Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Разбираемся, чего не хватает игре, которая своей концепцией напоминает BioShock.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Второго мая состоялся релиз фантастического хоррора Close to the Sun. Ещё до выхода игру успели окрестить «клоном BioShock», уж очень сложно было не узнать по скриншотам и видео из игры разрушенный подводный город Восторг. Да и тематика была соответствующая — взлёт и падение технологически продвинутого общества.

Разработчики были польщены сравнением, однако обещали рассказать совершенно другую историю. Соединив миф об Икаре с биографией Николы Теслы, они хотели предложить свежий взгляд на проблему человека и технологий.

У студии Storm in the Teacup получилось раскрыть в игре несколько любопытных идей, но не без проблем. Рассказываем, какие выводы можно сделать из истории Close to the Sun.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Кто вы, мистер Тесла?

В 1897 году Роуз Арчер получает от своей сестры загадочное письмо. Она просит разыскать её на борту «Гелиоса» — исполинского морского лайнера, построенного компанией Николы Теслы. По задумке изобретателя, судно должно было стать убежищем для учёных из разных стран, которые, собравшись в одном месте, двигали бы прогресс вперёд ради блага всего человечества.

Уже с первых строк вступления видны параллели с BioShock — здесь есть и мечтательный изобретатель-филантроп, и закрытый анклав лучших умов общества, и слепая вера в Ум и Науку. И, конечно, точно так же «Гелиос» к началу игры разрушен и переполнен чудовищами, убивающими всё на своём пути.

Стоит сразу оговориться, что, несмотря на наличие хоррор-элементов, жанрово игра — типичный «симулятор ходьбы». Полдюжины раз нас заставят убегать от непобедимых врагов, но ни боевой системы, ни стелс-механик в Close to the Sun нет. Большую часть времени придётся неторопливо исследовать заброшенные помещения корабля, разгадывая головоломки и читая записи членов экипажа.

А посмотреть на «Гелиосе» есть на что. Несмотря на редкие технические огрехи и небольшое количество деталей, палубы корабля выглядят атмосферно. Утопающий в смоге и тумане внутренний порт, полуразрушенный дендрарий, стимпанковский монорельс, соединяющий отдалённые части «Гелиоса» — образ затерянного в шторме лайнера запоминается надолго.

Но вот столкновения с противниками получились неуклюжими и однообразными. При встрече с очередным чудовищем Close to the Sun заставляет игрока отложить все исследования и убежать в безопасное место, продираясь сквозь череду помещений и коридоров, заваленных различными препятствиями. Такие экшен-моменты резко контрастируют с неспешным темпом остальной игры. К счастью, эти ситуации редки и не вызывают особых трудностей.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Не способны задержать надолго и головоломки. В большинстве случаев нам нужно подобрать правильную комбинацию цифр или символов, а ответ скрыт неподалеку — в записках или настенных надписях. Ни о каких многоступенчатых квестах или нестандартных загадках речи не идёт. Всё же основная причина пройти игру — её история.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

В первые часы Close to the Sun поднимает множество тем, но постоянно обманывает ожидания игрока — и не в самом хорошем смысле. Долгое время просто невозможно понять, о чём её история. Сначала игра похожа на политический триллер, посвящённый коммерческому противостоянию Николы Теслы и Томаса Эдисона.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Из записок и инструкций мы узнаем, что во внутреннем доке «Гелиоса» царила параноидальная обстановка — в каждом приезжем подозревали шпиона и диверсанта. Суровый нрав службы безопасности, а также кровь и следы пыток в подсобных помещениях охраны дают основания предположить, что сейчас игра расскажет о тоталитаризме и автократии.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Однако уже через полчаса авторы Close to the Sun будто бы забывают об этом и начинают хвастаться гением Николы Теслы, приписывая ему самые различные достижения двадцатого века. Среди жителей «Гелиоса» можно узнать много реальных исторических личностей, и складывается ощущение, что дальше нас ждёт рассказ о гениальных, но непримиримых характерах и социальном напряжении в обществе учёных. Однако и эта тема не становится ведущей.

Сюжет игры сначала ударяется в мистику, потом показывает истории про восстание, а дальше — рассказывает о помешательстве учёных и серийных убийствах. Но ни одна тема не становится основной, и ни одной будто бы не уделяют должного внимания.

И только после всего этого Close to the Sun начинает рассказывать свою настоящую историю — о путешествии во времени.

1897 год, альтернативная Земля

К чести разработчиков, нужно признать — техническую часть они подготовили основательно. В основе истории Close to the Sun лежит необычная научная концепция — Теория одноэлектронной вселенной.

Это реально существующая гипотеза, предложенная лауреатом нобелевской премии Ричардом Фейнманом в 1940 году. Фейнман долго пытался понять, почему все электроны во вселенной абсолютно одинаковы — имеют один и тот же заряд, массу и спин. Ему пришла в голову идея, что на самом деле во вселенной существует один-единственный электрон, путешествующий вперёд и назад во времени бесчисленное количество раз.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Теоретически, основы Общей теории относительности и квантовой механики это разрешают — время с точки зрения современной физики вообще весьма относительное понятие.

