Вершат ли ведьмаки свою судьбу?

Небольшое размышление о судьбе и её возможной роли в ведьмачьей жизни.

Вершат ли ведьмаки свою судьбу?

Вопрос судьбы или Предназначения всегда стоял особняком в книжной и игровой вселенной Ведьмака. Это и личная история Геральта и Йеннифэр, которые в последствии брошенной броской фразы в стрессовой ситуации связали свои судьбы невидимыми нитями, не дававшие этой паре окончательно разойтись в жизненном пути неисчислимое количество раз.

Так и история Цири — дитя Старшей Крови. Человека, который согласно пророчеству Итлины должен был спасти мир от неминуемой гибели от Белого Хлада, либо же окончательно его уничтожить. Девушка, убегающая от судьбы как можно дальше сквозь время и пространство, но неосознанно приближающая предначертанные события, постоянно возвращаясь в родной мир в стремлении помочь дорогим ей людям.

Но данный вопрос затрагивает не только центральных персонажей саги. Есть в сеттинге и другие герои, чья роль не была столь велика в истории мира, но которых судьба так же связала обязательствами и одним ремеслом на всю жизнь. Или у них всё же есть выбор?

Нелёгкая жизнь на Пути

Безымянный ведьмак в бою с лешим
Безымянный ведьмак в бою с лешим

Ведьмачье ремесло сложно романтизировать, несмотря на яркие и богатые на события приключения Геральта. Всё же жизненный путь среднестатистического ведьмака складывался немного по другому.

Сначала тебя мальчишкой разлучали с семьей, воспользовавшись пресловутым Правом Неожиданности или подбирали сиротой из придорожной сточной канавы, дабы увезти в ведьмачью крепость и потом годами подвергать испытаниям и тренировкам.

Первым этапом становления будущего убийцы чудовищ становилось известное Испытание Травами. Процесс, который готовил тело ребенка к необратимым трансмутациям, дарящим сверхчеловеческие способности, но оставляющий в живых только 3-4 мальчиков из десятка, проходящих обряд.

Те, кто смог выдержать бесчеловечную процедуру и пройти этап трансмутации успешно, ожидали годы тяжелых тренировок, которые уносили не меньше жизней и оставляли в рядах учеников только самых стойких и умелых.

Финальным экзаменом становился обряд Испытание Медальона — прохождение пути по пересеченной местности, наводненной чудовищами, дабы взобраться на вершину Круга Стихий и активировать медальон — символ ведьмачьего цеха.

По окончании обучения молодые ведьмаки выпускались в полный опасностей мир, где ещё часть погибнет в первые годы жизни на трактах в попытках заработать монету на пропитание и приличное снаряжение.

Ведьмак Гаэтан из школы Кота
Ведьмак Гаэтан из школы Кота

Кому удалось пережить жёсткий естественный отбор были вынуждены всю жизнь провести в Пути. От деревни к деревне, в одиночку или в сомнительной компании, в любой момент готовой предать и пустить нож в спину. Ловя на себе ненавистные и презренные взгляды обычного люда или аристократии, солидарных в своем отношения к ведьмачьему выродку.

И всё это до рокового момента, когда судьба придёт забрать свой последний долг. Возможно в момент боя против стаи накеров, остановившись помочь случайному путнику починить тележку. Или во время внезапно начавшегося погрома нелюдей, принявши удар вилами от случайного крестьянина. Ведь «ещё ни один ведьмак не умер от старости, в постели, диктуя завещание».

Вопреки превратностям судьбы

Вершат ли ведьмаки свою судьбу?

Бертрам Таулер

Во время странствий возле пригорода Новиграда Геральт может встретит Ламберта — старого товарища по ведьмачьей школе Волка. После короткого разговора он просит Геральта о помощи в поиске главаря банды охотников за головами, которые убили его друга. После череды событий они оказываются у порога имения в престижной районе Новиграда, где стражники любезно проводят гостей к хозяину.

И вместо архетипичного разбойника они встречают одетого как богатый горожанин человека, который гуляет с супругой и двумя детьми в саду собственного дома. Вполне повседневная ситуация для человека с ремеслом торговца, чиновника или дворянина. Но не для бывшего главаря банды, и что для нас особенно важно, ведьмака.

Встретившись с Геральтом и Ламбертом он рассказывает свою историю жизни. О стремлении отбросить мрачное прошлое, начать жизнь с чистого листа, вырастить приемных детей и стать одним из немногих ведьмаков, который умрет от старости в своей постели. После диалога Геральт может помочь Ламберту отомстить за друга, либо же остановить его, указав на бессмысленность такого акта мести и отпустить Бертрана.

И тем самым неосознанно станет вершителем судьбы другого ведьмака, который решился свернуть с Пути и попробовать построить другую жизнь. Заслуживает ли Бертран шанса на другой жизненный путь или же названный один раз ведьмаком останется ним навсегда? Решать игроку.

