Devotion. Общество сквозь призму хоррор-игры

Devotion. Общество сквозь призму хоррор-игры

Сложно начинать рассказ об игре Devotion, не упомянув первый и сразу успешный проект тайваньской студии Red Candle Games под названием Detention. Detention вышла в 2016 году и обратила на себя внимание нестандартным подходом к жанру хорроров. Помимо нетипичной для хорроров формы (а Detention это 2D-сайдскроллер), разработчики удивили любителей жанра необычной историей, которая раскрывала главный посыл всех игр команды Red Candle Games - самой большой ужас живёт и всегда жил в реальном мире и самые страшные монстры существуют среди нас. Именно поэтому страх вызываемый Detention немного другого характера, ведь на подсознании понимаешь, что происходящие на экране это пересказ настоящей жизни жителей острова с первых лет после окончания Второй мировой войны.

Именно тогда на Тайване начался “Белый террор” (White terror) - период жестокого подавления инакомыслия и уничтожение политических диссидентов китайской народной армией, который продлился вплоть до 1987 года. За 38 лет на сравнительно небольшом острове около 140 тысяч тайваньцев были посажены в тюрьму и от трёх до четырёх тысяч были публично казнены. С таким ужасающим сеттингом, основанном на реальных событиях, игра была тепло встречена игроками, которые стали с нетерпением ждать от студии следующей истории, и Red Candle Games не заставили себя долго ждать, выпустив через два года Devotion - с ещё более жутким, но не менее правдоподобным сюжетом. Devotion была отмечена высочайшими оценками ведущих изданий и стала достоянием библиотеки Гарвард-Янчинг - самой большой коллекции восточноазиатских языковых материалов за пределами Восточной Азии. Вот только поиграть в Devotion удалось далеко не всем желающим.

Начинается игра со вполне уютной сцены, в которой семья До совместно проводит время в своей новой квартире. Фенг Ю, как и положено главе семьи, расположился на диване перед самым важным устройством любого дома 80-х годов прошлого столетия - телевизором. Судя по горячим блюдам на столе, его жена Ли Фанг хозяйничает на кухне, а дочь Мэй Шин, скорее всего, в своей комнате делает уроки или разучивает новую песню. Но внезапно руки Фенг Ю охватывает сильная дрожь, а картинка начинает меркнуть и искажаться. И вот он уже сидит в грязной и пустой квартире, а вместо любимой передачи на экране телевизора лишь белый шум. Отсюда игрок получает контроль и начинает исследование игрового мира - квартиры семейства До в разные годы их пребывания в ней и, таким образом, раскрывает трагическую историю семьи с момента их переезда, когда жизнь была прекрасна и ничего не предвещало беды - Фенг Ю был успешным киносценаристом, Ли Фанг распрощалась с популярностью и завершила карьеру певицы, решив полностью посвятить себя семье, а дочь твёрдо решила пойти по стопам матери и стать певицей.

Devotion. Общество сквозь призму хоррор-игры

Создание Devotion происходило под большим влиянием Layers of Fear, P.T. и What Remains of Edith Finch, поэтому, в отличии от Detention, повествование ведётся от первого лица (кроме одного эпизода), что, конечно, сильно повысило иммерсивность и, как следствие, Devotion пугает значительно сильнее, чем её предшествинница. Если Detention удивляла и пугала своим необычным визуальным стилем выцветшей фотографии, то Devotion делает ставку на фотореализм и, стоит отметить, в начале 2021 года картинка выглядит всё ещё впечатляюще, хотя, на мой взгляд, самое главное, что остаётся в памяти от визуальной состовлящей игры это внимание к мелочам, которые создают этот особенный тайваньский колорит - от домашней утвари, до самых мельчайших деталей, например, неповторимые глянцевые пачки с местными снэками, которые иногда попадали на территории бывшего Советского Союза. Вообще, выстроенная разработчиками атмосфера и рассказанная история, через взаимодействие с предметами быта, создают под конец прохождения интересное ощущение того, что семья До - это родные соседи по лестничной площадке, которых знаешь уже много лет. Не знаю ставила ли команда Red Candle Games себе цель вызвать именно такие чувства, но это стало для меня одной из важнейших черт Devotion.

