Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Мое знакомство с серией Assassin’s Creed началось в декабре 2019 года и первой игрой была «Одиссея». 2020 останется в памяти не только как год пандемии, но и как год, прошедший под знаком ассасинов — из непройденных игр основного ряда остались «Изгой», «Единство» и «Синдикат».

Поэтому обзор будет складываться из двух частей. Первая часть рассчитана на широкого зрителя, в том числе не игравшего в игры Assassin’s Creed, а вторая — будет посвящена тому насколько Ubisoft удалось «вернуться к истокам». А начнем мы с сюжета и исторического контекста.

Итак, Европа, 873 год, завоевательные походы викингов в самом разгаре. Часть норвежского клана Ворона, решает искать лучшей доли, покидает родные берега и высаживается в Англии. Их возглавляет сын главы клана, Сигурд, его супруга Рандви и сводный брат Эйвор. (Примечание: в зависимости от ваших предпочтений, Эйвор может быть как женщиной, так и мужчиной. Я играл за Эйвора-мужчину, так что далее по тексту будет «главный герой», а не «героиня»). Вместе с членами клана в Англию прибывают Незримые, Басим и Хайсам. Незримые — это те самые ассасины, которые пока себя так не назвали. Напомню, что действие первой части Assassin’s Creed происходит сто лет спустя событий ACV.

Сигурд и его соплеменники основывают поселение, Рейвенсторп и начинают завоевывать авторитет среди местного населения и обрастать имуществом, в том числе честно отобранным. Они заключают союзы с соседними королевствами, помогая как своим соотечественникам из Скандинавии, так и сакским королям и элдерменам. В основном этим занимается Эйвор и делает он это когда добрым словом, когда топором, а когда и тем и другим вместе. По ходу дела он помогает Незримым разобраться с Орденом Древних, предтечами Ордена Тамплиеров из ранних частей серии.

Историческая достоверность в серии Assassin’s Creed — тема отдельная. Скрупулезная реконструкция исторических деталей тут тесно соседствует с игнорированием доказанных фактов. ACV исключением не стала. Скажем, тан Келвульф и король Бургред, с которыми мы встречаемся в Ледерчестершире — это исторические персонажи, а события в игре соответствуют тому, что происходило в реальности. Противостояние вождя данов Гутрума и короля Эссекса Альфреда Великого, которые составляют основу сюжетной линии в Хамптуншире — тоже часть истории. При этом исторических ляпов тоже хватает.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Причем если на такие мелочи, как гардероб скандинавских шаманок можно особого внимания не обращать, то с массивными каменными замками и соборами дела обстоят сложнее — на них завязана значительная часть сюжетных событий и геймплея. Каменные сооружения такого размера стали появляться в Англии значительно позже, только в XI-XII веках, поэтому налицо явный анахронизм. С римскими руинами тоже не так все просто. В игре часто встречаются города и селения, в которых деревянные постройки соседствуют с римским архитектурным наследием — развалинами храмов, потрепанными временем статуями, обвалившимися акведуками и дорогами. Амфитетатры сменили функциональное назначение и стали рынками или местами для пиров и соревнований. Так ли это было в реальности? Историки говорят, что нет, в том же Люндене тогдашнее население не ютилось среди римских руин, а обитало неподалеку.

При всем это, я считаю, что разработчикам удалось передать «дух времени». Как сказал Коля Пегасов, бывший главреда МФ в своем ФБ — ACV это «римский постапокалипсис» и это действительно так. Западная Римская Империя прекратила свое существование в конце V века и последующие столетия в европейском истории не зря называют Темными Векам. Безвременье, когда старое уже мертво, а новое еще только нарождается. И в игре это хорошо выражено как раз через архитектуру городов раннего средневековья. Возможно, лачуги посреди римских руин не слишком достоверны с исторической точки зрения, но хорошо символизируют «прорастание» новой цивилизации на руинах старой.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Говоря проще, не стоит воспринимать ACV как виртуальный учебник истории, в котором все воспроизведено с академической точностью. При этом игра хорошо передает атмосферу Темных Веков и уже только за это большое спасибо разработчикам.

Теперь о подаче сюжета. Как и в предыдущих играх есть историческая часть сюжета и события современных дней. И если в ранних играх франшизы современность занимала приличную часть экранного времени, то в последних трех играх — включая ACV — она урезана до минимума. На мой взгляд, это недочет разработчиков, потому как для того, чтобы понять, что происходит в современности и связанных исторических событиях трудно даже будучи в курсе лора AC. А финал этой сюжетной линии так вообще вызывает кучу вопросов. Так что мой вам совет — не парьтесь, пытаясь разобраться что к чему. Лучше просто играть в викинга, которые приперся в Англию, чтобы ее завоевать. Там все просто и понятно.

Тут каждая локация имеет самодостаточный сюжет, который можно пройти за три-четыре часа, иногда даже меньше. Сюжеты довольно однообразны и крутятся в основном вокруг борьбы за власть, причем не во всех случаях главный герой играет на стороне других кланов викингов. Скажем, в Ледерчестершире Эйвор способствует сынам Рагнара Логдброка посадить на престол Мерсии подконтрольного короля-сакса. В Грентербриджшире Эйвор помогает ярлсконе Соме отвоевать город у саксов и восстановить власть ее клана в шире. А в Восточной Англии Эйвор помогает молодому королю Освальду из саксов в борьбе с кланом викингов, которые творят беспорядки и бесчинства. Как говорится, «все сложно».

С точки зрения прохождения такой «сериальный» подход хорош уже тем, что не надо держать в голове все детали основного сюжета и, разговаривая с очередным NPC, не думать, а почему же я с ним говорю? Второй плюс, который имеет такой подход — прохождение получает вариативность. Например, основав поселение в Англии мы получаем на выбор две локации — либо Грентербриджшир либо Ледерчестершир. По мере роста уровня мощи количество локаций на выбор растет.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

При этом, как уже упоминалось выше — сюжеты «серий» однообразны. Пойди туда, свергни того, пойди сюда помоги этому. Есть, конечно, интересные исключения, местами неожиданные и порой драматичные интриги, но тем не менее во второй половине игры эти “политические игры” надоедают своей цикличностью. Утомляет и героический пафос — «О великий воин, я наслышан о твоих победах! Это честь драться рядом с тобой! Сегодня мы прольем кровь наших врагов и напьемся как свиньи, а скальды сложат песни об этом дне!». Понятное дело, что законы жанра и все такое, но местами напоминает дешевый сериал.

Кроме основного сюжета в каждой локации есть побочные квесты, которые называют «мировыми событиями». Квестодателями выступают местные жители, которые иногда просят о помощи, иногда — просто рассказывают свою историю, а иногда пытаются ударить по лицу.

Вроде бы ничего особенного, побочных сюжетов и в других играх полно. Побочки в ACV хороши по нескольким причинам. Первое и главное — они коротки и в подавляющем числе случаев не требуют гринда местной живности или зачистки аванпостов. Второе — вам не дают никаких подсказок как выполнить квест, по сути это небольшие загадки. Они несложные, но все же требуют внимательности и малой толики логического мышления. Третье — они разнообразны. Есть трогательная история о девочке и последнем листе, который вот-вот упадет с дерева. Есть смешной эпизод о похищении одежд у нудистов. Или трагикомичная про двух болванов-братьев, которые хотят прославиться через грабежи и каждый раз попадают в какую-то жопу. А есть совершенно кринжовая история об отшельнике-маньяке.

Выполнение этих квестов хорошо разнообразит игру и при этом совершенно не обязательны к выполнению. Единственный недостаток — вы ничего не получаете по выполнении, разве что немного опыта.

Помимо «мировых событий» в игре полно головоломок, сложность которых колеблется от совсем простых до довольно сложных. К последним я бы отнес загадки священных камней и прохождение аномалий Анимуса. В случае со священными камнями надо найти точку обзора, с которой открывается рисунок на этих камнях. Мне, как человеку с инженерным образованием, прошедшим курс начертательной геометрии, было несложно найти нужное место, но думаю, что далеко не у всех это получится с ходу. Для прохождения аномалий тоже нужно слегка поднапрячь воображение и логику. Скажем, с руинами базилики в Линкольншире мне пришлось потратить где-то полчаса на то, чтобы понять что надо сделать. Конечно, не все головоломки сложные и иногда создавалось впечатление, что разрабатывались они совсем уже для детей.

В любом случае здесь есть чем развлечься, побочных занятий в игре хватает, правда, награды за эти занятия разные. Скажем, сбор римских артефактов даст только косметические награды для поселения. А вот рыбалка и охота неплохой источник материалов для апгрейда оружия и доспехов. Победа во флютлинге — соревновании в красноречии — позволит открыть дополнительные опции в диалогах и, скажем, это мне неплохо помогло при выполнении основной сюжетной цепочки «Песнь Сомы» в Грентербриджшире. Разгадки уже упоминавшихся священных камней дают очки для увеличения мощи персонажа, так же как и складывание каирнов — башенок из камней.

