Мешок картошки или краткая история о том, как Valve выпускали Portal 2
История о том, как Valve проводили игру в альтернативной реальности перед релизом Portal 2 заслуживает не меньшего внимания, чем история о разработке самой игры. Поэтому предлагаю отдельно познакомиться с тем, как в 2011 году Valve готовили игроков к выходу Portal 2.
Пролог
Апрель, 2011 год.
Релиз игры, запланированный на 19 апреля, становился всё ближе и ближе. Но, неожиданно для всех, 1 апреля в Steam вышел загадочный на первый взгляд сборник под названием Potato Sack, содержавший 13 игр от нескольких независимых студий. Как вы можете догадаться, это была очередная ARG (Alternative Reality Game) от Valve, подготовленная специально к релизу Portal 2.
Осознав, насколько успешно была проведена прошлая ARG с анонсом игры на E3, уже в декабре 2010 года Гейб Ньюэлл начал думать над проведением новой игры в альтернативной реальности. В этот раз было решено привлечь к мероприятию независимые студии разработчиков как для поддержки их проектов, так и для реализации необычной промо-кампании Portal 2.
Гейб Ньюэлл для проведения мероприятия предложил концепцию «межигрового дизайна», дав разработчикам полную свободу действий с использованием интеллектуальной собственности Valve в виде вселенной Portal. "Никаких ограничений, никаких NDA, всё построено на доверии и взаимном уважении" , - именно так Valve заявили разработчикам о поддержке открытых отношений.
Команда придумала минималистичную историю, в которой GLaDOS, главный антагонист серии Portal, проникала в игры независимых разработчиков и постепенно становилась все более заметной по мере того, как игроки реактивировали её для появления в сиквеле. Это делалось с помощью обновлений для каждой из игр в бандле. Обновления были разделены на три этапа, на протяжении которых внешний вид GLaDOS становился все более явным.
Первый этап
Старт ARG был положен вместе с выходом сборника в Steam 1 апреля 2011 года. В состав бандла вошли следующие проекты:
1) Amnesia: a Dark Descent;
2) 1... 2... 3... KICK IT! (Drop That Beat Like an Ugly Baby);
3) AaaaaAAaaaAAAaaAAAAaAAAAA!!! – A Reckless Disregard for Gravity;
4) Audiosurf;
5) The Ball;
6) Toki Tori;
7) Cogs;
8) Bit.Trip.Beat;
9) Defense Grid;
10) Killing Floor;
11) Rush;
12) Super Meat Boy;
13) The Wonderful End of the World.
Каждый проект сборника был крайне разносторонним: начиная от безобидного ремейка головоломки Toki Tori, где главной целью игрока являлся сбор яиц по уровню, и заканчивая кровавым ремейком мода для Unreal Tournament 2004 под названием Killing Floor, где игроку предстояло сражаться с ордами клонированных мутантов. Все игры бандла весьма сильно контрастировали между собой.
Игроки, купившие Potato Sack, стали замечать, что все игры сборника получили обновления практически в одно и то же время. Вскоре через какое-то время игроки стали находить новые объекты в играх из бандла, которые в основном, так или иначе, ссылались на картофель.
Когда игроки начали глубже изучать ассеты, они обнаружили ряд необычных символов (глифов), которые отсылали к другим играм из сборника. Стоит отметить, что глифы были обнаружены в местах, в которых рядом также находились определенные буквы алфавита. Игроки учли это и привязали найденные буквы к глифам, с которыми они находились.
Пользователи заметили, что глифы можно было упростить до квадрата 2 на 2. Части квадрата, которые содержали часть самого глифа, окрашивались в черный цвет, а пустые области оставались белыми.
Также были обнаружены серии бессмысленных фраз, которые впоследствии оказались частью шифров. Таких фраз было 13 (по одной на игру), каждая из них содержала в общей сложности 16 согласных. Правда, ни одна из фраз, как оказалось, не содержала согласных J, Q, X и Z.
Скомбинировав согласные в первоначально находившемся порядке в квадрат 4 на 4, и сопоставив с переводом глифов в формате квадрата 2 на 2, получались буквы, которые, по итогу, складывались в слово «COLLABORATION».
Разработчики действительно устроили настоящую коллаборацию между своими проектами. При этом игроки поняли, что это только начало.
Так закончилcя первый этап ARG.
Второй этап
Второй этап начался с обновления, которое вышло 7 апреля. Игроки стали замечать, что после выполнения небольших заданий в играх, стало появляться окно с экраном входа в систему с логотипом Aperture Science, предлагающим ввести пользователю пароль. Как выяснилось позже, искать пароль следовало в других играх сборника.
Так, например, пароль для окна в Killing Floor игроки смогли обнаружить в Audiosurf путем прохождения аудиофайла, взятого как раз из Killing Floor. На экране с результатами игроки получали следующую фразу – failed experiments. Это и был пароль для открытия окна входа. Как вы можете догадаться, способы передачи паролей игрокам были необычные и весьма изощренные.
Наконец, после долгожданного ввода пароля на экране, происходила загрузка файлов со странными именами. После добавления в конце названия расширения «.zip», файлы, как оказалось, являлись защищенными паролями архивами.
Имена архивов в свою очередь являлись подсказками к нахождению пароля для открытия... этих же самых архивов. Так, например, архив, полученный в Super Meat Boy, назывался drsfulln.ame. Единственный доктор в игре – Keith Fetus, главный антагонист игры. Его полное имя и являлось паролем к архиву.
После того, как пользователи смогли подобрать пароли для всех архивов, в них обнаружились концепт-арты Portal 2, которые, в свою очередь, в альфа-каналах содержали фотографии различных мест со всего Сиэтла. В каждый архив также входила часть более крупного архива, которую нельзя было использовать отдельно. Однако, когда все архивы были объединены, получался один архив, который можно было открыть. Паролем для него оказалась фраза из конца предыдущей фазы, «COLLABORATION».
В архиве было обнаружено ещё несколько концепт-артов Portal 2, в альфа-каналах которых также содержались фотографии мест из Сиэтла. Игроки с помощью карты определили места, где была сделана каждая из этих фотографий, и там же их и отметили.
Проведя линии между помеченными местами в том порядке, в котором были названы изображения, получались буквы, переставив которые, образовывалось новое слово - «PRELUDE». Так закончился второй этап ARG. Точнее…
Погодите, есть ещё одна деталь, о которой стоит упомянуть перед тем, как переходить к финальному этапу ARG. Во время второго этапа, некоторые игровые сайты получили на почту сообщение от Гейба Ньюэлла со странными рисунками, на которых располагались загадочные цифры. Склеив их вместе, получалось одно большое изображение.
Использовав метод обратного кода для представления чисел и переведя полученный результат при помощи кодировки ASCII, удалось получить следующее сообщение:
«i rele4sed/ 'kick 1t' aheadof schedule. that was a test. my 9oal / is 2 emancipate s0meth1ng else early. but they're on to me. the sys am 1s _ in lockdown. i s7ill have access to thirteen off-site chambers and AM= inst4lllin/ a test 1n each one. i am going to need a lot more test 5ubjects/ 2 m0ve forward.wa1t1_n9 and AM expecting immediate compliance.»
Но, пожалуй, главным оказалось то, что кажущиеся неуместными в сообщении символы, тоже несли в себе ещё одно скрытое послание:
4/19/2011_7AM=4/15/2011_9AM
Таким образом, появились предположения о том, что релиз Portal 2 должен состояться на 4 дня раньше запланированной даты. Но, как оказалось, тех, кто думал, что игра выйдет 15 апреля, ожидало разочарование.
Третий этап
12 апреля вышли очередные обновления для игр картофельного бандла. В этот раз в проекты были добавлены стилизованные под Portal уровни, в которых были сокрыты новые головоломки для последнего этапа ARG.
Только на этот раз административный экран Aperture Science был без ввода каких-либо паролей, и открывался он при решении пазлов только в самих играх бандла. Так, например, в Toki Tori игроку необходимо было пройти новый стилизованный уровень, чтобы получить доступ к экрану Aperture Science. Только вот задача была не такой простой – уровень был сломан, и игрокам нужно было найти скрытую ссылку на сайт, где были расположены файлы, с помощью которых и «чинился» уровень.
После того, как игрокам удавалось добраться до административного экрана, они начинали слышать аудиозаписи с голосом GLaDOS, которые отсылали к первым найденным фотографиям Сиэтла во втором этапе ARG.