Хиругически точное воссоздание быта традиционной тайваньской семьи конца прошлого столетия делает Devotion одной из самых страшных игр, пройденных мной за последнее время, ведь, как и многих других, с возрастом меня стали пугать не фантастические существа потусторонних миров, а то, что может произойти в искаженном сознании любого человека. И бытовой характер ужаса Devotion, пожалуй, её вторая большая заслуга. То что происходит в игре - это дело рук её главного героя на месте которого может оказаться любой, поэтому, кроме, нескольких привычных жанру резких хоррор-моментов пугаться приходится реалистичностью происходящего на экране, а точнее плавному развитию истории, которая поглащает игрока атмосферой ужаса бытия и состояния тайваньского общества. Devotion не строится, как сейчас модно, на реальных событиях произошедших с какими-то конкретными людьми, но после прохождения очень легко поверить в то, что трагичные сцены, воссозданные в игре, могли стать частью жизни многих семей острова Тайвань. Ощущение дискоморта от ознания этого ещё долго не покидает после финальных титров.

Devotion, в первую очередь, игра о потере контроля над своей жизнью, которая может привести к самым тяжелым последствиям не только для себя, но и для родных и близких людей. Такое может произойти в любой момент с каждым, и в такой ситуации человек начинает принимать решения, основываясь на установках, традициях, принципах и морали общества и вот здесь разработчики возвращаются к теме начатой ими в Detention. История в Devotion это наглядный пример того, к чему пришло тайваньского общество десятилетиями охваченное “белым террором”, а именно к его фанатичной религиозности. И, к сожалению, Тайвань не единственный пример в истории человечества, но рассказанный впервые в истории игровой индустрии. Остров Тайвань не зря называют островом культов, и по сей день на сравнительно небольшой территории существуют тысячи различных религиозных культов, и некоторые из них насчитывают сотни тысяч последователей. Руководители таких организаций живут за счёт самых уязвимых слоев населения, готовых отдать последние деньги, чтобы получить объяснение причин своих бед и неурядиц. Рост религиозности людей, поколениями живущих в неуверенности в завтрашнем дне, под гнётом государственной машины, является вполне естественной реакцией, ведь человек всегда пытался обратиться к потусторонним силам, когда кажется, что трудности непреодолимы. Именно таким образом глава семьи До в игре Devotion пытается вернуть контроль над своей жизнью, обратившись к лидеру местного культа, вместо того чтобы в критический момент рационально подойти к проблемам психического здоровья своей дочери.

Заслуга и признание Red Candle Games заключается в том, что они одни из немногих, кто пытается говорить о фундаментальных проблемах общества их страны в игровой форме. Две игры, вышедшие из под их пера это, своего рода, крики о помощи и предостережение другим странам, которые могут оказаться заложниками своей культуры. Благодаря творчеству студии, лично я знаю о Тайване и её истории гораздо больше, чем о любой другой стране Восточной Азии, а это уже не мало. Рассказывать о причине повсеместного запрета игры нет особой необходимости - об этом всегда можно прочесть в Википедии. От себя лишь добавлю, что в условиях существования игровой и других художественных индустрий на территории острова, смелость небольшой команды Red Candle Games - это настоящий подвиг, который будет когда-нибудь обязательно отмечен государством и обществом в прекрасной Тайване будущего.

Devotion. Общество сквозь призму хоррор-игры

P.S. DRM-free версии Detention и Devotion сейчас может купить каждый желающий в собственном онлайн-магазине студии. Кстати, в одном из эпизодов Devotion, Фенг Ю читает своей дочери сказку, и игра на мгновения превращается в прекрасный пазл-платформер. Видимо, от судьбы не уйдешь и Red Candle Games снова и снова возвращается к своему любимому жанру, поэтому недавний тизер их следующего проекта не такая уж и большая неожиданность.

Если интерсуетесь проектами инди-сцены и хотите следить за её новостями, то заглядывайте к нам в телеграм-канал "Мольбертный пиксель". Там мы освещаем разные незаметные, но достойные внимания независимые проекты и, конечно же, обсуждаем их в уютном чате.

7171
24 комментария

Обзор посредственный, душно такое читать.

5
Ответить

Разочарован, как в человеке, и как в авторе текстов. 

4
Ответить

Это что за у вас локальная война в комментах?

1
Ответить

Почему на DTF не любят стримеров, ютуберов и прочих контент-мейкеров? Прослойку сообщества, которая не только не участвует в жизни площадки, используя её только для того, чтобы нагрузить ссылками на свои сайты посредственные посты.

И ладно если бы хорошо писали... Но текст ученика 8-го класса, на максимально обжёванную тематику на сайте. Хотя откуда это знать человеку, который бывает здесь только для самопиара, да автор? 

4
Ответить

Да, мой юный читатель, ты как всегда всё правильно сказал, молодец.

1
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить