Вдохновлённые Королём ужасов: обзор компьютерных игр, позаимствовавших сюжеты и концепции романов Стивена Кинга
Великий и ужасный Стивен Кинг, конечно же, не нуждается в особом представлении. Из-под его пера вышло более пятидесяти романов и около двухсот рассказов. Он пробовал себя в разных жанрах, но именно благодаря хоррору получил признание миллионов читателей и прозвище «Король ужасов», причём второй после не менее известных гениев данного жанра - Говарда Лавкрафта и Эдгара Аллана По.
Его произведения, а также некоторые экранизации вроде "Кэрри", "Сияние", "Оно" до сих пор остаются востребованными среди читателей и зрителей, а по одному из циклов произведения "Тёмная Башня" - «Противостояние» в 2014 году вышли комиксы под названием "Противостояние: Капитан Шустрик / The Stand: Captain Trips".
К тематике "Тёмной Башни" Кинга обратился в своё время и рок-музыкант Валерий Кипелов, который 29 сентября 2017 года в третий студийный альбом под названием «Звёзды и кресты» включил песню с одноимённым названием.
Но вот о том, что всемирно известные компьютерные игры явно черпали вдохновение из произведений Кинга, слышали немногие. Да и не придавали этому особого значения. Давайте тогда разберёмся и проведём обзор этих вселенных.
1. Сайлент Хилл
При упоминании этого названия у кого-то возникнет ассоциация с одноимённым фильмом с окутанным туманом и белым пеплом зловещим городом, а кто-то мысленно начнёт напевать знакомые строки из группы Климбатика: "Не плачь, Алесса, не плачь! Твои кровавые слёзы не стоят этого мира людей!", посвящённые как раз героине данной вселенной.
Но что роднит Сайлент Хилл со Стивеном Кингом? Сейчас я Вам о том поведаю. Но обо всём по порядку. Напомню только, что по данной вселенной было снято два канадских фильма ужасов - 2006 и 2012 года.
Если первый, хоть и получил весьма неоднозначные отзывы, но всё же понравился зрителям, то второй получил исключительно негативные отзывы критиков, отметивших неправильное понимание исходного материала, обрывочность появления большинства второстепенных персонажей и общее снижение качества по сравнению с первой картиной.
Похвалы удостоились только визуальные эффекты и образ главной героини. Оба фильма - это экранизация одноимённой компьютерной игры, созданной в далёком 1999 году японской кампанией Konami Computer Entertainment Tokyo.
Преданные поклонники игры сразу же заметили разницу в сюжетной составляющей фильма: так, персонаж из первой части - Гарри Мейсон, который у обочины дороги обнаружил новорождённую девочку - светлую часть Алессы Гиллеспи и усыновил её, а потом отправился на её поиски, в фильме был заменён на новый женский персонаж - Роуз Де Силва.
Однако, во второй части фильма данный персонаж был упомянут - как псевдоним приёмного отца Шэрон - Кристофера, который скрывался от потусторонних сил города-призрака, и пытался всеми силами защитить свою дочь.
Также имя светлой части Алессы изменили с Шерил на Шэрон, а во втором фильме вообще смешали с героиней Хизер, которая, хоть и была реинкарнацией Алессы, но её единственное сходство было в том, чтобы стать матерью Божества. Противником её была героиня Клаудия Вульф, которая в детстве дружила с Алессой, а потом вдруг ни с того ни с сего решила продолжить чёрное дело её матери.
В фильме же Клаудия - верховная жрица Ордена Валтиэля — секты, когда-то правившей Сайлент Хиллом. Но теперь, когда Алесса вернулась, они вынуждены прятаться от неё в подземельях.
А Хизер/Шэрон — единственный шанс уничтожить демона, коим являлась Алесса, и освободить секту. Также Хизер попадает в город не только из-за кошмаров, но и из-за того, что её отец пропал. В оригинале же персонаж погиб в автокатастрофе.
