Лес в клеточку — обзор Druidstone: The Secret of the Menhir Forest
Как Into the Breach, только в лесу и в жанре фэнтези.
Druidstone: The Secret of the Menhir Forest — это тактическая походовая игра про группу защитников волшебного леса, на который нападают злые силы. Игра примечательна не только своим длинным и сложным названием, но и разработчиками. Druidstone (давайте для краткости называть её так) создали выходцы из студии Almost Human, ответственной за дилогию Legend of Grimrock.
Неизвестно, почему мы так и не дождались триквела, однако вместо него разработчики взялись за совершенно новый опыт — пускай и не без узнаваемых элементов.
Воин, клирик, маг и вор
Сюжет Druidstone можно спокойно описать несколькими предложениями. Есть лес Менхир, в котором живут друиды. В один не очень прекрасный день кто-то осквернил чащу загадочной болезнью, названной Cancer (ничего общего с реальным раком). Зараза покрывает порчей всю округу, вызывая мутантов и поднимая из могил нежить. Помимо этого, пропал верховный друид, поисками которого и займутся главные герои игры. Спасти лес и друида вызвались три персонажа, за которых и предстоит играть на протяжении всего сюжета.
Первый протагонист — Страж (Warden), созданный с помощью магии одинокий воин. У него нет памяти и прошлого, лишь цель — защищать лес. Помимо выполнения своего непосредственного долга, он пытается разобраться в себе и найти своё место в жизни. Выступает в роли мускулов отряда: большое здоровье, оборонительные способности, лучшее оружие ближнего боя и прочие боевые манёвры.
Второй персонаж — дочь архидруида. Отлично владеет дальнобойным оружием и может как лечить, так и воскрешать союзников. Обладает амулетом, способным один раз за битву «отмотать» все события раунда на самое его начало, чтобы переиграть неудачный ход.
Третий — маленький волшебник и выходец из культа красных магов, которые выступают в роли антагонистов. Хрупкий, но при этом наносит больше всего урона за счёт сильных заклинаний. Особая способность — телепорт, позволяющий меняться местами с любым персонажем, которого можно передвигать.
Ближе к середине игры к ним присоединится четвёртый персонаж, выступающий в роли вора-ниндзя. Манёвры, трюки, ловушки и смесь ближнего и дальнего боя. Особые способности — прыжок раз в ход и отталкивание на одну клетку в случае атаки.
Все персонажи очень разные. Помимо каких-то базовых особенностей вроде телепорта и отталкивания у героев есть набор карт-способностей, которые открываются с прокачкой. Поменять их можно в любой момент вне миссии, так что «запороть» прокачку не получится — каждое умение полезно по-своему и в своей ситуации.
Кроме этого арсенал изменяется за счёт снаряжения, которое можно купить за золото у специального торговца. Каждая вещь, оружие и аксессуар — уникальные и отличаются не только повышением здоровья или урона. Например, одеяние из соломы даёт хороший бонус к здоровью, но увеличивает входящий урон от огня. Алебарда позволяет бить через клетку, плащ скаута — использовать побег на соседнюю клетку. А чудо-флейта призывает волшебных птиц-почтальонов в качестве боевых соратников.
Простор для экспериментов и построения билдов у Druidstone просто огромный, и стиль игры отлично настраивается под ваши нужды. Единственное «но» — из-за местных тактических особенностей и общей геймплейной механики вкладываться в призыв дополнительных персонажей куда выгоднее, чем усиливать стандартный состав.
Бой на пересечённой местности
Всё разнообразие снаряжения, навыков и персонажей применяется в битвах, поделённых на раунды. Сначала ходите вы, а потом — противник. Сама карта чётко поделена на клетки перемещения. Каждый персонаж может походить на определённое количество клеток и потратить единственное очко действия на какое-то действие: атаку, заклинание, открытие двери или сундука.
Геймплейно игра очень напоминает Into the Breach: фиксированный урон, заигрывание с позиционированием (толкание и перемещение врагов) и численное превосходство противника. Разве что Druidstone — не Rogue-lite: все задания заранее созданы дизайнерами и не меняются при повторном прохождении. Зато каждая миссия — это поставленная и полная событий головоломка.
Где-то придётся спасать пожилого друида от голодных василисков, где-то — убегать от ледяного гиганта. Причём ни одна миссия не повторяется — у каждой есть своя уникальная идея и концепция, из-за чего проходить их невероятно интересно.
Отдельного внимания заслуживают битвы с боссами: хоть главари не блещут крутыми характерами или броскими фразами, геймплейно сражения с ними выполнены на высшем уровне. Огромный бог огня Огма забрасывает вас прислужниками и держит в напряжении таймером. Некромант без конца вызывает нежить и отказывается умирать, а Волшебница проводит всю битву в другом измерении, где арена боя висит в полной пустоте (куда вполне можно свалиться или «уронить» противника).
