтобы отомстить ответственным за их страдания. Обе обладают мощными псионическими силами, в том числе способностью создавать монстров из глубин их разума.

Героиня Альма Вейд из вселенной F.E.A.R.
Героиня Альма Вейд из вселенной F.E.A.R.

Также они обе подверглись насильственному оплодотворению неестественными путями, будучи в подростковом возрасте. И Алесса, и Альма отдали новорождённых протагонистам в концовках соответствующих игр перед тем, как исчезнуть навсегда. Также их имена начинаются на «Ал».

Личность и внешность Альмы во многом схожа с киноверсией Алессы, которая гораздо более эмоциональна и мстительна, чем её версия в игре. Как и Альма, киноверсия Алессы также появляется в своей детской форме на протяжении всего фильма, а в концовке предстаёт как больная, сильно израненная взрослая женщина. Кстати, Альма в своём красном наряде схожа как с Кэрри Уайт, так и с Люси из аниме Elfen Lied:

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

2. Alan Wake

Ещё одна игра в жанре хоррор, созданная финской кампанией Remedy Entertainment, вышедшая в 2010 году. Предположительно, за основу её сюжета был взят тридцать пятый роман Стивена Кинга под названием «Мешок с костями» 1998 года - так, образ писателя Томаса Зэйна, потерявшего свою возлюбленную Барбару, весьма напоминает персонажа Майка Нунэна, скорбящего по умершей от болезни его жены Джоанны и пытающегося раскрыть тайну Сары Тидуэлл, чернокожей блюзовой певицы, которой раньше принадлежал дом Майка и чей неупокоенный дух сейчас проявляется в его доме и убивает людей. И, так же, как и Майк, другой писатель - Алан Уэйк, именем которого названа игра, - страдает от творческого кризиса.

Произведение Стивена Кинга - «Мешок с костями»
Произведение Стивена Кинга - «Мешок с костями»

А из фильма "Сияние" непосредственно были заимствованы сцена с прорубанием двери топором и лабиринт из живых изгородей, через который приходится пробираться главному герою.

Как и для романов Кинга, так и для игры, тема писателя, противостоящего кошмарным порождениям собственного воображения, стала сквозной. «Alan Wake» – настоящая солянка из произведений Стивена Кинга, касающихся психологического триллера. Это и «Секретное окно, секретный сад», и тот же «Туман», а ещё немало других работ.

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

Французские разработчики из «Quantic Dream» также взяли за основу вышеупомянутый роман «Кэрри» и выдали на суд игроков «Beyond: Two Souls» 2013 года. Это - интерактивный психологический триллер, в котором рассказывается о непростой жизни Джоди Холмс, причём повествование постоянно прыгает во времени, охватывая период с 8 до 24 лет.

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

С самого рождения у Джоди была странная связь с загадочным существом по имени Айден/Эйден, с помощью которого она могла заниматься телепатией и телекинезом. Разумеется, ей это в итоге аукнулось. Тем более, выяснилось, что это существо - было единоутробным братом-близнецом, с которым девочку разлучили тайно ещё с рождения.

Несмотря на то, что главным вдохновляющим источником был роман «Кэрри», в игре нашлось место и отсылкам к «Воспламеняющей взглядом».

3. «Half-Life»

Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга

Ещё одна игра 1998 года в жанре научной фантастики была вдохновлена произведением Стивена Кинга «Туман». Подобно тому, как в повести учёные на секретной военной базе во время экспериментов случайно навлекли на людей монстров из параллельного мира, так и здесь при исследовании аномальных материалов между реальным миром и космосом стали произвольно открываться порталы, чрез которые на Землю проникли инопланетные агрессивные существа. Персонажу игры - доктору Гордону Фримену - удалось остаться в живых, благодаря защитному костюму, и он оказался единственным, кто теперь может закрыть главный портал и спасти планету.Единственное, чего нет в игре, так это самого тумана.

5151
51 комментарий

В чем же сходство Сайлент Хилла со вселенной Стивена Кинга, спросите вы?Почему-то этот вопрос только к середине текста всплывает. До этого просто текст про СХ и ноль связи с Кингом
Халф Лайф, как будто, уже просто был от фонаря вставлен чтобы хоть как-то оправдать заголовок.

38
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

а кто-то еще и плюсует

1
Ответить

Комментарий недоступен

9
Ответить

я вообще дропнул на моменте со скомканным описанием кучи персонажей и событий фильмов по сх в статье про влияние кинга на игры

10
Ответить

Сколько ещё лет ты планируешь не проходить СХ?

1
Ответить

Бедная сова. Единственная ААА игра, на которую повлияла писанина Кинга - это Алан Вейк. И она такая же душная и скучная, как и его книги.

7
Ответить