Алесса же в фильме стала жертвой обстоятельств: по сюжету, её доверчивую мать Далию, неожиданно ставшую протагонистом и, подобно Люси Баркер из фильма Тима Бёртона/Бартона про цирюльника Суини Тодда, сошедшей с ума бродяжкой, обманули сектанты и чуть было не сожгли заживо дочь, пытаясь предотвратить Апокалипсис, и лишь случайно проезжавший мимо инспектор Томас Гуччи спас несчастную девочку на горящих руинах общины.
К тому же ещё Алесса является бастардом, то есть - ребёнком, рождённым вне брака, за что её все и возненавидели.
Актриса Дебора Ангер, сыгравшая роль Далии, называла свою героиню безумным, немного загадочным пророком, обретшим мудрость через страдание, и сравнивала её с героиней Античности - вещей Кассандрой, предрёкшей Троянскую Войну по Гомеру и персонажем Джоном Проктером из фильма "Суровое испытание/The Crucible".
На самом же деле именно Далия по сюжету оригинальной игры целиком и полностью была ответственна за то, что произошло с её дочерью. Она показана как типичнейший маньяк-шизофреник, которому место в психиатрической клинике - мало того, что она была религиозным фанатиком, так ещё и пыталась ЗАЖИВО СЖЕЧЬ СОБСТВЕННУЮ ДОЧЬ, и поддерживала её в изувеченном состоянии ради того, чтобы добиться рождения Божества, но потерпела неудачу, когда в результате ритуала Алесса превратилась в эдакого двоедушника, раскололась на светлую и тёмную сторону, которые при слиянии образуют Инкубатор.
А спас Алессу водитель грузовика по имени Тревис О’Грейди из горящего дома. Данный персонаж из пятой части игры под названием "Silent Hill: Origins(Silent Hill Zero)" появляется в конце второй части фильма про Сайлент Хилл, когда Шэрон/Хизер и её парень умоляют его увезти их подальше от гиблого места.
Другой же новый женский персонаж из фильма - верховная жрица - сектантка Кристабелла - был основан сразу на двух героинях саги- самой Далии и Клаудии Вульф, а имя ей досталось от героини комикса "Silent Hill: Dying Inside" - убитой религиозными фанатиками девочки.
Также в фильме убрали как садистскую линию матери-сектантки, так и беременность Алессы Богом, превратив мрачную и таинственную, почти детективную, историю от первого лица, рассказанную различными случайно оказавшимися на территории Сайлент Хилла персонажами, в некое назидание, предостерегающее от религиозного фанатизма.
Но, несмотря на все эти расхождения с первоисточником, как я уже сказала, первая часть фильма, основанная на первой части игры, была оценена по достоинству.
Но на сей раз сюжет второго фильма был конкретно основан на третьей части оригинальной игры, вышедшей в свет в 2003 году. Пришло время снимать продолжение — и злюки-глюки, видать, опознали цель по черным корням волос! И теперь героине Хизер, перекрашенной в блондинку, вместе с новообретенным другом Винсентом (актёр Кит Харрингтон) придется вернуться в город из своих кошмаров, где заправляет зловещая жрица Клодия (актриса Кэрри-Энн Мосс), по улицам шастают демоны из параллельных измерений, а с неба вечно падает белый пепел, навевая нам знакомые строки из одноимённой песни Александра Маршала или группы Otto Dix…
На мой взгляд, и первый-то фильм был из серии "начали за здравие, закончили за упокой". Сиквел, за который взялся сценарист и режиссер вполне достойного "Соломона Кейна", вселял некоторые надежды. Увы, Майкл Джей Бассетт наступил на все грабли, щедро разбросанные на пути экранизации знаменитой вселенной.
В результате действие быстро вырождается в коряво увязанный набор сменяющих друг друга локаций с нелепо мельтешащими персонажами второго плана, а когда необходимо что-то объяснить, герои делают пафосные лица и гонят пургу типа: "Так было предначертано!"
Что же касается дизайна, то эта сборная солянка из образов, надерганных из "Восставшего из ада", "Тумана", "Хеллбоя" и еще невесть откуда, наверно, и правда хороша в видеоигре. А в кино демонические медсестрички не производят должного впечатления без возможности шмальнуть по ним из плазмомета или "тесла-гана"! Видимо, все-таки лучше делать видеоигры по фильмам — а не наоборот.
В чем же сходство Сайлент Хилла со вселенной Стивена Кинга, спросите вы? Дело в том, что сюжет оригинальной игры, а не фильма, по мотивам которой он и был снят, просто изобилует отсылками и сюжетами, похожими на романы Кинга. Здесь вам и различные постеры, развешанные по всему городу, и знаменитые фразы из фильмов и даже некоторые монстры, которые словно сошли со страниц книги этого известного писателя.
Как будто разработчикам мало было намекнуть на ту же «Безнадёгу», «Сияние», «Мёртвую зону», "Туман" в конце концов, они в довершение назвали одну из улиц именем Ричарда Бахмана - секретного в своё время псевдонима Кинга, под которым в свет вышли запрещённая ныне "Ярость" о теракте в школе, из-за которой в реальной жизни начали происходить трагедии, причём это было задолго до Колумбайна, «Бегущий человек», «Худеющий»... В этих историях есть лишь циничная, неприятная правда о людях в частности и обществе в целом.
Тон повествования всегда резок, раздражён и преувеличено откровенен: так говорит человек, застрявший в чёрной полосе, не видящий выхода и желающий уколоть своей болью и собеседника. Одним словом, это - невероятно тёмное альтер-эго писателя.
Как Вы уже догадались, история Алессы Гиллеспи - это вольное переложение знаменитой "Кэрри" Стивена Кинга - есть в игре и зловещий культ, и девушка со связью с иным миром, а также её фанатичный родитель...
У обеих героинь - подростков со сверхспособностями - что у Кэрри Уайт, которая в оригинале далеко не была симпатичной стройной девочкой, да к тому же ещё и никогда не следила за своей гигиеной из-за религиозных убеждений, что у Алессы Гиллеспи - были деспотичные матери-сектантки, над обеими издевались в школе, и в обоих случаях ничем хорошим для обидчиков это не закончилось.
Разница лишь в том, что если мать Кэрри - Маргарет Бригхэм - просто воспитывала дочь в строгости и запирала в чулане в знак наказания, то мать Алессы - Далия...О ней я уже выше рассказала.
Разве что, способы возмездия у девочек разные - одна при жизни мстила, устроив массовое убийство на выпускном с помощью телекинеза, а вторая считай что умерла, когда её дух раскололся надвое: тёмная Алесса осталась в Сайлент Хилле, а светлая переродилась в девочку Шерил, которую потом удочерили...И после её гибели в мире начали происходить страшные и необъяснимые вещи, от которых люди либо погибали, либо сходили с ума.
Кстати, Кэрри была показана в игре Сайлент Хилл - плакат с её изображением висел напротив антикварного магазина «Зелёный лев».
И тут возникает вопрос, является ли Алесса Гиллеспи вторичным персонажем, подобно Тане Гроттер, раз была целиком и полностью списана с персонажа Кэрри? Что это - отсылка или пародия? Некоторые поклонники игры даже уличили разработчиков в плагиате вселенных Стивена Кинга и солянке из его произведений - так, чрезмерно увлёкшись разного рода пасхалками, как принято называть отсылки к знаменитым произведениям, они откровенно перенимают у Короля Ужасов сюжеты, задумки - все, вплоть до характеров персонажей с других фильмов, книг и т.п. Как сказал персонаж Питер Гриффин в одной из серий, в которой была показана вариация на Мизери, Побег из Шоушенка и тд: "Спасибо тебе, Стивен Кинг, увидимся в суде".
Мало кто знает, что и сама Алесса Гиллеспи также оказала своё влияние на героиню другой игры - F.E.A.R. - Альму Вейд. У обеих девочек никогда не упоминается один из родителей (мать Альмы и отец Алессы), а от рук другого они обе перенесли ужасные мучения, и обе позднее использовали свои психические способности, чтобы отомстить ответственным за их страдания. Обе обладают мощными псионическими силами, в том числе способностью создавать монстров из глубин их разума.