Druidstone хотелось бы похвалить и за полное отсутствие элемента случайности, но это будет не совсем честно — он тут всё же есть, пускай и не очень существенный.
За местную «удачу» отвечают бонусы, которые иногда выпадают после смерти врагов. Это может быть золото, которое потом тратится в магазине, а может быть и кристалл здоровья, лечащий на единицу любого, кто его подберёт.
Однако лучше всего получить с убитого монстра синий кристалл, который даёт нашедшему дополнительное очко действия. Все выпадающие находки полностью случайны: если при первом прохождении вы выбили с пчелы горсть монет, то на втором можете получить синий кристалл, который перевернёт ход сражения.
С одной стороны, это плохое геймдизайнерское решение. У нас есть заранее созданная разработчиками схема прохождения уровня, которую игроку нужно «раскусить» методом проб и ошибок, исходя из текущего арсенала снаряжения и навыков. В целом, прохождение можно продумать от начала до конца ещё со старта, и единственное, что не прогнозируется в расчётах — это то, что выпадет из убитого врага.
Не упавший вовремя бонус дополнительного действия может существенно усложнить бой: то он не появится вообще, лишая вас драгоценного действия, то упадёт под ноги врагу, одарив его лишней возможностью провести атаку по вашему отряду. Иногда победа или поражение не зависят от ваших навыков — пускай и случается это очень редко.
С другой стороны — внезапно выпавший синий кристалл может облегчить тяжёлый уровень, дав возможность преодолеть тупик. Где-то не повезёт, а где-то удача и улыбнётся.
Геймдизайн миссий строится вокруг идеи «прохождение на грани». Врагов всегда больше. Задач всегда несколько. Нередко на задании присутствует таймер. К тому же, стоит выполнять дополнительные задания, которые открывают новое снаряжение и дают зелёные камни, за счёт которых расширяются возможности ваших героев.
Порой всех этих переменных слишком много. Особенно этим грешит задание по поиску карты в библиотеке с полтергейстом: семь раундов на выполнение, полная локация врагов, замкнутые пространства и целых 20 точек, которые нужно посетить. На такое испытание уйдёт не один десяток попыток.
Благо, если вы не любитель видеоигровых истязаний, сложность игры можно сменить в любой момент. Вообще, для комфортного прохождения лучше осилить все задания на самом лёгком уровне, чтобы открыть минимально необходимые навыки и перепройти всё на сложности повыше. Но и на средней Druidstone вполне проходима.
В любом случае, это скорее мелочи, которые всплывают при подробном изучении местной игровой механики и прохождении на сложности выше лёгкой. Даже с таким нюансом, как случайный лут противников, Druidstone остаётся весьма честной тактикой, без всяких промахов и критических ударов. Каждый элемент, необходимый для игры этого жанра, выполнен на высшем уровне: информативный интерфейс, визуально понятный дизайн, глубокий и проработанный геймплей и огромный простор для стратегии и планирования.
Что таится в лесу друидов
Разработчики из студии Ctrl Alt Ninja прекратили работать над серией Legend of Grimrock, однако её дизайн узнаётся в Druidstone с первого взгляда. Очень похожие модели (особенно каменные стены), знакомая цветовая палитра. Даже шрифты и картинки персонажей будто взяты из «Гримрока». И это не в коем случае не минус: сами по себе элементы дизайна выглядят приятно, а визуальная схожесть работает на узнаваемость и некую ностальгию по предыдущей работе команды.
В целом, художественную составляющую Druidstone хочется только хвалить: густая, сочно-зелёная листва практически на каждом уровне, милый фэнтезийный дизайн, кельтская мифология и прекрасный саундтрек. В память моментально врезается как главная тема игры, выполненная в спокойном темпе с помощью духовых, так и бодрые темы сражений, больше напоминающие ранние Final Fantasy.
К тому же, вся эта красота отлично оптимизирована и идёт без всяких проблем и багов. Druidstone — законченная игра, однако в будущем игроков ждёт редактор карт и дополнительные миссии.
У коллектива из студии Ctrl Alt Ninja есть уникальный талант — они делают прекрасные, удивительные игры, которые выходят максимально незаметно для широкой публики. И это обидно, ведь Druidstone: The Secret of the Menhir Forest — это выдающийся представитель походовой тактики, который заслуживает куда большего внимания и ажиотажа. В объективный минус ей можно поставить лишь блеклый и банальный сюжет, который сильно проигрывает на фоне безупречного и отточенного геймплея.
Ну, и тот факт, что это не Legend of Grimrock 3. В любом случае, и от Druidstone 2 я бы не отказался — она ничуть не хуже своего «подземельного» предшественника.