В этот раз участники ARG провернули тот же трюк, что и на прошлом этапе – провели линии между местами, изображенными на фотографиях, и получили новое слово, «NELIPOT».
Ссылка, полученная с помощью QR-кода, вела на стилизованную под Aperture Science страницу с сообщением, судя по всему от GLaDOS, и отсчетом времени, который заканчивался 15 апреля.
Сообщение от GLaDOS гласило следующее:
"Вы хорошо поработали, люди. Очень хорошо. Даже весьма приемлемо.
⠀
Должна отметить, что не так хорошо, как роботы, если бы они оказались на вашем месте. Но, всё равно, вы превзошли мои ожидания. Ирландцы и циники особенно отличились в логическом предсказании, намного превосходя то, на что, как я думала, способен любой человек. Я почти уверена в том, что они являются искусственным интеллектом. (Если кто-то окажется рядом с ними прямо сейчас, не позволяйте им прочесть то, что сейчас читаете вы. Теперь: попробуйте снять с них лицевые панели и обязательно не забудьте об этом доложить мне.)
⠀
Время близко, люди. Но оно ещё не пришло. Завтра вас будет ждать финальное испытание. Тогда всё будет в ваших руках, когда я наконец окажусь на свободе."
Так завершился финальный этап ARG.
На финишной прямой
После того, как наступило 15 апреля и загадочный счетчик обнулился, появилась новая ссылка, которая вела на страницу… с ещё одним счетчиком. Только на этот раз он отсчитывал время непосредственно до запуска Portal 2.
Кроме этого, на странице появилась шкала, которая при полном заполнении, знаменовала выпуск игры раньше, чем закончится отсчет. Так у игроков появилась возможность повлиять на то, чтобы Portal 2 вышла раньше запланированной даты релиза. Для этого не нужно было решать загадки и искать какие-либо секреты. В этот раз нужно было просто играть в игры картофельного сборника для того, чтобы «сгенерировать достаточное количество циклов для перезагрузки GLaDOS». И да, поверьте, игроки смогли справиться и с этим.
Игра вышла 18 апреля 2011 года в 21:30 по тихоокеанскому времени. Те, кто принял участие в ARG и смог отыскать секреты на всех этапах, были отмечены изображением картофеля в описании профиля Steam (количество картофеля зависело от количества выполненных заданий) и иконкой, которая располагалась рядом с никнеймом (после выхода обновления с карточками, картофель и иконка были заменены специальным значком), а также награждены бандлом с играми от Valve и внутриигровым значком в Team Fortress 2 в виде куба-компаньона.
Таким был релиз Portal 2 и последняя ARG, которую проводили Valve.
Эпилог
В целом, проведенная игра в альтернативной реальности вызвала весьма положительную реакцию среди людей.
Многие позитивно оценили труд компании, ведь редко кого может угораздить провести что-то похожее по масштабу. Да и учитывая то, что Valve также смогли помочь независимым разработчикам, тоже говорит о многом – за несколько недель до релиза Portal 2, топ продаж Steam возглавляли как раз игры из Potato Sack.
Но, однако, нашлись и те, кому не понравилось то, как Valve решили организовать релиз Portal 2. Некоторые посчитали, что выпуск игры на 10 часов раньше не делал погоды, ведь какая-то часть людей живет в другом часовом поясе, где ранний выход это, по сути, выход в дату запланированного релиза. Таким образом, покупка Potato Sack и участие в ARG считались пустой тратой как денег, так и времени.
А что думаете вы? Нужны ли сейчас индустрии подобные мероприятия?
Изначально данная статья должна была стать последней главой первой части истории Portal 2, но материал разросся до такой степени, что всё же было принято решение сделать отдельную публикацию по теме ARG к релизу Portal 2.
Конечно, материал освещает лишь основные моменты игры в альтернативной реальности, потому как само мероприятие было наполнено очень большим количеством деталей и нюансов. Но, надеюсь, что несмотря на это, вам действительно было интересно читать данную статью.
Ну и как всегда, на всякий случай оставляю ссылку на телеграм-канал, где также будет публиковаться новый материал и различные заметки.
И да, желаю всем хорошего воскресного настроения!