Теперь поговорим о ролевых составляющих игры — системе развития персонажа и возможностей отыгрыша роли.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

На боевые характеристики персонажа влияет уровень мощи / способности, навыки, доспехи/оружие, а также бонусы, которые дает поселение.

Уровень мощи — это старые-добрые уровни, только вместо полоски у нас ромбик, по заполнении которого вы получаете два очка, а не одну цифирьку. Очки эти вкладываются в «созвездия» навыков. Сами «созвездия» закрыты и открываются по мере того, как вы распределяете очки. Опыт дается за традиционную деятельность — выполнение заданий, убийства врагов, эксплоринг, набеги на монастыри. По сути те же яйца, только в профиль.

Мне система уровней мощи и “созвездий” не понравилась. Во-первых, чисто визуально она воспринимается плохо. Тут в буквальном смысле слова все в тумане и нормально планировать развитие персонажа трудно. Да, можно переназначить все в любой момент, но тем не менее.

Во-вторых, в созвездиях сгруппированы абилки и перки из разных школ, что делает понятие билда весьма условным. Если честно, то я вообще не заморачивался с тем, как разбросать очки, часто тыкая во что попало. Осознанным было только решение открыть в первую очередь «созвездия» с полосками адреналина.

В-третьих, система несбалансирована. Если будете интенсивно чистить «точки интереса» на карте локации, то уже к середине игры вы получите переапанного персонажа, уровень мощи которого на 50-70 пунктов выше минимального. К концу игры разрыв будет еще больше. Йорвикшир, одна из старших локаций, требовала минимум 190 уровня мощи. Я в нее заходил уже будучи 320+. Другими словами уже в первой половине игры вы получаете персонажа, которому море по колено.

Способности. Кроме тех абилок, что вы открываете через уровни мощи, в мире игры есть книги, которые обучают особым способностям. Их, как и оружие с доспехами, можно найти в разных уголках Англии. Эксплоринг, который вознаграждается боевой способностью — это однозначно хорошо.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

С доспехами и оружием дело обстоит получше, хотя и не без косяков. Разработчики отошли от принципов предыдущих двух игр теперь из мобов доспехи почти не падают. За всю игру мне упало всего три-четыре вещи причем не с самыми выдающимися параметрами. В ACV чтобы добыть себе броню и оружие надо побегать-поискать, а временами и решить небольшую головоломку.

Для уникальной брони и оружия вообще нужно выполнить несколько трудных заданий и порядком поскитаться по миру. Например, для того, чтобы обзавестись броней Тора надо убить трех сестер Лериона и разобраться с Орденом Древних. А если вы захотите получить легендарный меч Эскалибур, то вам придётся облазить несколько пещер, разбросанным по всем уголкам Англии и убить определенных ревнителей, чтобы открыть доступ к этому тесалу.

Предметы можно улучшать, причем улучшения эти имеют двухступенчатый характер. Броня и оружие имеют четыре степени качества — обычное, улучшенное, превосходное, легендарное. В пределах каждого тира предмет можно улучшить, но до опредленного уровня. С возрастанием степени качества увеличивается и количество слотов под руны. Сами руны можно как выбить из мобов, так и найти в сундуках или получить за выполнение заказов у рыбака и охотника. И да, внешний вид доспехов и оружия тоже меняется.

Главный минус этой системы — материалов на апгрейд нужно много и чем дальше тем больше. Для улучшения степени качества нужны уголь, никель и вольфрам. Добываются они из сундуков, в ограниченном количестве продаются вендорами и даются за выполнения заказов. Для того, чтобы улучшить предмет в пределах тира нужно железо, кожа и титан и вот тут, что называется, чем дальше, тем больше. Я не фармил ничего целенаправленно и к 300 уровню мощи смог поднять до легендарного уровня только два сета и два лука, хотя полностью собрал шесть сетов и довольно много самого разного оружия и щитов. Другими словами — если вы хотите разнообразить свой арсенал и обвес, поддерживая его в актуальном состоянии, то нужно фармить и фармить много. Хотя есть и другой путь, от которого я, скажем так, совсем не в восторге.

