Полный бред или нет: обзор удалённой из Steam игры Secret Doctrine

Что кроется за скандалом.

Secret Doctrine вышла в Steam в середине мая и очень скоро попала под шквал критики. Всё дело в том, что её автор — Геннадий Гурьянов, ранее был заблокирован администрацией магазина за накрутку положительных отзывов.

Однако у новой игры внезапно появился издатель — некая Елена Щукина, которая приняла огонь на себя и принялась оскорблять игроков и утверждать, что чёрный PR — тоже PR. Кроме того, игра внезапно получила ценник в 899 рублей в России и 45,99 евро в Европе.

Полный бред или нет: обзор удалённой из Steam игры Secret Doctrine

Некоторые пользователи Steam даже предположили, что никакой Елены Щукиной на самом деле не существует, её создал сам Геннадий Гурьянов чтобы избежать ещё одной блокировки. Избежать не получилось, а личность Щукиной так и остаётся тайной. Таким образом, издатель Secret Doctrine одновременно существует и не существует.

Вслед за блокировкой Геннадий Гурьянов открыл собственный магазин, в котором Secret Doctrine стоит 250 рублей. На сайте автора красуется надпись: «Steam PR кампания завершена успешно! Мое имя теперь знает вся планета Земля!». Повлияет ли как-то огромное самомнение Гурьянова и скандал в Steam на продажи — неизвестно, и цифры мы, скорее всего, никогда не увидим. То есть, можно сказать, что игра отлично продаётся и не продаётся вообще. В неё играют и не играют одновременно.

Полный бред или нет: обзор удалённой из Steam игры Secret Doctrine

Абстрагируемся от скандала и посмотрим на Secret Doctrine отдельно, без оглядки на вызывающее поведение автора. Хоть в чём-то у нас будет определённость. Или не будет.

Быть или не быть

Игра посвящена фантасту Роберту Шекли, особенно популярному в СНГ. И источник вдохновения узнаётся сразу: как и в произведениях автора, сюжет Secret Doctrine стартует обыденно, но потом эта обыденность разворачивается под необычным углом. Гурьянов ударяется в парадоксы, а на первый план выходит абсурд, за которым сложно различить смысл.

Главный герой зачем-то дёргает стоп-кран в метро и попадает в сюрреалистичный мир, работающей по какой-то своей логике, отличной от нашей. Игра открыто предупреждает — дальше законы будут другими, но никто ничего объяснять не будет.

Полный бред или нет: обзор удалённой из Steam игры Secret Doctrine

Всё дело в том, что профессор Выдуролл, хозяин местного мира, 33 года назад «распался», размазался по всему пространственно-временному континууму. Вероятность смерти профессора равна вероятности его жизни, и находится вне времени. А домой главного героя может вернуть только он. Неопределённость профессора состоит в том, что никто не знает, где он. Стало быть, его нужно найти.

Эта компания играет в карты на странной стройке, балансируя над пропастью. Однако они думают, что на самом деле находятся в своём отеле
Эта компания играет в карты на странной стройке, балансируя над пропастью. Однако они думают, что на самом деле находятся в своём отеле

Вся прелесть в том, что невозможно понять — бред происходит вокруг или всё-таки нет. На первое намекает название «Лаборатории БРеДа», в которых и проходит игра, на второе — отсылки к Дарвину и научным явлениям вроде кота Шрёдингера.

Однажды герой встречает робота, который следит за гориллой, набирающей на печатной машинке Шекспира: теорема о бесконечных обезьянах в действии. Обезьяна, правда, только одна, но это не имеет значения, если она набирает Шекспира бесконечное количество времени. Рано или поздно она должна написать «Гамлета», так ведь? Или нет.

Однако в следующий раз герой сталкивается с обратной ситуацией: уже горилла следит за роботом, который стучит по печатной машинке. У него то стихи получаются, то поэмы, но настучать он должен случайный набор слов, как обезьяна. На этом явлении завязан лучший квест в игре, который пройти не так-то просто.

Я попытался. Получилось не сразу
Я попытался. Получилось не сразу

Впрочем, многие другие загадки не столь изобретательны: часто игра заставляет вас бегать туда-сюда по локациям в поисках ключей или какого-нибудь шифра. Есть даже эпизод с большой пустыней и множеством люков в земле. Сначала нужно отыскать лом, а затем — вскрыть нужный люк. Я потратил на загадку минут двадцать, прежде чем нашёл подсказку.

Secret Doctrine вообще сильно растянута по времени: прекрасная иллюстрация — путешествие на лодке в самом начале, которое длится около пяти минут. Ты просто плывёшь, и на этом всё. Сначала может показаться, что это сделано для того, чтобы вы не успели пройти игру за два часа и вернуть деньги. Но за два часа её не пройти в любом случае, да и деньги возвращать совсем не хочется.

Есть и поддержка устройств виртуальной реальности
Есть и поддержка устройств виртуальной реальности

Secret Doctrine удивительно хорошо написана именно с литературной точки зрения. Все персонажи (в основном, роботы) носят говорящие имена, а диалоги прописаны с юмором, свойственному работам Шекли. Однако за красивой формой текста прячется смысл, которого может быть и нет вовсе.

Поначалу кажется, что игра похожа на Cradle от выходцев из GSC: необычное произведение с тремя локациями, целиком выстроенное на тайне, которую раскрыть непросто. Но в Secret Doctrine тайны как таковой нет, да и локации сменяются очень быстро: каждая не похожа на предыдущую. Дом, где пол становится потолком, солнечные луга с Башней Мага в центре, метро, киберпространство, бесконечная пустыня с бесконечным строящимся зданием, и так далее.

Порой игра будто превращается в демосцену, которая нужна, чтобы вы могли оценить возможности Unreal Engine 4. Набор максимально странных ситуаций, которые зачастую не связаны между собой. Или связаны. Кто знает. Я не знаю.

Едва в Secret Doctrine появляется смысл, как сразу же ускользает. Концовка поможет лишь отчасти. И это вовсе не тот случай, когда можно сказать: «каждый поймёт по-своему». Никто ничего не поймёт, и игра это нарочно.

Словом, это гениальное произведение. Ну или же полный отстой.

3636
31 комментарий

Обзор хороший. Или нет

55

Шредингер прилетел и оставил эту надпись здесь. Или не оставил

4

"И не оставил тоже". Так каноничнее. )

1

Совершенно непонятный обзор.
Что с геймплеем? К чему ближе? На что опираться? Что с жанром? Пиксельхантинг? Классический квест? Что именно из Шекли цитируется? Чей сюжет - автора игры или фантаста? Что с графоном? С частотой кадров? Лаги? Баги?

По поводу источников тоже не ясно: где сылка на магазин? Где ссылки на оф. каналы говорящие о блокировании игры в стиме и о причинах этого?

Короче, текст славный, только это и не рецензия и не обзор.

13

Комментарий недоступен

4

Вот этот чел на рендере, там он все ссыли и т.д. запостил. http://render.ru/blog/GenGuryanov