Также они обе подверглись насильственному оплодотворению неестественными путями, будучи в подростковом возрасте. И Алесса, и Альма отдали новорождённых протагонистам в концовках соответствующих игр перед тем, как исчезнуть навсегда. Также их имена начинаются на «Ал».
Личность и внешность Альмы во многом схожа с киноверсией Алессы, которая гораздо более эмоциональна и мстительна, чем её версия в игре. Как и Альма, киноверсия Алессы также появляется в своей детской форме на протяжении всего фильма, а в концовке предстаёт как больная, сильно израненная взрослая женщина. Кстати, Альма в своём красном наряде схожа как с Кэрри Уайт, так и с Люси из аниме Elfen Lied:
2. Alan Wake
Ещё одна игра в жанре хоррор, созданная финской кампанией Remedy Entertainment, вышедшая в 2010 году. Предположительно, за основу её сюжета был взят тридцать пятый роман Стивена Кинга под названием «Мешок с костями» 1998 года - так, образ писателя Томаса Зэйна, потерявшего свою возлюбленную Барбару, весьма напоминает персонажа Майка Нунэна, скорбящего по умершей от болезни его жены Джоанны и пытающегося раскрыть тайну Сары Тидуэлл, чернокожей блюзовой певицы, которой раньше принадлежал дом Майка и чей неупокоенный дух сейчас проявляется в его доме и убивает людей. И, так же, как и Майк, другой писатель - Алан Уэйк, именем которого названа игра, - страдает от творческого кризиса.
А из фильма "Сияние" непосредственно были заимствованы сцена с прорубанием двери топором и лабиринт из живых изгородей, через который приходится пробираться главному герою.
Как и для романов Кинга, так и для игры, тема писателя, противостоящего кошмарным порождениям собственного воображения, стала сквозной. «Alan Wake» – настоящая солянка из произведений Стивена Кинга, касающихся психологического триллера. Это и «Секретное окно, секретный сад», и тот же «Туман», а ещё немало других работ.
Французские разработчики из «Quantic Dream» также взяли за основу вышеупомянутый роман «Кэрри» и выдали на суд игроков «Beyond: Two Souls» 2013 года. Это - интерактивный психологический триллер, в котором рассказывается о непростой жизни Джоди Холмс, причём повествование постоянно прыгает во времени, охватывая период с 8 до 24 лет.
С самого рождения у Джоди была странная связь с загадочным существом по имени Айден/Эйден, с помощью которого она могла заниматься телепатией и телекинезом. Разумеется, ей это в итоге аукнулось. Тем более, выяснилось, что это существо - было единоутробным братом-близнецом, с которым девочку разлучили тайно ещё с рождения.
Несмотря на то, что главным вдохновляющим источником был роман «Кэрри», в игре нашлось место и отсылкам к «Воспламеняющей взглядом».
3. «Half-Life»
Ещё одна игра 1998 года в жанре научной фантастики была вдохновлена произведением Стивена Кинга «Туман». Подобно тому, как в повести учёные на секретной военной базе во время экспериментов случайно навлекли на людей монстров из параллельного мира, так и здесь при исследовании аномальных материалов между реальным миром и космосом стали произвольно открываться порталы, чрез которые на Землю проникли инопланетные агрессивные существа. Персонажу игры - доктору Гордону Фримену - удалось остаться в живых, благодаря защитному костюму, и он оказался единственным, кто теперь может закрыть главный портал и спасти планету.Единственное, чего нет в игре, так это самого тумана.
В чем же сходство Сайлент Хилла со вселенной Стивена Кинга, спросите вы?Почему-то этот вопрос только к середине текста всплывает. До этого просто текст про СХ и ноль связи с Кингом
Халф Лайф, как будто, уже просто был от фонаря вставлен чтобы хоть как-то оправдать заголовок.
Комментарий недоступен
а кто-то еще и плюсует
Комментарий недоступен
я вообще дропнул на моменте со скомканным описанием кучи персонажей и событий фильмов по сх в статье про влияние кинга на игры
Сколько ещё лет ты планируешь не проходить СХ?
Бедная сова. Единственная ААА игра, на которую повлияла писанина Кинга - это Алан Вейк. И она такая же душная и скучная, как и его книги.