Второй большой минус — сетовые бонусы так себе. Как вам бонус «броня увеличивается, когда возле вас больше 2 врагов» или «урон увеличивается в темное время суток». Попадаются, конечно, и неплохие, типа «скорость увеличивается после «Атаки валькирии» или «увеличение скорости дальнего боя» но не часто. Самое главное, что они слабо влияют на стиль игры. Первую половину игры я носил хантерский сет, дававший бонусы к урону дальнего боя, потом собрал сет Бригантины, который заточен под ближний бой. Если честно, то разницы я особой не заметил. Только при смене оружия как-то меняется стиль ведения боя и тактики.

Третье и последнее — менять внешний вид доспехов нельзя, хотя в “Одиссее” такая опция была.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Помимо предметов, которые спрятаны в сундуках по миру средневековой Англии, есть еще два способа получить предметы. Если вы играли в Origins, то наверняка помните мальчика, торгующего экзотическими предметами. За прошедшую тысячу лет мальчик ничуть не изменился и приехал в Англию. За особую валюту — опалы — можно купить предметы легендарного качества. Камней этих нужно много и все это подразумевает выполнение ежедневных и еженедельных квестов. Вроде бы ничего, да и квесты не так долго делать, но вот в чем тонкость — такие же предметы легендарного качества можно купить во внутриигровом магазине за реальные деньги. Причем они не только легендарного качества, но еще и симпатичнее выглядят нежели то, что можно найти в игре.

Донат в одиночной игре — это то, за что Ubisoft пинают уже давно и по делу. В магазине продаются как целые сеты так и наборы материалов для апгрейда и многое другое, что однозначно определяется как Pay to Win. Скажем, сет гота из магазина восстанавливает здоровье. С учетом того, что в игре очень мало предметов, которые позволяют отхиливаться во время боя — соблазн прикупить этот легендарный доспех возник даже уже меня, игрока, который принципиально не донатит. Тоже самое можно сказать и про наборы материалов — очень хотелось бы прокачать все сеты по максимум, но для этого надо фармить и немало, а тут вам сразу предлагают несколько тысяч единиц железа, кожи и других материалов.

Боевая система. Есть четыре основных отличия боевой системы ACV от предшественников. Во-первых, оружие можно держать как правой так и в левой руке. Более того, можно прокачать способность брать в каждую руку двуручное оружие и даже драться щитами. Во-вторых, кроме полосок здоровья и адреналина появилась шкала выносливости, которая расходуется на увороты и проведение специальных атак способностями. Она достаточно быстро восстанавливается, но теперь постоянно скакать вокруг босса не получится, придется давать себе передых. В-третьих, здоровье теперь тоже не восстанавливается автоматом, а оружия и доспехов с «вампирскими» бонусами очень мало. Это тоже накладывает ограничения. В-четвертых — и это скорее всего плюс — в бою с вами могут принимать участие ваша дружина с драккара, причем не только в набегах.

Стиль боя определяется тем, какое оружие вы держите в основной руке. Адреналин вы получаете после финишеров и употребляя грибы. Адреналин расходуется на применение активных способностей, которые выучиваются через чтение книг мудрости. Единовременно можно забиндить восемь способностей — четыре на ближний бой и четыре на дальний.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

В целом получилось довольно динамично и зрелищно. Способности из книг знаний выглядят эффектно, финишер различаются для каждого из типов врагов и выполнены довольно брутально. В бою надоследить за выносливостью и здоровьем, а также вовремя и к месту применять способности.

Переходим к ролевой составляющей. Тут все очень скромно. Да, в диалогах у Эйвора есть выбор. С помощью флютлинга можно прокачать уровень харизмы и получить доступ к дополнительным опциям в диалогах. При этом выбор в диалогах ни на что особо не влияет. Например, в конце одного их сюжетов нам дается выбор — казнить или помиловать NPC. Я выбрал помиловать, но NPC потом сбежал из тюрьмы и устроил бардак на массовом мероприятии, так что пришлось его в конце концов убить. Так что выбор в диалогах и характер поступков не влияет ни на сюжет ни на отношение окружающих к вам.