Мертен из школы Мантикоры

О школе Мантикоры известно мало. Она не упоминается в книжной саге и появляется лишь в третьей части игры в дополнении «Кровь и Вино» в качестве записок и дневников ведьмака Мертена. Он, как и многие другие ведьмаки, прибыл в Туссент для встречи с великим эльфским мастером Тиен'саэлем, что бы тот изготовил для него особые доспехи.

Но заявившись к мастеру пьяным в стельку Мертен был сразу выставлен за дверь, что для него видимо оказалось недостаточным, и он ввязался в драку с местными гвардейцами. После чего был отправлен в тюрьму Бастой на два долгих года.

За время заключения он познакомился с другим узником, который поделился с Мертеном учением пророка Лебеды. По началу относившись к религии скептически, со временем ведьмак проникся идеями учения, всё чаще осознавая неправильность прошлой жизни, которая не принесла ему ничего, кроме неволи, боли и страданий.

После выхода из тюрьмы Мертен отправился в паломничество, дабы проститься с прошлыми привычками и открыть путь к новой жизни. Пройдя все памятные места он закончил своё паломничество у Озера Очищения, где он оставил свои вещи, отказался от прошлого имени и ремесла, и отправился в Северные королевства проповедовать веру Лебеды.

Записка Мертена, найденная с вещами на глубине озера
Записка Мертена, найденная с вещами на глубине озера

И хоть дальнейшая его судьба неизвестна, Мертену удалось примириться с прошлым, найти силу и новую цель в жизни в вере и изменить свою судьбу. Что для ведьмака является огромной редкостью и удачей.

Геральт из Ривии

Геральт и Цири
Геральт и Цири

Геральт прожил долгую и насыщенную жизнь. От заказа на стрыгу от короля Фольтеста до расследования и поиска Бестии в Туссенте прошли десятки лет. Про роль Предназначения в жизни человека он знает как никто другой.

Вопрос о возможности другой жизни возникал у Геральта неоднократно. При разговоре с Цири у костра возле бродячего цирка около Новиграда, с любимой женщиной перед финальным битвой против Дикой Охоты, со старым другом у руин эльфского кладбища после тяжелого рабочего дня.

Часто ответ на данный вопрос позволяли дать игроку. Вариант невозможности иной жизни прост и понятен для понимания. Но другой с окончанием ведьмачьей жизни и занятием чем-нибудь другим может поставить в тупик.

Как легко мутанту без семьи, родины, возможности вырастить и воспитать собственных детей, не знающего и не приспособленного к другой жизни, кроме как бесконечного убийства чудовищ до наступления верной смерти, просто взять и отказаться от привычного уклада жизни и попробовать начать всё сначала?

Корво Бьянко
Корво Бьянко

Геральту в этом вопросе повезло. Встретив за свою жизнь немалое количество друзей, любимую женщину, приемную дочь, получив право собственности на имение Корво Бьянко за преданную службу княжеству Туссент ему было проще сделать выбор и уйти на заслуженный покой. К тому же никто не мешает в перерывах между отдыхом и уходом за виноградниками взяться за пару заказов по старой памяти.

Но Геральт не обычный ведьмак. Во многих смыслах.

Послесловие

Понятие судьбы для каждого человека отличается. Для одних судьба — это череда выборов и конечный путь неизвестен. Для других судьба — это заранее предначертанный путь с известными финалом и наши решения не способны изменить многое.

У ведьмаков один из ключевых выборов сделан в самом начале. Вопрос в том окончателен ли он на всю жизнь? Истории 3 ведьмаков, рассказанных в этом тексте дают надежду на возможность выбора другого пути. А выбор ли это в новый неизведанный путь или просто развилка давно предначертанного пути — неизвестно.

А как считаете вы?
Каждый ведьмак хозяин своей судьбы
Судьба ведьмака предначертана изначально и он ничего не сможет изменить
Ваш вариант в комментариях 
Кто допустил этого умалишенного к блогам на DTF?
5656
43 комментария

Комментарий недоступен

50

А может пошел нахер?

2

Что вершит судьбу человечества в этом мире? Некое незримое существо или закон, подобно Длани Господней парящей над миром? По крайне мере истинно то, что ведьмак не властен даже над своей волей. 

21

Щиииииит, опередил

Там же в книгах и в игре ясно сказано о пророчествах.

«— Ты слышал о Проклятии Черного Солнца?
— А как же. Слышал. Только под названием Мании Сумасшедшего Эльтибальда. Так звали мага, который устроил бузу, в результате которой перебили или заточили в башни несколько десятков высокородных девиц».

И вообще

когда придет час белого хлада и волчьей пурги, не ешьте желтый снег

17

Комментарий удалён модератором

С квестами не было особого выбора, так как ты заметил выше - информации что в книгах, что в игре немного. А сосредотачивать всё внимание на Геральте мне не хотелось. Я захотел попробовать рассмотреть вопрос для всех ведьмаков в принципе. А выбирая на чем строить аргументацию - между простенькими квестами или полными догадкам и фантазиями, то первые ценнее в любом случае.