С точки зрения частицы, летящей сквозь космос со скоростью света, вселенная будет выглядеть совсем иначе, чем мы можем себе представить. Если же брать постулаты теорий в отрасли физики элементарных частиц, путешествия во времени — закономерный вывод из существующих наблюдений.

Согласно Фейнману, траектория любого отдельно взятого электрона в определённом отрезке времени — всего лишь отрезок общей траектории одного-единственного электрона. Гипотетически, электрон может двигаться не только вперёд во времени, но и назад. Фейнман предположил, что он способен поменять направление движения, превратившись в позитрон.

Теория одноэлектронной вселенной существует и по сей день. Несмотря на ряд серьёзных недостатков, к примеру, преобладание электронов над позитронами в наблюдаемой вселенной, она всё же может оказаться правдой. Но её главная проблема — недоказуемость на современном уровне развития физики, а также бессмысленность для науки. Даже если гипотеза подтвердится, это не принесёт никакой практической пользы и не позволит предсказать или описать никакой неизвестный феномен.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

В Close to the Sun же подтверждение этой теории позволило Тесле использовать энергию электрона в коммерческих целях. Неизвестным образом он смог поймать в ловушку частицу из другого времени и открыть безграничный источник энергии. В качестве научной модели этого механизма приводятся уравнения метрики Минковского.

Заступая на территорию чистой фантастики, игра далее приводит побочные явления этого открытия — чудовищ, возникших после вмешательства в пространственно-временной континуум.

И всё же, история Close to the Sun хорошо проиллюстрировала нелинейность движения электрона в указанной гипотезе на примере событий, случившихся на «Гелиосе». Подобно странной траектории частицы, пути героев сами оказались неразрывно связаны с путешествиями во времени. Похожие пространственно-временные парадоксы можно было встретить ещё в BioShock Infinite, но команда Storm in the Teacup нашла им любопытное научное обоснование.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Миф об Икаре

Само название игры — отсылка к древнегреческому мифу, который разработчики хотели пересказать на новый лад. К сожалению, они не учли, что история Икара — в первую очередь не про искусственные крылья, а про человеческую беспечность, наивность, гордыню.

Сравнение с BioShock сыграло с Close to the Sun злую шутку. В игре Кена Левина научные гипотезы служили всего лишь фоном для настоящей истории — о падении города, разрушенного социальным неравенством, жадностью, эгоизмом. Главным источником проблем служила именно человеческая природа, а научные достижения лишь подчёркивали, усиливали человеческие пороки. Даже в BioShock Infinite бесчисленные возможности квантовой механики только лишний раз напоминали о важности принятых решений, неотвратимости судьбы.

Несбывшаяся мечта: о чём забыли создатели Close to the Sun

Close to the Sun могла рассказать о социальных проблемах, возникших вследствие открытия безграничного источника энергии, об ошибочной слепой вере в науку и непогрешимость великих учёных, о попытке изменить своё прошлое, или о чём-то совсем другом. Всё нужное для этих историй в игре уже есть.

Мы могли увидеть Теслу, одержимого своим соперничеством с Эдисоном, не видящего проблем, к каким привела его борьба, не замечающего цены его научных открытий, или сотню других менее шаблонных вариантов.

К сожалению, ни этой, ни других сильных человеческих историй в Close to the Sun не найти. Никаких сложных вопросов она не поднимает, а её сюжет получился настолько переусложнённым и неровным, что ни сопереживать, ни посочувствовать героям не получается.

Всё, что ждёт игрока в конце игры — несколько подсказок, которые помогут разобраться в хронологии событий и понять, что же произошло на корабле, после чего только и остаётся, что пожать плечами.

Несмотря на амбиции разработчиков, Close to the Sun не сумела показать ничего важного. Студия решила поэкспериментировать с множеством интересных идей, но, похоже, так и не определилась, о чём хочет именно рассказать. В результате, большинство персонажей не получило должного раскрытия, а потенциально интересные задумки ни к чему не привели.

Концепция путешествия во времени получилась неординарной и достойна отдельного рассмотрения. Жаль только, что приложив столько усилий к иллюстрации парадоксов научной теории, авторы не смогли построить вокруг неё хорошую историю.

А без этого Close to the Sun так и осталась игрой про столкновение с монстрами, заполонившими корабль.

5858
33 комментария

Комментарий недоступен

11

И сюжета.

3

А как же крутить вентили?
А также подбирать вентили чтобы их крутить?

3

Многократно завышенные ожидания игроков и штампы которые расставляют одни, и подхватывают другие, вот проблемы современных игр.
Любая современная игра по первым же скриншотам\роликам моментально называется "убийцей чего-то там легендарного вышедшего до нее", народ ждет что эта новинка без сомнений возьмет все лучшее предыдущей версии и добавив свои уникальные фишки окажется шедевром.

А на деле, мы видим как небольшая групка людей выпустила игру, они постарались сделать что могли, постарались выдать максимальную возможную для их уровня картинку и историю, никто не претендовал на большой и объемный проект, но почему-то игроки ожидали в сотни раз большего. Нафантазировав себе мега игру и купив\поиграв в нее, теперь они чувствуют себя обманутыми.

11

Сколько уже этих вариантов биошока?(концепцией напоминающих, да*). Была хоть одна достойная?

Комментарий недоступен

11

Действительно, сколько?