В худших традициях Netflix: почему на Erica не стоит тратить время
Интерактивное кино с живыми актёрами для PlayStation, которое не работает ни как игра, ни как фильм.
Лондонская студия Flavourworks анонсировала Erica ещё два года назад. За это время вы могли о ней и вовсе забыть, но тут вдруг на Gamescom 2019 игра взяла и вышла. Она вдохновлена «Островом проклятых» и «Суспирией», а своей концепцией больше всего напоминает интерактивный эпизод Bandersnatch из «Чёрного зеркала».
Эксперимент любопытный, но вот результаты — печальны. Erica даже близко не дотягивает ни до произведений, на которые пытается равняться, ни даже до других интерактивных фильмов.
Лекарство от здоровья
Завязка у игры, впрочем, интригующая. Эрика Мейсон в детстве пережила психологическую травму: её отца убили, а на его теле неизвестный вырезал жуткий непонятный символ. Теперь каждую ночь Эрика переживает события того кошмарного дня и время от времени рисует карандашные наброски с воспоминаниями о родителях и таинственном убийце.
Тихую и неприглядную жизнь девушки нарушает посылка, в которой она обнаруживает человеческую руку с зажатым в ней медальоном. На нём выгравирован тот самый символ, который она запомнила на всю жизнь.
Erica — представитель редкого нынче жанра FMV-игр: в нём за последние годы отметились разве что Her Story и Late Shift с их захватывающими сюжетами. Но, увы, дебютная работа Flavourworks во всём им уступает.
За интригующей завязкой здесь не следует ни интересное расследование, ни жуткие тайны. Авторы Erica преподносят игру как триллер в духе работ Дэвида Финчера, но за всю игру вы так и не почувствуете хоть какой-то угрозы.
Действие Erica почти целиком происходит в психиатрической лечебнице «Дельфы», где работали родители главной героини. И с самого начала это место кажется подозрительным: на мгновение в кадре появляются таинственные люди в масках, а Эрику предупреждают о зловещих секретах учреждения. Кажется, что как и в «Острове проклятых», придётся самому выяснять, что за чертовщина тут творится на самом деле.
Но никакого расследования в Erica нет и в помине. Главной героине даже не приходится напрягаться: все важные сюжетные события происходят либо без её участия, либо все факты ей преподносят на блюдечке.
Большую часть игры Эрика робко следует за другими персонажами и выполняет их указания. Изредка игрок может ослушаться и поступить по-своему, но на деле он лишь выбирает чью-либо сторону. Вовлечённость в историю Эрики совсем не ощущается, потому что опасность ей на самом деле не грозит — никто вокруг не пытается навредить героине.
«Дельфы» напоминают балетную школу из «Суспирии»: у персонала здесь тоже есть свои зловещие тайны, а внутри лечебницы можно найти много тайных проходов и запертых дверей. Местные обитатели, в свою очередь, намекают героине о шокирующей правде, которую ей предстоит узнать. Но в фильме Ардженто была цепочка жестоких убийств, а по ночам в школе происходили необъяснимые вещи — в Erica же каких-либо жутких моментов вовсе нет. Сотрудники лечебницы всегда относятся к героине заботливо, а пациенты и пальцем не трогают Эрику. Даже умирают персонажи в основном за кадром.
Надежда остаётся на неожиданную концовку, но совсем скоро выясняется, что авторам просто нечего предложить кроме унылого клише. Если вы смотрели хотя бы один фильм с похожей завязкой, то без труда угадаете финальный твист уже в первые двадцать минут. И не надейтесь на действительно неожиданные повороты — «ружья» расставлены на самом видном месте.
Erica соткана из штампов жанра, и при этом никак не пользуется его преимуществами. Не стоит ждать ни саспенса, ни стремительных погонь или напряжённых диалогов. Большую часть игры Эрика вспоминает о прошлом и проводит время в разговорах с другими людьми.
Даже последние двадцать минут, состоящие из экшена, на деле оборачиваются ходьбой по тёмным локациям с пистолетом. Если рассматривать Erica в качестве триллера, то ей просто нечем удивить игрока.
Но у интерактивного кино есть один неоспоримый плюс перед обычными фильмами — сложный моральный выбор, который нужно время от времени делать. Отключить подругу от системы жизнеобеспечения или сохранить ей жизнь? Подчиниться серийному убийце, отрезав палец, или найти какой-то другой путь? Переночевать у подозрительно дружелюбных незнакомцев или найти другое убежище? Возможность повлиять на ход событий повышает вовлечённость в происходящее и, конечно, увеличивает реиграбельность.
Но в Erica попросту нет таких напряжённых ситуаций. Она заявлялась как интерактивный триллер, но до самого финала только и делает что утомляет.
Варианты прохождения до определённого момента ограничиваются только возможностью стоять на месте или пойти туда, куда указывает какая-нибудь подсказка. А ответы в диалогах никак не отражаются на сюжете: отношение к главной героине нельзя изменить ни агрессивными репликами, ни покорным поведением. Кажется, что своё мнение о ней другие персонажи сложили ещё до начала сюжета.