Отдельного упоминания стоит Рейвенсторп, поселение клана Ворона, своеобразная база, где герой получает новые задания, улучшает предметы в кузнице, делает закупки и продает ненужное барахло. Постройки в поселении не только дают доступ к различным важным функциям, например, к магазину, но и влияют на боевые характеристики персонажа. В то же время прокачка Рейвенсторпа не требует гринда и вообще не занимает много времени, потому как материалы для апгрейда можно добыть главным образом только в монастырях. А самих монастырей не так много.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии

Пара слов о технической стороне игры. Визуальный ряд игры выше всяких похвал, художники с дизайнерами свое дело сделали на отлично. Открытый мир ACV велик, порядка девяноста квадратных километров и разнообразен. Яркая поздняя осень, переходящая в суровую снежную зиму, густые леса и широкие равнины, живописные, почти пасторальные пейзажи и нищета средневековых городов.

Ощутимую ложку дегтя добавляют баги. Многие из них были пофикшены в ряде пострелизных патчей, но в первые недели проблемы с поломанными сейвами, не работающими как надо квестами и вылетами доставили немало неприятностей. Где-то часов шесть-семь прогресса я потерял именно из-за этого. И даже после патча 1.1, в котором пофиксили значительную часть косяков, остаются баги. Например, бой с Фенриром в Асгарде мне удалось завершить только с третьего раза.

Не вызывает особого восторга и анимация героев. В сентябре-октябре я играл в Red Dead Redemption 2 и после этой игры персонажи в ACV временами выглядят как буратины, а их жесты и язык тела вызывают стойкое дежа-вю — точно также жестикулировали герои «Истоков» и «Одиссеи». Такое впечатление, что разработчики решили не заморачиваться по этому поводу.

Подведем итог. В общем и целом у Ubisoft Montreal получилось взять лучшее из предыдущих двух частей франшизы — «Истоков» и «Одиссеи» — и реанимировать классические «ассасинские» фишки. Скажем, карта теперь усохла до размеров «Истоков», а побочные активности перестали быть обязательными. Лут теперь не валиться из каждой английской свиньи, побочные квесты не сильно отвлекают от главного сюжета и стали очень короткими. За основным сюжетом — завоевание Англии скандинавами — следить проще и при всех недостатках он довольно увлекателен. Колоритная эпоха Темных Веков передана во всех красках и эмоциях, здесь есть место и романтике и натуралистичной жестокости и юмору, подчас специфическому. Боевка динамичная и предельно брутальная. Детям до шестнадцати на некоторые финишеры лучше не смотреть. В игре довольно много необязательных побочных занятий и головоломок, которые разнообразят основной геймплей.

При этом игра не лишена серьезных недостатков. Система развития персонажа получилась неинтересной. Если вы любите теорикрафт, эксперименты с билдами и обвесом, то игра вас разочарует, потому как экспериментировать тут не с чем, разве что с разным оружием и способностями из книг знаний, которых не так много. Серьезных противников-боссов тоже раз-два и обчелся. В «Истоках» и «Одиссее» хоть гладиаторская арена была. Ролевая составляющая сведена к минимуму и в подавляющем большинстве случаев выбор, который вы делаете мало влияет на конечный результат. Хотя в игре и есть несколько концовок, но поворотных моментов, меняющих сюжет, не так много, значительно меньше, чем в «Одиссее».

В любом случае, при всех недостатках, игра получилась. Атмосферно, динамично, местами жутковато, кое-где весело и уж точно нескучно. Налетав за три месяца почти сто пятьдесят часов я с большим интересом жду DLC, действия которых будут происходить в Ирландии и Франции и которых уже совсем недолго осталось ждать.

Assassin’s Creed Valhalla. Предвзятый обзор от фаната серии
2828
56 комментариев

“Мое знакомство с серией Assassin’s Creed началось в декабре 2019 года и первой игрой была «Одиссея».”

Спасибо, но... Мое знакомство с серией началось в 2007 году с первой части и современные поделки к оригиналу не имеют никакого отношения от слова совсем. И да, современные АС ни разу не неплохие игры.

22

Хуёвый из тебя наблюдатель, раз в современных играх по АС у тебя нет ничего про АС,  с учётом того, что тему первых частей до сих пор мусолят в последних, но да ладно, тебе, видимо, виднее

7

Пожалуйста, но мне почему-то понравилось все, кроме ACIII. Я что-то делают не так?

2

И да, современные АС ни разу не неплохие игры.

Да, они хорошие, как минимум.

1

Смотри-ка, и вправду выложил обзор, не соврал. Респект тебе. Я тоже через минут 30 выложу кое-что по Ассасину, связано с лором и каноном.

3

Он на моем блоге уже дней пять как лежит :)

1

 не стоит воспринимать ACV как виртуальный учебник историиПо истории у них прогулки отдельные есть. К вальгалле не сделали еще почему то

2