Для героини, чьим именем названа игра, Эрика — удивительно пассивный и скучный персонаж. О ней нельзя сказать ничего, кроме пары строк из описания, а за всё прохождение её характер никак не изменится. Остаётся лишь догадываться, какие чувства Эрика испытывает к другим героям, потому что со всеми она ведёт себя одинаково.
Неважно, разговаривает ли с ней полицейский, заведующий лечебницей, пациентка или наставница — каждому человеку она отвечает отстранённо. Иногда её пробивает на плач, но большую часть времени Эрика просто испытывает страх. Изменить её поведение никак не получится — сделать из Эрики решительную героиню невозможно.
Техническое исполнение у игры тоже слабое. Среди разработчиков не было ни своего Мартина Скорсезе, ни Дарио Ардженто. Режиссёр будто снимает по контракту один из тех «проходных» фильмов для Netflix. Порой Erica и вовсе напоминает любительскую короткометражку.
Ни разу за всю игру режиссёр не демонстрирует авторский стиль. Оператор, похоже, не знает никаких планов, кроме крупных. А по качеству картинки игра напоминает фильм «Не в себе», снятый на iPhone 7 — операторская работа словно им и вдохновлена.
При этом нельзя сказать, что съёмочная команда не старалась над визуальным оформлением. Цветокоррекция и освещение создают правильное настроение, а монтаж выполнен на неплохом уровне. Вот только на этом, пожалуй, всё.
Сцены длятся максимум по две-три минуты, а во время диалогов камера даже не думает менять статичное положение. Здесь нет быстрого монтажа, длинных планов и захватывающего экшена. Erica никак не оправдывает звание интерактивного триллера, которым авторы называют её при любом удобном случае.
Erica длится всего полтора часа и больше всего напоминает «проходной» фильм на стриминговом сервисе, за которым можно скоротать скучный вечер. Но, увы, игра не распространяется по подписке, а стоит 10 долларов — немного, но даже того она не заслуживает.
Press Touch to Win
Но если это плохой фильм, то совсем не обязательно плохая игра. К интерактивному кино обычно предъявляют гораздо меньше требований, чем к «настоящим» фильмам. Слабую историю вполне могут вытянуть интересный геймплей и большая вариативность прохождения.
Но, к сожалению, Erica разочаровывает и в этом плане.
Erica не похожа ни на Detroit: Become Human, ни на The Walking Dead — интерактива здесь почти нет. В этом плане она скорее напоминает Hidden Agenda — другой проект с использованием технологии PlayLink. Вот только возможности этой платформы авторы никак не используют: смартфон здесь выступает исключительно как контроллер, никакой дополнительной пользы он не несёт, так что можно спокойно заменить его обычным «дуалшоком».
Для любых действий в игре используется только тачпад. Взмахом пальца тут надо выбирать и ответы в диалогах, и взаимодействовать с предметами.
Проблема в том, что разработчики, похоже, восприняли слово «интерактивность» слишком буквально. Каждый раз, когда героиня дотрагивается до чего-либо, включается интерактив, а камера резко переключается на другой ракурс. В этот момент лёгким движением пальца нужно сделать простое движение: повернуть ключ в замке, вытереть запотевшее окно, убрать пыль. Это интересно делать первые раз десять, но в следующие сто таких моментов игра начинает серьёзно раздражать.
Эрика нажимает на звонок? Пусть игрок тоже сделает это. Поворачивает вентиль? Почему бы не уделить этому пять секунд реального времени. Эти бесполезные движения не вызывают никакого удовольствия, но избежать их никак нельзя.
Иногда манипуляции с тачпадом приходится проводить и в сюжетных сценах, но ошибиться тут, кажется, совершенно невозможно: порой хватает и одного ленивого жеста, чтобы спастись из трудной ситуации.
Ответы в диалогах почти не влияют на происходящее — отыграть другую роль, кроме прописанной, тут не получится. Большую часть времени игрок выбирает варианты, которые почти ничем не отличаются друг от друга. Важные же сюжетные развилки в основном происходят тогда, когда игроку необходимо выбрать, куда пойти.
Получить какую-то концовку кроме самой популярной почти невозможно: разработчики заботливо направляют игрока в нужную сторону и почти не оставляют никаких вариантов. Судя по статистике трофеев, большинство игроков приходят к запланированному авторами финалу.
Из-за этого потенциал реиграбельности Erica теряется почти полностью. Смотреть на скучно поставленные сцены и вникать в происходящее совершенно не хочется и при первом прохождении, что уж говорить о следующих.
На бумаге Erica выглядела интересно — всё-таки сейчас не так часто можно встретить FMV-игры, каждая, можно сказать, на вес золота. Вот только в случае с дебютным проектом Flavourworks что-то не срослось. В маркетинговых материалах его называют инновационным, но на деле ничего нового в игре попросту нет.
После Erica райским даром кажутся и интерактивные фильмы Дэвида Кейджа, и даже относительно линейные проекты Telltale и Dontnod. Если вы ищете хорошую игру, то пришли не по адресу. А если хотите посмотреть бодрый триллер, то разочаруетесь ещё сильнее.